Советский и постсоветский периоды истории города
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Во время Гражданской войны 1918-1920 Ростов сыграл заметную роль как один из центров Белого движения. В первое формирование Добровольческой армии входил Ростовский добровольческий полк - из учащейся молодёжи Ростова-на-Дону. Город трижды переходил из рук в руки. С занятием города 1-й Конной армией под командованием С.М. Будённого, 10 января 1920, начался советский период истории Ростова (26. С. 154).

В конце 1920-х в Ростове началось активное строительство. В 1926 году был заложен гигант отечественного сельхозмашиностроения завод «Ростсельмаш». 29 ноября 1935 года открыт крупнейший в стране драматический театр им. М. Горького со зрительным залом на 2200 мест и с уникальной архитектурой здания (в виде трактора), где работали известный режиссёр Ю.А. Завадский, актёры В.П. Марецкая и Р.Я. Плятт.

28 декабря 1928 вышло Постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону», после чего город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону. В сентябре 1937 года после выделения из существовавшего ранее Азово-Черноморского края новой — Ростовской области, Ростов-на-Дону становится её административным центром. Численность населения выросла с 231,4 тыс. человек в 1923 г. до 502, 9 тыс. чел. в 1939 г (27. С. 213).

В годы войны в Ростове был сформирован 440-й тяжелый артиллерийский полк РГК, отличившийся в битве за Москву и ставший 1-м гвардейским, 339-я стрелковая дивизия, несколько зенитно-артиллерийских полков и инженерно-саперных частей.

Из добровольцев, не подлежащих призыву в армию, в Ростове в июле-октябре сформировано два полка народного ополчения, которые 10 ноября были слиты в Ростовский стрелковый полк народного ополчения (28. С. 197).

Десятки тысяч ростовчан строили оборонительные сооружения и укрепления вокруг города, вынув 10 млн. кубометров грунта. Протяженность этих укреплений составила 115 километров. Они стали главным рубежом обороны для войск 56-й Отдельной армии генерал-лейтенанта Ф.Н. Ремезова.

Армия была создана на базе штаба и войсковых соединений, частей Северо-Кавказского военного округа 16 октября 1941 года специально для защиты города. Бои с отборной 1-й танковой армией генерала фон Клейста длились около месяца - с 20 октября по 21 ноября 1941 года. Жертвенный подвиг совершили кавалеристы 66-й дивизии полковника В.И. Григоровича, атаковавшие в конном строю 17 октября танковые колонны немцев.

Целью отчаянной атаки был коридор у станции Кошкино, пробив который конники дали шанс выйти из окружения бойцам и командирам 31-й Сталинградской дивизии и курсантам Ростовского пехотного училища (28. С. 198).

Немецкие войска занимали Ростов дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года. В первый раз немецкие войска подошли к городу 17 ноября 1941 года. Наступление вел 3-й танковый корпус 1-й танковой армии под командованием Э. фон Маккензена в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС. Защищали город части 56-й армии РККА, под командованием генерала Ф.Н. Ремезова, в состав которой наряду с другими частями входили 339-я Ростовская стрелковая дивизия и Ростовский стрелковый полк народного ополчения, сформированные из местных жителей.

17 ноября фашисты начали новое наступление на город, нанося танковый удар с севера. Советские воины проявили массовый героизм. У кургана Бербер-Оба отличилась батарея 606-го стрелкового полка лейтенанта С. Оганова и политрука С. Вавилова. Шестнадцать артиллеристов ценой жизни отразили атаку пятидесяти танков, двенадцать из которых сожгли, а восемнадцать подбили. Отважные артиллеристы посмертно были награждены орденами и медалями, а Оганов и Вавилов удостоены звания Героев Советского Союза. Их именами названы улицы Ростова-на-Дону, а на месте гибели установлен величественный мемориал

20 ноября войска вермахта вошли в город. 1-й батальон дивизии СС прорвался к железнодорожному мосту и захватил его невредимым (29. С. 134) .

Немецким войскам временный захват Ростова обошелся очень недешево. Они потеряли до 3500 солдат и офицеров убитыми, около 5000 ранеными, массу вооружения и боевой техники. Наступательная мощь 13-й и 14-й танковых, 60-й и 1-й СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» дивизий, штурмовавших донскую столицу, была настолько подорвана, что вести дальнейшее наступление на Кавказ они оказались не в состоянии.

Через неделю, 28 ноября, советские войска под командованием маршала С.К. Тимошенко предприняли контрнаступление и отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны (29. С. 135) .

Ростов оставался советским до июля 1942 года, когда, после провала наступления Красной Армии под Харьковом, немецкое командование начало наступление на Кубань и Кавказ. Летом 1942 года фронт вновь подошел к Ростову. Прикрывая отход войск Южного фронта на левый берег Дона, 56-я армия генерал-майора А. И. Рыжова заняла оборону по рубежу Ростовского оборонительного района силами 4-х дивизий и 4-х стрелковых бригад с артиллерией усиления. Четверо суток - с 21 по 24 июля на подступах к Ростову и на его улицах не утихали ожесточенные бои с превосходящими силами противника.

Восемнадцать отборных дивизий, в их числе элитные «Викинг», «Великая Германия», «Эдельвейс», вооруженные сотнями танков, тысячами орудий и минометов, армады бомбардировщиков и истребителей штурмовали донскую столицу. 22 июля немецко-фашистские войска прорвали оборону наших соединений западнее Ростова, охватили его полукольцом и продвигались к переправам через Дон восточнее города. Пятьдесят часов на улицах и площадях Ростова не утихали ожесточенные схватки. Лишь уничтожив его защитников, гитлеровские войска к исходу 24 июля захватили город. Из 120 тысяч бойцов и командиров 56-й армии, оборонявших город, удалось собрать 26 июля южнее Батайска около 18 тысяч. Воины до конца исполнили свой долг (28. С. 199).

24 июля 1942 после тяжелых боев в Ростов вошла 17-я армия вермахта. Местом массового уничтожения советских людей стала Змиевская балка на окраине города, где гитлеровцами было убито 27 тысяч человек. Всего нацистами было уничтожено более 40 тысяч человек, 53 тысячи ростовчан было угнано в Германию на принудительные работы.

Война нанесла городу большой ущерб: Ростов-на-Дону вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России. В городе в ходе боевых действий было уничтожено около 12 тыс. домов. Вторая оккупация Ростова длилась 205 суток. За эти семь месяцев было угнано на принудительные работы 53 тысячи ростовчан, расстреляны около 40 тысяч мирных жителей и военнопленных. Южный город-красавец был фактически полностью разрушен. В руины превратились 85 процентов административных и жилых зданий, из 286 заводов и фабрик было сожжено и взорвано 280. Не было водоснабжения, электричества, канализации, не работало радио и городской пассажирский транспорт (29. С. 140) .

Во время оккупации патриоты-подпольщики и партизаны не прекращали борьбы: уничтожали живую силу и технику врага, выводили из строя линии и средства связи, спасали военнопленных из нацистских концлагерей, передавали через линию фронта ценную разведывательную информацию, взрывали мосты и эшелоны. Немецким оккупантам и их приспешникам не удалось покорить ростовчан, борьба с врагом продолжалась вплоть до освобождения донской столицы.

14 февраля 1943 года после победы под Сталинградом в ходе общего наступления Красной Армии, Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецких войск. Страшные разрушения увидели воины нашей армии в освобожденном от врага городе. Из 567 тысяч жителей, проживавших здесь накануне гитлеровской оккупации, воинов-освободителей смогли встретить лишь около 170 тысяч. Специальная государственная комиссия, расследовавшая все злодеяния немецких захватчиков и их пособников, отнесла Ростов-на-Дону к пятнадцати городам СССР, наиболее пострадавшим от оккупации в годы Великой Отечественной войны (29. С. 140) .

285 уроженцев Дона стали Героями Советского Союза, пять человек удостоены этого звания дважды. Пятьдесят семь выходцев из Ростова-на-Дону стали полными кавалерами ордена Славы. На фронтах Великой Отечественной войны пали смертью храбрых 46734 жителя Ростова.

За заслуги в годы войны и большой вклад в Победу 25 февраля 1982 года Ростов-на-Дону был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. А 5 мая 2008 г. городу было присвоено звание Города воинской славы (30.).

Исторический путь, пройденный городом влияет на его праздничную культуру. По мнению культуролога М.Б. Рабиновича, во-первых, значимые события создают ту основу, из которой впоследствии формируется система памятных для города дат и городских праздников, составляющих политическую мифологию города; во-вторых, исторический путь формирует городское сообщество и сам менталитет горожан, являющихся субъектами праздничных действий (31. С. 112). Иначе говоря, если обратиться к структуре праздничной культуры (по О. Будиной) или – праздничного пространства (по К Жигульскому), то историческое развитие влияет на формирование идеологического компонента (события и их оценка) и личностного, субъектного компонента (самих горожан).

Исходя из сказанного, можно отметить, что Ростов, будучи «молодым» городом, по сравнению с рядом городов России (Москва, Новгород, Воронеж и др.) прошел интересный исторический путь развития. И для его развития характерна высокая динамика. Город непрерывно расширялся территориально и также быстро, в основном благодаря переселениям росла численность его населения. Динамика численности отражена в таблицах, содержащихся в Приложениях Д, Ж, З (32. С. 209, 217-218, 222). При этом прослойка потомственных горожан («старых ростовцев-ростовчан») росла медленно. Более того, политические потрясения в 1-й пол. XX в. Гражданская и Великая Отечественная войны) нарушали формирование традиций, изменяли быт, меняли состав населения. Поэтому в литературе встречается мнение о неустойчивом, маргинальном характере населения современного Ростова. По данным В.П. Сущего среди жителей нашего города около 57% составляют ростовчане в первом поколении, 27% во втором, 13% в третьем и около 3% - ростовчане в 4-5 поколениях (32. С. 225). Этим объясняется медленное формирование в городской системе праздников тех тематических, которые отражают специфику именно данного города.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Праздники как культурное явление зарождаются в первобытном обществе и связаны с мифологическим сознанием. И в дальнейшем, утрачивая сакрально-мистический характер, праздники остаются важным компонентом культуры общества. Феномен городских праздников связан с развитием городов и, как следствие – с формированием городского варианта в культуре народа, с появлением особого городского образа жизни и менталитета населения. Городская культура на только формирует свои специфические праздники (например – День города), но и – видоизменяет сложившиеся праздничные традиции, восходящие к архаическому сельскому быту и образу жизни. В городской праздничной системе можно выделить особенности:

а) во-первых, утрачиваются прежние сакральные мотивы, и ослабевает этикетный характер праздников, на первое место выдвигаются веселье и эмоционально-развлекательные функции;

б) во-вторых, городское праздничное пространство более регламентировано, в нем большую роль играет торжественно-официальная часть, распоряжения властей и т.д.;

в) в-третьих, при организации и проведении действий в городе определяющее значение имеет анимация, организация и проведение праздника осуществляется профессиональными специалистами.

Следует еще раз подчеркнуть, что праздники играют важную роль в жизни современного общества. Значение праздников определяется не только их рекреационной функцией (организация свободного времени, восстановление сил, эмоционально-психологическая разрядка и др.), но и тем, что они имеют консолидирующее значение, формируют мировоззрение людей.

Сказанное относится и к праздничной культуре крупнейшего экономического и культурного центра на Юге России – г. Ростова-на-Дону. Тем более что она не являлась объектом специального изучения. Одной из актуальных социокультурных проблем является создание современного праздничного календаря города, точный отбор праздников, предвидение их динамики в соответствии с традициями города и ориентиром на будущее. Изучение материала позволяет сделать следующие выводы.

1. Исходя из сказанного, можно отметить, что Ростов, будучи «молодым» городом, по сравнению с рядом других городов России (Москва, Новгород, Воронеж и др.) прошел интересный исторический путь развития, для его развития характерна высокая динамика. Это создает событийную основу для развития праздничной культуры.

2. Прослойка потомственных горожан («старых ростовцев-ростовчан») росла медленно, политические потрясения в 1-й пол. XX в. (Гражданская и Великая Отечественная войны) нарушали формирование традиций, изменяли быт и состав населения. Быстрый демографический рост обеспечивался в основном благодаря миграциям.

3. Заслуживает внимания встречающееся в литературе мнение о неустойчивом, переходном характере населения современного Ростова, в котором более половины – ростовчане в первом поколении.

4. Как следствие можно говорить о незавершенном характере праздничной культуры города, в структуре которой еще не сложился комплекс местных тематических праздников, отражающих специфику именно Ростова. Исключением является День города, празднование которого проводится с 1989 г.

5. Усложняет формирование «местной» праздничной традиции размывание идеологических ценностей в сознании людей, внедрение новых иноэтнических праздников (День Св. Валентина, Хеллоуин), появление новых молодежных субкультур (Готы, Эмо и др.). Эти реалии следует учитывать при проведении культурной политики.

6. Развитие праздничной культуры Ростова и, особенно – праздников, отражающих специфику его развития имеет большое воспитательное значение для формирования городского сообщества ростовчан.

В качестве рекомендаций можно предложить следующее.

I. В образовательном и просветительском плане следует:

1. разработать ученые курсы по этнологии, с акцентом на вопросы межэтнических коммуникаций, изучение ритуалов (обычаев и обрядов) и праздников.

2. Большая популяризация местных тематических праздников в средствах массовой информации (публикация материалов по истории, символике, особенностям проведения тех или иных праздников).

3. Отражение опыта праздничной деятельности с использованием музейных средств. Например, в Ростовском областном музее краеведения не было ни одной тематической выставки, посвященной городским праздникам.

Эти рекомендации могут быть рассчитаны на подготовку специалистов по организации культурно-массовых мероприятий, а также – на просвещение общественности. При их реализации большую роль могут сыграть высшие учебные заведения, в первую очередь – РТИТС.

II. В научном плане следует:

1. Организовать комплексное историко-культурологическое и социологическое изучение праздников на Юге России и на Дону: их происхождение, особенности бытования, восприятие различными группами населения.

2. Изучение и анализ опыта проведения местных тематических праздников в других регионах России и за рубежом.

Здесь также большая роль принадлежит высшим учебным заведениям.

III. В практическом плане следует:

1. Разработка новых анимационных программ для празднования Дня города.

2. Необходима разработка анимационных программ для внедрения в городскую культуру Праздника древонасаждения.

3. Необходимо принять меры по формированию тематического цикла праздников, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Ростове-на-Дону.

Здесь должна быть координация действий городской Администрации, учреждений культуры, общественных организаций и – профессиональных аниматоров.

В заключение следует сказать, что дальнейший событийный ряд в жизни города жизни Ростова будет откладывать определенный отпечаток на ростовские праздники. В обществе идет процесс естественного отбора праздников. Впервые удачно организованный праздник может больше никогда не повториться, поскольку должна сформироваться устойчивая привычка, привычным должен стать сам праздник и способ празднования. Должна сложиться традиция, а на это требуется время.


 


Библиография

 

1. Энциклопедия ритуальной жизни. Обряды, обычаи, праздники. (Пер. с польского). М.: Просвещение, 1989.

2. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 13.

3. Жирмунтский С.С. Социология праздников. (Пер. с польского). М.: Наука, 1993.

4. Бондаревская О.М. Праздники церковные и светские. Исторические очерки. Ростов- на- Дону.: Феникс, 1998.

5. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. Спб.: Невские огни, 2003.

6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1988.

7. Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов //Вопросы истории, 1998. № 4.

8. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. Спб.: Просвещение. 2003.

9. Лотман Ю.М. Игра //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 10.

10. Шангина И.П. Вводная статья //Русские праздники. Энциклопедический справочник. СПб.: Искусство, 2005.

11. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе //Рубикон, 1999. № 1.

12. Жигульский К. Праздник и культутра. М.: Прогресс, 1995

13. Шангина И.И. Праздник //Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». М.: Наука, 2004.

14. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Изд. ЛГУ, 1989.

16. Будина О.Р. Город и народные традиции русских. М.: Наука, 1989.

17. Астапенко М.П. «Останется вечно монументом». Очерки истории Старого Черкасска. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 2000.

18. Козлов А.И. Ростов–на–Дону. Очерки истории. Ростов–на–Дону.: Ростиздат, 1989.

19. Бойко А.Л. Результаты археологических исследования российских крепостей XVIII в. на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2004.

20. Бусленко Ю.П.. Ростовское купечество. Ростов–на–Дону.: ГинГо, 2005. С. 87-88

21. Есаулов Г.В. Архитектурная летопись Ростова–на–Дону. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 1999.

22. Ильин А.М. История города Ростова–на-Дону. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 1991.

23. Захарьянц Г.Н., Иноземцев Г.А., Семерин П.В. Ростов–на–Дону.: Ростиздат, 1987.

24. Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова–на–Дону.: Изд. «ГинГо», 2002.

25. Кукушин В.С. История архитектуры нижнего Дона и Приазовья. Ростов–на–Дону.: ГинГО, 1996.

26. Венков А.В. Гражданская война на Дону. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2004 .

27. Перехов Я.А. Очерки истории Ростова и Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1989.

28. Чернопицкий П.Г. Тихий Дон сражается. Ростов-на-Дону.: Ростиздат, 1990.

29. Афанасенко В.И. Ростов в годы Великой Отечественной войны. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2005.

30. Ростов-на-Дону – город воинской славы http://www.nprus.ru/ufo/22.html

31. Рабинович М.Б. Метафизика Петербурга. СПб.: Невские огни, 2005.

32. Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008.

 


 


Приложение А

 

Структура праздничных действий[1]

 

Наименование компонентов Содержание
1 Праздничное время Хронологические рамки проведения праздничных действий
2 Праздничное пространство Территория (локусы пространства), на которых разворачиваются праздничные действия
3 Субъекты действий (субъектный, личностный компонент) Широкий круг участников, различающихся степенью активности и статусом
4 Ритуальный компонент Система сопутствующих празднику обычаев и обрядов
5 Идеологический компонент Идеологическая основа праздника: мифологические события, религиозная, каноническая история, политическая история

 



Приложение Б

 

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1782-1893)[2]

 

Год Количество человек Год Кол-во человек
1782 1200 1856 13 200
1809 3 000 1860 17 574
1823 6 594 1866 39 992
1833 8138 1873 47 033
1841 9 050 1884 до 80 000
1850 10 960 1893 до 100 000

 


 


Приложение В

 

Основные конфессиональные группы в Ростове-на-Дону (1846-1893)[3]

 

Наименование конфессии 1846 г. 1866 г. 1895 г.
Православные 9 435 35 985 79 811
Единоверцы и раскольники - 383 1008
Армяно-григорианцы 102 4 275
Католики 450 114 1964
Протестанты 3 66 818
Евреи 289 2 342 12 570
Молокане, штундисты и другие сектанты - 550
Магометане   1611

 


 


Приложение Г

 

Социальный состав населения Ростова-на-Дону (1850-1895)[4]

 

Социальная группа

1850 г.

1895 г.

Муж. Жен. Муж. Жен.
Чернорабочие

5 507

9 991

14101 13 611
Прислуга 6 330 10 010
Служащие на заводах, фабриках, железной дороге, пароходах и в конторах 475 8 438 7 604
Живущие с доходов 46 22 6 780 6 439
Торговцы и промышленники 964 592 6177 4 044
Ремесленники 621 108 5 936 2 844
Занимающие общественные и частные должности 198 80 3 404 1974
Без определённых занятий 1716 2150
Сельские хозяева 57 45 23 8

 


 


Приложение Д

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1811-1923 гг.)[5]

 

Годы Численность населения
1 1811 4 тыс.
2 1840 12,6 тыс.
3 1863 29,3 тыс.
4 1897 119,5 тыс.
5 1914 172,3 тыс.
6 1923 231,4 тыс.

 


 


Приложение Е

 

Динамика численности населения в довоенном Ростове-на-Дону (1923-1939 гг.)[6]

 

Год Численность населения
1 1923 231,4 тыс.
2 1926 327,7 тыс.
3 1931 425, 1 тыс.
4 1939 502,9

 



Приложение Ж

 

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1956-1990 гг.)[7]

 

Год Численность населения
1. 1956 552,0 тыс.
2. 1959 599,5 тыс.
3. 1962 661 тыс.
4. 1967 757 тыс.
5. 1970 788 тыс.
6. 1975 898 тыс.
7. 1982 966 тыс.
8. 1989 1007,8 тыс.
9. 1990 1013,3 тыс.

 


 


Приложение З

 

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1990-2008 гг.)[8]

 

Год Численность населения
1 1990 1013,3 тыс.
2 1991 1016,1 тыс.
3 1993 1025,0 тыс.
4 1995 1026.0 тыс.
5 1998 1020,0 тыс.
6 1999 1017 тыс.
7 2000 1012,7 тыс.
8 2002 1049,0 тыс.
9 2008 1068,3 тыс.

 


 


Приложение И

Этнонациональный состав населения Ростова-на-Дону по материалам ВПН 2002 г[9]

 

Наименование народа (этноса) Численность
1 Русские 895184
2 Украинцы 38043
3 Армяне 31499
4 Евреи 8339
5 Белорусы 7204
6 Греки 7091
7 Грузины 3370
8 Корейцы 2193
9 Цыгане 1593
10 Молдаване 1561
11 Немцы 1047
12 Татары 935
13 Мордва 783
14 Удмурты 376
15 Остальные национальности 16903

 


[1] Иконников С.А. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов //Вопросы истории, 1998. № 4. С. 57-58;

Шангина И.И. Праздник //Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». М.: Наука, 2004. С. 111

[2] Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова–на–Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. С.77-79

[3] Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова – на – Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. С. 81

[4] Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова – на – Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. С. 81

[5] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2009. С. 209.

[6] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2009. С. 213.

[7] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН. С. 216-217.

[8] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008. С. 221-222;

[9] Ростовская область - 70 лет. Документы и материалы. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008. С. 312.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.