ГЛАВА III . Реконструкция монастыря, позитивные/негативные изменения в ансамбле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

За всю свою историю Сийский монастырь многократно изменял свой внешний облик, от деревянных строений с его основания, от которых до нас ничего не дошло, кроме воспоминаний в летописях[25] и первых храмов и корпусов, возводимых на протяжении нескольких десятилетий и постепенно перестраиваемых под нужды обители. Советские годы тяжелее всего сказались на постройках, поначалу заброшенные, с течением времени были разорены или совершенно искажены.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома (дача губернатора).

Самому большому урону подверглись ныне утраченные каменные палаты игуменского корпуса, братский корпус и храм-колокольня, восстанавливая которую реставраторам и братии пришлось решать сложные задачи по восстановлению утраченного здания с попыткой сохранить его первоначальный облик исходя из скудных данных, в том числе дореволюционных фотографий и описаний путешественников.[26]

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (1992).

При подготовке проекта реставрации обители в первую очередь использовали фотографии, которые не всегда давали ответы на все возникающие вопросы. Решения находились по аналогии с другими памятниками того времени. Так случилось с храмом колокольней – откидное крыльцо которого восстановлено точно на старом месте с использованием сохранившихся лиственничных свай, с опорой ползучей арки на стену галереи — на восстановленную по остаткам срубленного кирпича пяту. Вероятно, еще в XIX веке проем в стене был заложен, а крыльцо по ветхости разобрано. При реконструкции были найдены следы его крепления и сам вход. При проектировании архитектор пришел к выводу что крыльцо было крытое, так называемый рундук.

Главные проблемы были внутри здания. Если при восстановлении фасада помогали фотографии, то при планировке никаких подсказок или точных описаний интерьера не было. Площадь храма очень маленькая, потому для певчих построен балкон, к тому же сделана в стене ниша с окном, в результате получилось светлое помещение для хора. Вверху устроили своды в форме раковин — введены тромпы для перехода от четырехгранника к восьмиграннику. Эти тромпы — как рупоры для голосов. В стены были вмурованы голосники — пятилитровые стеклянные банки, они придают звуку еще больший объем. Кроме того, толщина стен позволила устроить ниши, которые тоже резонируют.

Столь же творчески решены вопросы акустики и на звоннице. Ярус колокольни стоит на четырех столбах и с каждой стороны в стенах прорезаны арки. Для усовершенствования акустики внутри звонницы Галина Ивановна поставила еще и дополнительные стены с арками, часть звука, идущего от колоколов, наталкивалась на эту преграду и, возвратившись к центру, обогащалась новым звучанием.

За воссоздание храма-колокольни в Сийском монастыре Г.И. Анисимова удостоена Ордена преподобного Сергия Радонежского.[27]

При восстановлении куполов Троицкого собора так же использовались старые фотографии и здесь была самая лёгкая реставрационная задача, гораздо сложнее обстояло дело с восстановлением интерьеров. Как и в других помещениях описания имели очень скудный характер и чаще всего разнились, поэтому первоначально больших изменений, кроме консервации проходов, не было проделано, гораздо позднее архитекторы создают кирпичную невысокую алтарную стену в духе церковно-романского стиля, чтобы явно обозначить алтарную часть собора[28]. Рака с мощами преподобного Антония так же получила новое оформление[29], так как стара рака и все ее убранство было безвозвратно утрачено на заводе Софрино была заказана совершенно новая рака имеющая оформление в виде простой гробницы без сводов и балдахина, обитая серебром.

При реставрации трапезной палаты и благовещенской церкви было проделана колоссальная работа по восстановлению функциональности помещений: в самой трапезной и примыкающих к ней помещениях были выстелены новые каменные полы из брусчатки, заново выбелены все своды, включая храмы, на первом этаже восстановлена работа пекарни.

Под сводами Благовещенского храма в 2007 году были начаты работы по сооружению новой усыпальницы для Сийских подвижников, была выстроена маленькая церковь с честь святых, алтарь как и в других храмах так же выложен из кирпича, вместе с
Голгофой, по проекту архитектора Галины Анисимовой.

При исследовательских-археологических работах обнаружилось, что до закрытия монастыря возле входа в трапезную палату стояла архивная палатка, где хранились различные документы — свидетели многовековой истории обители и ее насельников. Годы ее сноса точно установить не удалось, но это произошло в XIX веке, так как ни на одной из старых фотографий этой архивной палатки уже нет. Ныне, после произведенных археологических раскопок, сооружено новое кирпичное здание, которое органично сочетается с архитектурным ансамблем монастыря, проект которого согласован с министерством культуры.

Надвратный храм с архиерейскими палатами так же за свою историю претерпел несколько изменений, но в первую очередь они коснулись функционала самих палат, а точнее его первого этажа. В самом начале при строительстве храма въездные врата в монастырь имели три портала, средний четыре метра в ширину и два боковых два с половиной метра, над ними имелись ниши для икон по московскому типу. Позднее боковые врата будут заложены и на месте их сделаны церковная лавка и склад, сейчас действует только центральные ворота[30].

Рассматривая старые фото можно увидеть что раньше у монастыря имелась невысокая каменная декоративная ограда возведенная в начале XVIII века вокруг центрального ансамбля монастыря, гораздо позднее в советские годы при разорении монастыря, ограда была разрушена и большая ее часть использована при других строительных нуждах, так как особой функции у нее не было братия восстановила лишь часть былой ограды чтобы ансамбль выглядел более целостным и имел более красивый внешний облик а так же отделял монашескую часть монастыря от храмового комплекса куда пускают паломников.[31]

История монастыря тесно связана с царской династией Романовых. Здесь отбывал ссылку Федор Никитич Романов — впоследствии Патриарх всея Руси Филарет, отец будущего царя Михаила,. Накануне 400-летия Дома Романовых братия обители решила поставить храм в честь последнего русского императора Николая II.

15 сентября 2012 года в монастыре прошли торжества, посвященные 20-летию возрождения обители. После литургии был совершен крестный ход, во время которого состоялось освящение закладного камня и водружение креста на месте будущей церкви во имя царя-страстотерпца. Автор проекта — Александр Геннадьевич Ляшенко. Архитектор сумел создать проект храма который вписался в храмовый ансамбль не нарушив его гармонии, двухуровневый четырехспадный одноглавый храм напоминающий уменьшенную копию церкви Петра и Павла в Кожевниках, теперь стоит рядом с трапезной палатой со стороны нынешнего игуменского корпуса.

Строительство началось 29 марта 2013 года. Весной был выполнен нулевой цикл — установлены винтовые сваи. Летом возвели стены храма. В сентябре установили купол храма и кровлю.

Летом 2014 ко дню Святой Троицы выполнили отделку по наружной обмазке храма. Иконостас изготовлен в Сергиево-посадской мастреской Аркадия Холопова. Иконы Божией Матери «Феодоровская» — покровительницы рода Романовых, Спасителя и царя-страстотерпца Николая изготовили сийские иконописцы Сергей Егоров и Игорем Лапин. Церковь оборудована монашескими стасидиями. Чертежи для изготовления стасидий братия привезла из афонского монастыря. [32]

При восстановлении обители были проведены археологические раскопки на месте бывшего игуменского корпуса, но из-за нехватки средств его восстановление отложено на неопределенное время.

Та же ситуация коснулась и старого братского корпуса, из-за отсутствия средств на восстановительные работы руины были законсервированы. 

 

Рассматривая реставраторский опыт Сийского монастыря и имеющийся результат, можно сказать что архитекторы и церковное руководство сумели найти ту самую золотую середину в которой жизненный функционал и сохранения исторического памятника соединились воедино, архитекторам удалось решить задачу восстановления целостного ансамбля с современными методами не нарушая его первоначального образа, не «обновляя» его современными методами, как в случае с Даниловским монастырем.

Если не брать в осмотр советские бараки находящиеся на территории монастыря ансамбль выглядит очень цельным и обходя его посетители могут даже и не подозревать что многие здания были переделаны или воссозданы заново по новым чертежам.

По традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения) и иконописная мастерская.

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется реставрация храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. [33]

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе была предпринята попытка исследования истории строительства Антониево-Сийского монастыря в и первой половине ХIХ века.

На основе собранного обширного архивного материала предпринята попытка систематического описания истории строительства монастыря в период его расцвета, как целостного, историко-культурного феномена. Этот процесс рассматривался как особое историческое явление, со своей внутренней структурой, особенностями и закономерностями.

При подготовке дипломной работы была определена цель — комплексный анализ архитектурно-пространственной системы Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, а также история его строительства реставрации и реконструкции.

Реализации цели дипломного исследования способствовало решение следующих задач:
— изучены особенности формирования данной обители;
— проведен анализ на основе собранного историко-архивного материала реконструирование строительства обители в период зарождения, развития и расцвета ее архитектурного комплекса, выявлены и проанализированы основные этапы строительства монастыря;

— дана оценка состоянию проведения реставрационных и реконструкторских восстановительных работ.

Задачи решены следующим образом:

Объектом является главный ансамбль Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (храмовый комплекс и каменные палаты).

Изучение ранней истории обители - с момента возникновения до рубежа ХV - ХIХ вв. - позволяет рассматривать ее как один из рядовых общежительных монастырей местного значения. По основным показателям: численность братии, земельная собственность, являясь единственным мужским монастырем Емецкого уезда, выделялась из общей совокупности мелких провинциальных обителей своим архитектурным ансамблем.

Перелом в судьбе монастыря происходит в конце ХVI века и связан с изменившимся ее административным положением, административным значение в регионе и позднее деятельностью выдающегося иерарха – патриарха Филарета. При нем совершается возрождение бурной строительной деятельности обители. В этот закладывается основа пространственной, структурно-функциональной и хозяйственной системы монастырского комплекса. В течение первых же двадцати лет в монастыре возникли сразу два каменных храма и колокольня. Широко развернувшееся строительство обеспечило жилыми и хозяйственными помещениями растущее монастырское братство.

Антониев монастырь во второй половине ХVII века превратился в богатый, благоустроенный монастырь, экономика которого находилась в цветущем состоянии.

Таким образом, архитектурный ансамбль представляет собой целый конгломерат памятников конца ХVII – середины ХIХ веков, среди которых Трапезная палата представляет несомненный художественный интерес.

После лет запустения с 1992 идет бурное возрождение обители, проведены крупные восстановительные работы, реставрация имеющихся архитектурным памятников а так же реконструкция утраченных элементов с исторической достоверностью, где архитекторы-реставраторы поставили перед собой цель как можно точнее восстановить былой вид монастырского ансамбля. Архитектурная история монастыря не застыла в своем развитии, как это обычно случается с архитектурными памятниками и продолжает развиваться, помимо сменяющих друг друга не особо значимых хозяйственных построек появляются новые храмы, гармонично вписывающиеся в старинный солидный ансамбль монастыря, только увеличивая его красоту.

Сийская обитель сохранила и сейчас важную роль в Емецком пейзаже. Она вписывается в него очень весомо, хотя и стоит в стороне от селений среди лесов. Ее открытый с одной стороны край становится виден с большого расстояния всем проезжающим по дороге со стороны озера. Стоящий на возвышенном берегу, монастырь возникает как центр большого пространства, связанного им и одухотворенного.

Пройдя через сотни лет, меняясь и перестраиваясь, выдержав все испытания которые преподнесла нам история, эта обитель доказала что даже при постоянной смене архитектурных стилей и декорация, если есть умелое руководство и талантливые мастера могут содержать и создавать удачные примеры соединения разных архитектурных стилей, разных технологий, не уродуя при этом окружающего пространства, а создавая цельный, цивой памятник архитектуры.

 

Выводы должны содержать ответы на поставленные задачи (суммарно нужно представить все выводы по главам): соотнести с формулировками плана и задач, например, про реставрацию - ни слова, почему?

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. А. Куратов А.А., архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»

2. Барсуков. Источники агиографии, стр. 51—54;

3. Белова, Л. Б. Новые материалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийского монастыря

4. Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках"

5. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 301—302;

6. Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках: история, архитектура, оформление храмовых интерьеров. — Ярославль, 2000. — 200 с.

7. П. А. Раппопорт «Древне-русская архитектура». С-П, 1993

8. П.И.Челищев. Путешествие по Северу России в 1791 году. С-П, 1886 г

9. Постникова А Монастыри Архангельской епархии: фот.1884, 1885 и 1886 гг.

10. Рыжова, Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000……

11. Сойкин П. П. Сийский Антониев монастырь в Холмогорском уезде : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне

12. Строев. Словарь, с. 137;

13.  Тупиков Н. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича // ЖМНП, 1894, ч. 296, декабрь, с. 358—374.

14.  Филарет. Обзор, с. 163—164;

15. Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978 год.— М., 1979.— С. 309–310.

16. "Духовный СЪЯТЕЛЬ" №6(119) Июнь-июль 2008 г

17. http://arhispovedniki.ru – иеромонах Феофил

18. http://rgada.info/

19. http://сийскиймонастырь.рф/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список иллюстраций

Иллюстрации

 

 


[1] http://rgada.info/

[2] Рыжова, Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского, с 27

[3] Цит. по: Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978 год.— М., 1979.— С. 309–310

[4] А. А. Куратов А.А., архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» с 105

[5] Цит. по: Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978 год.— М., 1979.— С. 309–310

[6] Цит. по: Челобитная Антония Сийского 1540 г. / подгот. к публ. В. В. Брызгалов // Археографический ежегодник за 1978 год.— М., 1979.— С. 309–310

[7] Тупиков Н. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича // ЖМНП, 1894, ч. 296, декабрь, с. 358—374

[8] Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 301—302; Барсуков. Источники агиографии, стб. 51—54; Строев. Словарь, с. 137; Филарет.

[9] "Духовный СЪЯТЕЛЬ" №6(119) Июнь-июль 2008 г

 

[10] Белова, Л. Б. Новые материалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийского монастыря

[11] А. А. Куратов А.А., архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь

[12] ргада

[13] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках"

[14] Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках: история, архитектура, оформление храмовых интерьеров. — Ярославль, 2000. — 200 с.

 

[15]Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках"

[16] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках" с 140

[17] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках" с 143

[18] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках" с 144

 

[19] Затраты на возведение храма составили 9930 рублей:

- материал 1580 руб.,

- 824 030 штук кирпича, 120 саженей камня, и прочая,

- железо и мелкие покупки 550 руб;

- оплату труда работников 7200 руб;

освящена Благовещенская церковь в 1644 г.

Подробнее см.: Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках"

 

[20] П. А. Раппопорт «Древне-русская архитектура». С-П, 1993 с 173

[21] Всего на постройку собора израсходовали 2999 рублей 19 алтын 4 деньги:

- 1495 рублей 28 алтын 4 1/2 деньги - на оплату рабочим;

- 1503 рубля 24 алтына 1 1/2 деньги - на материалы и их заготовку;

израсходовано 901 130 штук кирпича и 101 сажень камня.

Подробнее см.: Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках"

 

[22] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках" с 203

[23] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках" с 207

 

[24] Виктор Васильевич Брызгалов "Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в XVI-XVII веках" с 220

[25]

[26]

[27]

[28] рис

[29] рис

[30]

[31]

[32] Иеромонах Феофил

[33]







Дата: 2019-05-29, просмотров: 218.