ГЛАВА II . ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ XVII - XIX В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Общий вид. Инженерно-конструкторские особенности планировки

Антониева обитель как архитектурный ансамбль выделяется своим особенным месторасположением – полуостров, врезающийся на целый километр в лесное Михайловское озеро, глубина которого достигает пятидесяти метров. На первый взгляд, не самое лучшее место для поселения, особенно если учитывать болотистую местность. Кажется невозможным возведение столь массивных строений на небольшой территории полуострова, но талантливые зодчие успешно справились со своей задачей. Интересным представляется рассмотреть особенности примененных инженерных решений, изучить конструктивную основу ансамбля, раскрыть секрет самой возможности появления монументальных сооружений в данных условиях.

Очень важно отметить что ни один храм и ни один хозяйственный корпус обители изначально не имел подвальных помещений, все они прочно покоятся на основании не более метра вглубь глиняной породы и держатся за счет своего веса. При проведении археологических работ не было найдено ни одного погребного помещения на территории ансамбля (гораздо позднее, в 2007 году, под сводами Благовещенской церкви, а точнее под Просфорней, будет заложена подземная крипта для упокоения Сийских святых).

Сийская обитель представляет собой не самый типичный план монастыря шестнадцатого века и дело даже не в том, что его первоначальный деревянный образ корректировали как минимум пять страшных пожаров полностью менявших архитектурный образ монастыря. Дело в том, что монастырь постоянно достраивается и видоизменяется.

Въезжая на территорию монастыря глазу представляется типичный въезд в важную некогда административную точку XVI - XVII веков, приветствующую посетителей большими воротами с надвратной церковью имени Сергия Радонежского. Каменная надвратная церковь, построенная вместо сгоревшего деревянного храма Андрея Первозванного, имела три престола: Сергиевский, Андреевский, Флора и Лавра. Свой внешний облик надвратная церковь приобрела в XVIII веке. В центре монастыря - главный Троицкий собор, доминирующий в этом ансамбле. С севера к нему примыкает переходами стройная колокольня с храмом внутри, некогда соединенная порталом с ныне утраченными игуменскими палатами. Время их постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года игуменский корпус значится уже каменным, хотя в книге Брызгалова[16] написано, что игуменский корпус достраивается вместе с братским в 1685 году. Колокольня была построена одновременно с трапезной в 1593 годах. Каменный шатровый храм "иже под колоколы"[17]. По монастырскому канону патриарх Никон освящал начало строительства храма[18]. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление царя Алексея Михайловича Романова.

До разорения монастыря храм-колокольня имел вид типичной северной колокольни с трехуровневым строем и благодаря переходам примыкал к соседнему Троицкому собору и игуменским палатам. Современный его вид представляет собой реконструированный по старым архивным фотографиям объект схожий с изначальным кирпичным храмом, но без восстановленных переходов.

С юга к собору почти вплотную стоит большая трапезная палата, своим величавым фасадом представляющая торжество северного романского стиля со своей аскетичной массивностью и скрывающимся в ней великолепием. Трапезная палата по своим размерам уступала лишь Соловецкому монастырю и Кремлевским палатам, она вмещает в себя более 800 человек. Это второе каменное здание монастыря после Троицкого собора.
Строительство каменной теплой церкви и трапезной началось в 1638 году и завершилось в 1643 году, ее освятили в 1644 году, строительство вели Потап Ушаков и Ерёмка Яковлев.

С первого взгляда, ансамбль монастыря не отличается оригинальностью, но рассматривая эту сияющую своей белизной громаду с ее невероятно высокими величественными храмами кажущимися великанами на фоне окружающего их озера и лесов и не имеющих в своем великолепии другого конкурента, становятся заметными важные детали. Так, все строения подвергались перестройке фасадов в той или иной степени (начиная с шестнадцатого века), но неопытному зрителю этого не заметить, так как все дополнения были выполнены «под церковно-романский стиль» своего времени и общий вид ансамбля нигде не нарушен. Исключение – надвратная церковь – аутентичное барокко начала восемнадцатого века, а также – главная доминанта ансамбля – центральный купол Троицкого собора. Выполненный в стиле так называемого балтийского барокко, он имеет вытянутую в виде колокола форму, а не в виде луковицы, что представляется типичным для храмов Русского Севера.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами была заложена в 1638 году и построена в течение пяти лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Строительство Благовещенской церкви было закончено 1643 г.[19] Существующая постройка повторяет архитектурное решение старой деревянной церкви, об этом свидетельствуют высокий шатёр. Важно отметить, что такой тип архитектурного сооружения, как и храм-колокольня был запрещен никонианскими реформами, но сохранился широко на Севере и не был видоизменен при переделках монастыря даже при позднейших строительных работах.[20]

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.