Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории

1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли торгового предприятия  

1.2 Прибыль и рентабельность как показатели эффективности коммерческой деятельности  

1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния

2 Оценка и анализ прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес»

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Ваш бизнес»  

2.2 Анализ формирования прибыли ООО «Ваш бизнес»  

2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «Ваш бизнес»  

3 Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес

3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности  

3.2 Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий  

3.2.1 Эффективность совершенствования работы с поставщиками  

3.2.2 Эффективность организации работы под заказ  

3.2.3 Эффектность организации обновления компьютеров  

3.2.4 Расчет сводных показателей эффективности  

Заключение

Список литературы  

Приложения

 



Введение

 

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия любой отрасли народного хозяйства.

Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший по причине высоких затрат (издержек обращения) предприятия.

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли, которая выступает не только в качестве главного финансового показателя деятельности предприятия или организации, но и является источником удовлетворения разнообразных потребностей в целом.

Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Как экономическая категория, прибыль отражает совокупность отношений хозяйственных субъектов, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли имеет немаловажное значение, так как своевременно выявленные резервы и нахождение «тонких» мест в деятельности организации помогут более эффективно использовать ресурсы предприятия (материальные, денежные, трудовые).

На основании анализа формирования прибыли торгового предприятия, факторов, обусловивших изменение показателей, можно разработать пути развития предприятия, которые позволят не только оставить прежний уровень прибыльности, но и значительно повысить его. Правильный выбор на правления анализа прибыли, четкое представление сильных и слабых сторон торгового предприятия, позволяют руководству принимать адекватные решения, снижать риск неудач, выявить неиспользованные мощности.

Проблемы повышения прибыли и рентабельности предприятия рассматриваются в учебных пособиях и монографиях таких авторов как Альбеков Ю.А., Согомонян С.А., Бакаев В.В., Ковалев В.В., Савицкая Г.В. и других.

Так как проблема повышения прибыли и рентабельности всегда актуальна для любого предприятия, то выбранная тема также является актуальной.

Целью выполнения данной дипломной работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории

- Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- Разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- Дать экономическую оценки предложенным мероприятиям.

Предметом исследования является формирование прибыли и рентабельности предприятия и пути их повышения.

Объектом исследования является ООО «Ваш бизнес»

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введения раскрывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы прибыли как экономической категории. Во второй главе проводится оценка и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия. В третьей главе проводится разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия и оценивается их эффективность.

Работа представлена на 85 страницах, содержит 15 таблиц и 9 рисунков.



Преимущества для поставщика

Реверсивный факторинг позволяет поставщику увеличить объемы продаж и прибыль, исключить риски во взаимоотношениях с покупателем, наладить более тесные взаимосвязи с покупателями.

Преимущества для покупателя

Реверсивный факторинг является оптимальным финансовым инструментом, с помощью которого покупатель получает возможность значительно увеличить объем продаж, точно и в срок исполнять договорные обязательства перед поставщиками, привлекать новых клиентов за счет предложения более выгодных условий, не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия, а сконцентрировать их для решения стратегических задач бизнеса.

В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются следующие три основных компонента :

Заключение

 

Целью выполнения данной дипломной работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии. Цель работы была достигнута. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

- Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории

- Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- Разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- Дать экономическую оценки предложенным мероприятиям.

Проведенный анализ деятельности ООО «Ваш бизнес» позволяет сказать, что:

- Предприятие имеет рост товарооборота на 5,48%, при этом сумма валовой прибыли возросла на 17,81%, а ее уровень на 3,05%, издержки обращения выросли на 20,04%, а их уровень на 2,71%. Рост уровня издержек обращения оценивается отрицательно, так как это свидетельствует о перерасходе средств.

- Наблюдается снижение внереализационных доходов на 98,15%, и снижение внереализационных расходов на 63,41%. Проценты к уплате снизились на 30 тыс. руб. (10,2%)

- Рост операционных доходов составил 1 тыс. руб., а операционных расходов 37 тыс. руб. (23,42%.).

- Прибыль до налогообложения возросла на 105 тыс. руб. (19,59%), рентабельность от обычной деятельности возросла на 0,42%. Снижение налогов составило 85 тыс. руб. (36,32%).

- Прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль предприятия составила 492 тыс. руб. в 2003 году. Рост показателя составил 190 тыс. руб. (62,91%).

- Численность персонала и его структура не изменилась.

- Производительность труда выросла на 5,48%, труда ТОП – на 5,48%.

Анализ доходов ООО «Ваш бизнес» показал, что доходы предприятия практически полностью (98,7% в 2002 году и 99,96% в 2003 году) составляет валовая прибыль предприятия.

Факторный анализ показателей прибыли позволяет сказать, что на валовую прибыль оказывают влияние динамика товарооборота и уровень торговой надбавки. Рост товарооборота на 863 тыс. руб. привел к росту валовой прибыли на 225,01 тыс. руб. Рост торговых набавок привел к росту валовой прибыли на 505,99 тыс. руб. Таким образом, максимальное влияние на валовую прибыль оказал рост торговой надбавки.

Рост товарооборота и рост уровня валовой прибыли оказали на прибыль от продаж положительные влияние. Рост объема товарооборота привел к росту прибыли от продаж на 55,69 тыс. руб. Рост уровня валовой прибыли привел к росту прибыли от продаж на 505,99 тыс. руб.

Рост уровня издержек обращения привел к снижению прибыли от продаж на 449,68 тыс. руб., однако, положительное влияние других факторов компенсировало отрицательное влияние роста уровня издержек обращения.

По всем показателям рентабельности наблюдается рост. Операционная рентабельность возросла на 3,05%, рентабельность финансово-хозяйственной деятельности – на 0,34%, рентабельность общей деятельности – на 0,46%, рентабельность конечной деятельности – на 1,04%, рентабельность затрат- на 1,61%, рентабельность продукции – на 5,81%. Рост чистой прибыли привел к росту рентабельности на 1,21%, а рост товарооборота – к снижению рентабельности конечной деятельности на 1,04%. Для повышения прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес» предлагается:

- Совершенствование работы с поставщиками товаров

- Организация работы на заказ

- Организация работы по апгрейду (обновлению) компьютеров

Экономия от заключения долгосрочных договоров составит 157,91 тыс. руб.

При применении факторинга в расчетах с покупателями, даже неся дополнительные затраты по оплате услуг факторинговой фирмы, предприятие имеет рост прибыли от продаж почти в два раза. Это связано с двукратным ростом средств в обращении. Для покупателя это выгодно, так как из оборота на срок в среднем 30 дней не отвлекаются средства, плата за них также меньше стоимости кредита, он может направить их на расширение товарооборота. Также следует отметить, что получение кредита в банке сопряжено с трудностями оформления и требуется залог имущества, а при факторинге залога не требуется. Максимальный рост обеспечивает применение факторинга в расчетах с поставщиками, так как это позволяет в два раза увеличить средства в обороте, расширить номенклатуру товаров. Так как основным тормозом в расширении бизнеса является как раз недостаток средств в обороте, то данное мероприятие позволит также более полно реализовать потенциал предприятия.

При организации работы под заказ рост прибыли от реализации составит 347,6 тыс. руб. Организация апгрейда позволит увеличить прибыль на 35 тыс. руб. Внедрение мероприятия приведет к росту товарооборота на 14236 тыс. руб., что составит 85,72%. Рост производительности труда составит также 85,75%. Прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль возрастут на 2717 тыс. руб. (652,23%), а рентабельность конечной деятельности – на 7,44%.

Динамика данных показателей говорит о том, что внедрение данных мероприятий целесообразно.



Список литературы

 

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Дело, 2003

2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300 – в редакции Федерального Закона от 9 января 1996 г. №2.

3. О мерах по государственному регулированию и изучению торгового обслуживания населения: постановление от 12. 08. №936 // Экономика и жизнь. – 1994. - №38.

4. О применении контрольно-кассовых машин: Письмо Госналогслужбы РФ от 1. 07. 1998г. №ВК- 6 – 16 / 390 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. – 1998. - №8. – с. 61 –62.

5. Аванесов Ю.А., Клочко А.М., Васькин Е.В. Основы коммерциологии на рынке товаров и услуг. – М.: ТОО «Люкс – арт», 1995.

6. Аванесов Ю.А., Князева Р.С. и др. Экономика предприятий сферы товарного обращения. М.: МИПП, 1996.

7. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002

8. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2000.

9. Архипов В.Е. Чего не следует делать, если покупатель говорит нет. // Современная торговля. – 1999. - №5. – с. 25 – 26.

10. Баженов Ю.К., Васькин Е.В. Организация рекламы в магазине: Учебно-практическое пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

11. Бакаева В.В. Организация и технология розничной торговли: Учебник для вузов. – Новосибирск: Центр союз РФ, Сибирский ун-т потребительской кооперации, 1999.

12. Бакаева В.В. Удобно ли вам в магазине. // Современная торговля. – 2000. - №3. – с. 20 – 23.

13. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. – М.: Экономика, 1990. – 206 с.

14. Белый Б.Н. Модели массового обслуживания в торговле: Учебное пособие. – Киев: КТЭИ, 1997.

15. Бергер И.Н. Торговые услуги. – Киев: «Техника», 1982.

16. Бизнес-планирование: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.М. Попова, С.И. Лапунова. — М.: Финансы и статистика, 2001

17. Бланк А.И. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во ЭКМОС, 1998.

18. Борисов М. Униформа персонала – имидж компании. // Новости торговли. – 2000. - №10. – с. 20.

19. Бурмистров В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами. – М.: Экономика, 1989.

20. Валевич Р. П. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие, Мн.: Вышэйшая школа, 1996

21. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. - Минск: Высшая школа, 1998.

22. Галкина Н. Ассортимент – категория управляемая. // Вы и Ваш магазин. – 2000. - №5. – с. 28 – 30.

23. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1996.

24. Горин М.А. Технология розничной продажи товаров и обслуживание покупателей: Учебное пособие. – М.: «Люкс-арт», 1996.

25. Гуняков Ю.В. Начало коммерциологии: функциональный аспект. – Кр-к.: КГУ, 2001.

26. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. – СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1993. – 212 с.

27. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Маркетинг, 2001.

28. Дашков Л.П., Памбухчиянс В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.

29. Джоунз Г. Торговый бизнес. Как организовать и управлять/ Г. Джоунз. – М.: ИД Весь, 1996

30. Дорошева М.В. Этика обслуживания. // Управление персоналом. – 1999. – №2. – с. 16 – 19.

31. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: НИМБ, 1999.

32. Емельянова Т.В. Кравченко В.П. Экономика общественного питания: Учеб. пособие. — Мн.: Высшая школа, 2003

33. Ермолович Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — Мн.: Интерпрессервис, 2001.

34. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2002

35. Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2000.

36. Иванова Т.И. Современные методы организации торговой деятельности/ Петербургская газета. – 2003. – №4 – с.3

37. Ильин А. Планирование на предприятии. В 2 ч. Стратегическое планирование. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.

38. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. А.И. Ильина. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000.

39. Каверзин Д. Тенденции развития оптового рынка сегодня/Современная торговля. – 2003. -№4. – с. 4-5.

40. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000.

41. Короткевич В. Г Практикум по экономике, организации производства и маркетингу на предприятии. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004

42. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле, Мн.: Вышэйшая школа, 2000

43. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск: Высшая школа, 2000.

44. Крылов А. Петербургу подарят социальную торговую сеть/ Экономика и время – 2003. - №24. – с.2-3.

45. Ланкастер Д. Продажа и управление сбытом. / Пер. с англ. – Минск: Амалфея, 1999.

46. Лебедева С.Н. Казиначикова Н.А. Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия. – Мн.: Новое знание, 2003

47. Лебедева С.Н. Мисникова Л.В. Организация и экономика труда: Учебник. — Мн.: Мисанта, 2002.

48. Леви М., Вайтц Б. Основ розничной торговли. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999.

49. Лицом к покупателю. // Вы и Ваш магазин. – 1999. - №4. – с. 23; 26.

50. Микроэкономика: Учебник/Под общ. ред. Яковлевой Е.Б. Ассоциация авторов и издателей. - М.: Тандем, 2001

51. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие. / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др. - Минск: Высшая школа, 2000.

52. Организация торговли продовольственными товарами: Учебник для торговых вузов. / П.Г. Гончаров, В.Ф. Егоров, С.Д. Ждакова и др. – М.: Экономика, 1998.

53. Осипова Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для студентов вузов. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.

54. Памбухчиянс О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.

55. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2002

56. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000.

57. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: Инфра-М, 2001

58. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Информ.-внедренч. центр "Маркетинг", 1999.

59. Розничная торговля: требования к обслуживающему персоналу. // Российская торговля. – 2000. - №6. – с. 23 – 25.

60. Российская торговая энциклопедия в 5 т. / Министерство торговли РФ; Академия экономических наук и предпринимательской деятельности России; гл. ред. Я.Л.Орлов – М.: РООИ и П «За социальную защиту и справедливость налогообложения», 2003. – 496 с.

61. Рыбина М.Н. Особенности формирования конкурентоспособности малого предприятия/ Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. -№4. – с. 4-5.

62. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 1999.

63. Свиридова О. Прием товара – правильное оборудование и технология приносят успех. // Витрина. – 1999. - №12. – с. 39 – 40.

64. Свяховская И.В. Комментарии к санитарным правилам для предприятий продовольственной торговли. // Современная торговля. – 1999. - №6. – с.36 – 45.

65. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 1998.

66. Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2003

67. Соломатин А.Н., Петров П.В. Экономика товарного обращения: Учебник. М.: Инфра-М, 2001.

68. Торговля; Правила торговли; Защита прав покупателей; Ответственность продавца: Сборник нормативных документов. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Ось-89, 1999.

69. Торговое дело: Учебник/ под общ. ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2000

70. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Под общ. ред. проф. Л.А.Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000

71. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С.Стояновой..- М. : Перспектива.-2003

72. Чечкин Д. С. Быть торговле/ Современная торговля.-2003 -№5. – с.4.

73. Шандезон Ж. Методы продажи: Пер. с фр. / Общ. ред. В.С. Загашвили/ Ж. Шандезон, А. Лансестр. – М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993 г. – 160 с.

74. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля: настольная книга руководителя, главбуха и юриста. – М.: Дело и Сервис, 1999.

75. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / под общ. ред. Соломатина А.Н. М.: Инфра-М, 2000.

76. Экономика предприятия. / Табурчак П.П. - Феникс, 2002.

77. Экономика предприятия. Конспект лекций в схемах. / Оганесян А. - ПРИОР, 2003

78. Экономика предприятия. Конспект лекций. / Прудников В.М., Скляренко В.К. - Инфра-М, 2001

79. Экономика торгового предприятия/Под ред. Голованова А.И. – М. ИНФРА-М, 2000

80. Экономика торгового предприятия: Учебник / под общ. ред. Гребнева А.И. М.: Экономика, 1997.

 


[1] Налоговый Кодекс Российской Федерации

[2] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002

[3] Экономика торгового предприятия/Под ред. Голованова А.И. – М. ИНФРА-М, 2000

[4] Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2002

[5] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002

[6] Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2002


Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории

1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли торгового предприятия  

1.2 Прибыль и рентабельность как показатели эффективности коммерческой деятельности  

1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния

2 Оценка и анализ прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес»

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Ваш бизнес»  

2.2 Анализ формирования прибыли ООО «Ваш бизнес»  

2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «Ваш бизнес»  

3 Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Ваш бизнес

3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности  

3.2 Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий  

3.2.1 Эффективность совершенствования работы с поставщиками  

3.2.2 Эффективность организации работы под заказ  

3.2.3 Эффектность организации обновления компьютеров  

3.2.4 Расчет сводных показателей эффективности  

Заключение

Список литературы  

Приложения

 



Введение

 

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функцией торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия любой отрасли народного хозяйства.

Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший по причине высоких затрат (издержек обращения) предприятия.

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли, которая выступает не только в качестве главного финансового показателя деятельности предприятия или организации, но и является источником удовлетворения разнообразных потребностей в целом.

Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Как экономическая категория, прибыль отражает совокупность отношений хозяйственных субъектов, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли имеет немаловажное значение, так как своевременно выявленные резервы и нахождение «тонких» мест в деятельности организации помогут более эффективно использовать ресурсы предприятия (материальные, денежные, трудовые).

На основании анализа формирования прибыли торгового предприятия, факторов, обусловивших изменение показателей, можно разработать пути развития предприятия, которые позволят не только оставить прежний уровень прибыльности, но и значительно повысить его. Правильный выбор на правления анализа прибыли, четкое представление сильных и слабых сторон торгового предприятия, позволяют руководству принимать адекватные решения, снижать риск неудач, выявить неиспользованные мощности.

Проблемы повышения прибыли и рентабельности предприятия рассматриваются в учебных пособиях и монографиях таких авторов как Альбеков Ю.А., Согомонян С.А., Бакаев В.В., Ковалев В.В., Савицкая Г.В. и других.

Так как проблема повышения прибыли и рентабельности всегда актуальна для любого предприятия, то выбранная тема также является актуальной.

Целью выполнения данной дипломной работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории

- Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- Разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- Дать экономическую оценки предложенным мероприятиям.

Предметом исследования является формирование прибыли и рентабельности предприятия и пути их повышения.

Объектом исследования является ООО «Ваш бизнес»

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введения раскрывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы прибыли как экономической категории. Во второй главе проводится оценка и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия. В третьей главе проводится разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия и оценивается их эффективность.

Работа представлена на 85 страницах, содержит 15 таблиц и 9 рисунков.



Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории

 

1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли торгового предприятия

 

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям[1].

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

Получение прибыли является главной целью существования коммерческого предприятия, как указывается в их Уставах. Именно прибыль характеризует размер и размах предприятия, его уровень развития, его место среди других таких же предприятий.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Сумма прибыли выражается в натуральных – денежных – единицах, а уровень прибыли в относительных. Обе эти характеристики позволяют проводить сравнение и анализ как деятельности самого предприятия во времени, так и проводить сравнение и анализ предприятий между собой. Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров.

Прибыль, как уже отмечалось, представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации в связи с уменьшением объема поставок товара, снижением покупательского спроса.

В упрощенном виде прибыль — это разность между выручкой от реализации и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть валовой, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях. Прибыль выполняет три основные функции.

- Прибыль, прежде всего, используется в качестве показателя оценки итогов самостоятельной деятельности предприятия, поскольку в ней отражаются все стороны его деятельности как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы предприятия, так как величина ее во многом определяется не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налога с оборота, структурные сдвиги и т. д.). Многофакторность экономической категории прибыли вызывает необходимость использовать наряду с прибылью другие показатели эффективности производства (реализованная продукция, производительность труда, скорость оборота оборотных средств и др.).

- Вторая функция прибыли – распределительная. Прибыль используется в качестве орудия распределения прибавочного продукта и его денежной формы – чистого дохода между предприятием и обществом в лице государства, между предприятием и отраслью, между предприятием и его работниками, между сферой материального производства, где создается прибавочный продукт, и непроизводственной сферой, которая содержится обществом за счет прибавочного продукта.

- Третья функция прибыли связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников. Прибыль используется как источник и условие формирования поощрительных фондов предприятий и в качестве крупного финансового ресурса расширенного воспроизводства на базе технического прогресса[2].

Прибыль, получаемая торговой организацией в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль. Схема формирования прибыли приведена на рисунке 1.1


 

                                         
Выручка от реализации
Закупочная стоимость товаров
Валовая прибыль
Коммерческие и управленческие расходы
Сальдо от внереализационной и операционной деятельности
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль другие аналогичные платежи
 
Чистая прибыль

 


Рис. 1.1. Схема формирования прибыли предприятия

 

Государство в законодательном порядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей. Принципиально важно, чтобы при этом соблюдались интересы как государства, так и коммерческих организаций. Размер изъятия прибыли в бюджет не должен снижать заинтересованность хозяйствующих субъектов в расширении объемов и улучшении финансовых результатов предпринимательской деятельности.

Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль торговой организации, или прибыль, остающуюся в ее распоряжении.

Чем больше прибыли, полученной торговой организацией, остается в ее распоряжении, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.

Определение порядка распределения и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции коммерческой организации. Схема распределения прибыли приведена на рисунке 1.2.

         
 
Расходы на социальные нужды: материальная помощь, оплата путевок, лечения, материальное поощрение
Резервный фонд Ремонтный фонд Капитальные вложения И т.д.

 

 


Рис. 1.2. Схема распределения чистой прибыли

 

В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью резервный фонд можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — для покрытия непредвиденны потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонд определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли. Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии. Выявленные пропорции (в процентном соотношении) использования чистой прибыли характеризуют распреде­лительную политику руководства предприятия. Так, соотношение фондов потребления и фондов накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании.

Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределения чистой прибыли.

Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты .налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль.

Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена для строительства и приобретения основных фондов, т. е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений. Часть средств фонда накопления, направленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в активе баланса на расчетном счете, появляется эквива­лентная стоимость другого имущества, созданного на эти средства и также отраженного в активе, но по другой статье (например, «Основные средства», «Нематериальные активы» и др.

Кроме того, за счет фонда накопления финансируют расходы, которые носят безвозвратный характер:

- на проведение научно-исследовательских работ;

- на природоохранительные мероприятия;

- расходы сверх установленных норм включения в себестоимость для налогообложения (повышение квалификации, командировочные, представительские расходы, проценты за кредит и др.);

- расходы по выпуску ценных бумаг;

- взносы по созданию других предприятий;

- уплата штрафных санкций в случае сокрытия (за­нижения) прибыли, нарушения требований по охране окружающей среды; ряд других расходов.

Для контроля за движением средств в составе фонда накопления рекомендуется выделять фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.

Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различ­ного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Социальные и компенсацион­ные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся; материальная помощь, оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых, приобретение за счет предприятия медикаментов и т.п.

Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия

Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.

Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.

Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)»[3]. Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.

Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система показателей определяемая бухгалтерской отчетностью

 




Дата: 2019-05-29, просмотров: 270.