ПРАЗДНИК КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Праздник как явление культуры. Общая характеристика

1.1 Эмоционально-психологическое содержание феномена праздника

1.2 Компоненты праздничного комплекса

1.3 Особенности проведения праздников в современном городе

2. Ростов-на-Дону: история развития города как фактор формирования событийно-идеологической основы праздничной системы

2.1 От первых поселений к крепости

2.2 От крепости – к городу. Ростов - русский Чикаго

2.3 Советский и постсоветский периоды истории города

Заключение

Список использованных источников

Приложения



ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники выполняют консолидирующие и воспитательные функции. Это относится и к городским праздникам.

Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования повлекло за собой формирование новых реалий: особого городского быта, менталитета населения; а также – особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.

Город как совокупность разнородных элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» (по О.Р. Будиной, Э.О. Келлер) праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.

Актуальность темы определяется тем что:

Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.

Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения. Сказанное имеет особое значение для Ростова-на-Дону, в котором рост численности на разных этапах его истории в основном осуществлялся за счет внешнего притока.

В-третьих, тематика, связанная с праздничной культурой, соотносится с проблемами повышения туристской привлекательности региона. Городские праздники, как и праздничная культура вообще являются частью туристских ресурсов. Хорошо организованные, зрелищные городские праздники могут привлекать туристов, стимулируя развитие событийного въездного туризма.

Практическая значимость темы определяется ее недостаточной изученностью, а также тем, что:

а) результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов (при разработке лекций, практических занятий, определении тематики научных конференций);

б) при организации и проведении массовых зрелищных мероприятий;

в) при разработке и прогнозировании тенденций развития праздничного календаря;

г) в музейно-экспозиционной практике, а также при организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях и учреждениях культуры (библиотеки, музеи).

Объектом изучения является праздничная культура современного постиндустриального общества.

Предметом изучения – праздничная культура современной городской агломерации, которая рассматривается в контексте социокультурного сервиса.

Цель работы. На примере городской культуры г. Ростова-на-Дону охарактеризовать местные тематические праздники, показав их формирование, специфику и перспективы развития.

Задачи.

1. Раскрыть содержание понятия «праздники», показав их функции и структуру.

2. Охарактеризовать особенности городских праздников, выделив признаки, отличающие их от традиционной праздничной культуры.

3. Проанализировать формирование местных тематических праздников, показав их значение.

4. На примере истории Ростова-на-Дону показать формирование событийной основы городских праздников.

5. Рассмотреть развитие праздничных традиций в г. Ростове-на-Дону, показав особенности их формирования и выделяя местные тематические праздники.

6. Подготовить практическую разработку.

При подготовке глав работы использовались следующие методы:

1. Сравнительно-исторический, при котором явления рассматриваются в развитии и при сопоставлении друг с другом;

2. Описательный, при котором предполагается описание выявленных явлений;

3. Аналитический, при котором описание явлений должно сопровождаться их анализом для выявления причинно-следственных связей и подготовке выводов;

4. Обобщения;

5. Индукции, при котором умозаключение выстраивается от частных случаев к общим и дедукции, при котором умозаключение выстраивается от общего к частному.

Изученность проблемы. Если говорить о проблемах изучения праздников, то в целом по ним имеется обширная литература. При этом праздники рассматривались с двух позиций: а) первобытные праздники, связанные с мифологическим сознанием; б) светские праздники, утратившие прежний религиозно-мистический характер. В 1990-2000-е гг. появилось немало работ, посвященных православным праздникам и их месту в системе традиционных календарных праздников. Появились также исследования, связанные с изучением городских праздников. Поэтому общие проблемы, связанные с изучением праздников и праздничной культуры активно разрабатываются в литературе. Однако, праздничная проблематика практически не рассматривается в контексте социокультурного сервиса и туризма; не раскрывается проблема связи праздников и анимации. Сказанное открывает перспективы для дальнейших исследований.

Что касается непосредственно темы дипломной работы, то она не изучена. Описания праздничных действий содержатся в краеведческих публикациях, хотя преимущественно речь идет о традициях казачества. Работ, в которых бы специально рассматривалась и анализировалась праздничная культура Ростова-на-Дону нет.

При подготовке работы использовалась следующая литература.

1. Справочная и учебная литература по этнологии и культурологи. Эти работы позволили уточнить тематику и определить понятийный аппарат.

2. Специальные исследования по социологии и культурологи праздников, которые позволили раскрыть сущность праздников, показать их структуру и функции.

3. Исследования по истории Ростова-на-Дону, а также – краеведческие публикации, в которых содержится информация о праздничных традициях на Дону.

4. Преимущественно электронные ресурсы, в которых содержится информация о практике проведения праздничных мероприятий в Ростове-на-Дону, в том числе – о праздновании 260-летия города.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается праздник как явление культуры. В разделах приводятся основные определения понятия, рассматривается структура праздничной культуры, функции праздников, их уровни: торжественно-официальный, массово-развлекательный, семейный. Отдельно рассматриваются городские праздники, определяется их особенность. Во второй главе внимание уделяется основным этапам развития Ростова, динамике численности населения. Материалы рассматриваются в контексте формирования событийно-идеологической основы праздничной культуры Ростова-на-Дону. В третьей рассматриваются традиции празднования в Ростове, выделяются местные тематические праздники. В главе обобщается опыт их проведения в городе, намечаются перспективы оптимизации. Выводы и рекомендации содержатся в заключительной части работы. К основному тексту составлены приложения и презентация. Также имеется практическая разработка.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Праздники как культурное явление зарождаются в первобытном обществе и связаны с мифологическим сознанием. И в дальнейшем, утрачивая сакрально-мистический характер, праздники остаются важным компонентом культуры общества. Феномен городских праздников связан с развитием городов и, как следствие – с формированием городского варианта в культуре народа, с появлением особого городского образа жизни и менталитета населения. Городская культура на только формирует свои специфические праздники (например – День города), но и – видоизменяет сложившиеся праздничные традиции, восходящие к архаическому сельскому быту и образу жизни. В городской праздничной системе можно выделить особенности:

а) во-первых, утрачиваются прежние сакральные мотивы, и ослабевает этикетный характер праздников, на первое место выдвигаются веселье и эмоционально-развлекательные функции;

б) во-вторых, городское праздничное пространство более регламентировано, в нем большую роль играет торжественно-официальная часть, распоряжения властей и т.д.;

в) в-третьих, при организации и проведении действий в городе определяющее значение имеет анимация, организация и проведение праздника осуществляется профессиональными специалистами.

Следует еще раз подчеркнуть, что праздники играют важную роль в жизни современного общества. Значение праздников определяется не только их рекреационной функцией (организация свободного времени, восстановление сил, эмоционально-психологическая разрядка и др.), но и тем, что они имеют консолидирующее значение, формируют мировоззрение людей.

Сказанное относится и к праздничной культуре крупнейшего экономического и культурного центра на Юге России – г. Ростова-на-Дону. Тем более что она не являлась объектом специального изучения. Одной из актуальных социокультурных проблем является создание современного праздничного календаря города, точный отбор праздников, предвидение их динамики в соответствии с традициями города и ориентиром на будущее. Изучение материала позволяет сделать следующие выводы.

1. Исходя из сказанного, можно отметить, что Ростов, будучи «молодым» городом, по сравнению с рядом других городов России (Москва, Новгород, Воронеж и др.) прошел интересный исторический путь развития, для его развития характерна высокая динамика. Это создает событийную основу для развития праздничной культуры.

2. Прослойка потомственных горожан («старых ростовцев-ростовчан») росла медленно, политические потрясения в 1-й пол. XX в. (Гражданская и Великая Отечественная войны) нарушали формирование традиций, изменяли быт и состав населения. Быстрый демографический рост обеспечивался в основном благодаря миграциям.

3. Заслуживает внимания встречающееся в литературе мнение о неустойчивом, переходном характере населения современного Ростова, в котором более половины – ростовчане в первом поколении.

4. Как следствие можно говорить о незавершенном характере праздничной культуры города, в структуре которой еще не сложился комплекс местных тематических праздников, отражающих специфику именно Ростова. Исключением является День города, празднование которого проводится с 1989 г.

5. Усложняет формирование «местной» праздничной традиции размывание идеологических ценностей в сознании людей, внедрение новых иноэтнических праздников (День Св. Валентина, Хеллоуин), появление новых молодежных субкультур (Готы, Эмо и др.). Эти реалии следует учитывать при проведении культурной политики.

6. Развитие праздничной культуры Ростова и, особенно – праздников, отражающих специфику его развития имеет большое воспитательное значение для формирования городского сообщества ростовчан.

В качестве рекомендаций можно предложить следующее.

I. В образовательном и просветительском плане следует:

1. разработать ученые курсы по этнологии, с акцентом на вопросы межэтнических коммуникаций, изучение ритуалов (обычаев и обрядов) и праздников.

2. Большая популяризация местных тематических праздников в средствах массовой информации (публикация материалов по истории, символике, особенностям проведения тех или иных праздников).

3. Отражение опыта праздничной деятельности с использованием музейных средств. Например, в Ростовском областном музее краеведения не было ни одной тематической выставки, посвященной городским праздникам.

Эти рекомендации могут быть рассчитаны на подготовку специалистов по организации культурно-массовых мероприятий, а также – на просвещение общественности. При их реализации большую роль могут сыграть высшие учебные заведения, в первую очередь – РТИТС.

II. В научном плане следует:

1. Организовать комплексное историко-культурологическое и социологическое изучение праздников на Юге России и на Дону: их происхождение, особенности бытования, восприятие различными группами населения.

2. Изучение и анализ опыта проведения местных тематических праздников в других регионах России и за рубежом.

Здесь также большая роль принадлежит высшим учебным заведениям.

III. В практическом плане следует:

1. Разработка новых анимационных программ для празднования Дня города.

2. Необходима разработка анимационных программ для внедрения в городскую культуру Праздника древонасаждения.

3. Необходимо принять меры по формированию тематического цикла праздников, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Ростове-на-Дону.

Здесь должна быть координация действий городской Администрации, учреждений культуры, общественных организаций и – профессиональных аниматоров.

В заключение следует сказать, что дальнейший событийный ряд в жизни города жизни Ростова будет откладывать определенный отпечаток на ростовские праздники. В обществе идет процесс естественного отбора праздников. Впервые удачно организованный праздник может больше никогда не повториться, поскольку должна сформироваться устойчивая привычка, привычным должен стать сам праздник и способ празднования. Должна сложиться традиция, а на это требуется время.


 


Библиография

 

1. Энциклопедия ритуальной жизни. Обряды, обычаи, праздники. (Пер. с польского). М.: Просвещение, 1989.

2. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 13.

3. Жирмунтский С.С. Социология праздников. (Пер. с польского). М.: Наука, 1993.

4. Бондаревская О.М. Праздники церковные и светские. Исторические очерки. Ростов- на- Дону.: Феникс, 1998.

5. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. Спб.: Невские огни, 2003.

6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1988.

7. Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов //Вопросы истории, 1998. № 4.

8. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. Спб.: Просвещение. 2003.

9. Лотман Ю.М. Игра //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 10.

10. Шангина И.П. Вводная статья //Русские праздники. Энциклопедический справочник. СПб.: Искусство, 2005.

11. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе //Рубикон, 1999. № 1.

12. Жигульский К. Праздник и культутра. М.: Прогресс, 1995

13. Шангина И.И. Праздник //Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». М.: Наука, 2004.

14. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

15. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Изд. ЛГУ, 1989.

16. Будина О.Р. Город и народные традиции русских. М.: Наука, 1989.

17. Астапенко М.П. «Останется вечно монументом». Очерки истории Старого Черкасска. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 2000.

18. Козлов А.И. Ростов–на–Дону. Очерки истории. Ростов–на–Дону.: Ростиздат, 1989.

19. Бойко А.Л. Результаты археологических исследования российских крепостей XVIII в. на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2004.

20. Бусленко Ю.П.. Ростовское купечество. Ростов–на–Дону.: ГинГо, 2005. С. 87-88

21. Есаулов Г.В. Архитектурная летопись Ростова–на–Дону. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 1999.

22. Ильин А.М. История города Ростова–на-Дону. Ростов–на–Дону.: Ростовское книжное издательство, 1991.

23. Захарьянц Г.Н., Иноземцев Г.А., Семерин П.В. Ростов–на–Дону.: Ростиздат, 1987.

24. Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова–на–Дону.: Изд. «ГинГо», 2002.

25. Кукушин В.С. История архитектуры нижнего Дона и Приазовья. Ростов–на–Дону.: ГинГО, 1996.

26. Венков А.В. Гражданская война на Дону. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2004 .

27. Перехов Я.А. Очерки истории Ростова и Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1989.

28. Чернопицкий П.Г. Тихий Дон сражается. Ростов-на-Дону.: Ростиздат, 1990.

29. Афанасенко В.И. Ростов в годы Великой Отечественной войны. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 2005.

30. Ростов-на-Дону – город воинской славы http://www.nprus.ru/ufo/22.html

31. Рабинович М.Б. Метафизика Петербурга. СПб.: Невские огни, 2005.

32. Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008.

 


 


Приложение А

 

Структура праздничных действий[1]

 

Наименование компонентов Содержание
1 Праздничное время Хронологические рамки проведения праздничных действий
2 Праздничное пространство Территория (локусы пространства), на которых разворачиваются праздничные действия
3 Субъекты действий (субъектный, личностный компонент) Широкий круг участников, различающихся степенью активности и статусом
4 Ритуальный компонент Система сопутствующих празднику обычаев и обрядов
5 Идеологический компонент Идеологическая основа праздника: мифологические события, религиозная, каноническая история, политическая история

 



Приложение Б

 

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1782-1893)[2]

 

Год Количество человек Год Кол-во человек
1782 1200 1856 13 200
1809 3 000 1860 17 574
1823 6 594 1866 39 992
1833 8138 1873 47 033
1841 9 050 1884 до 80 000
1850 10 960 1893 до 100 000

 


 


Приложение В

 

Основные конфессиональные группы в Ростове-на-Дону (1846-1893)[3]

 

Наименование конфессии 1846 г. 1866 г. 1895 г.
Православные 9 435 35 985 79 811
Единоверцы и раскольники - 383 1008
Армяно-григорианцы 102 4 275
Католики 450 114 1964
Протестанты 3 66 818
Евреи 289 2 342 12 570
Молокане, штундисты и другие сектанты - 550
Магометане   1611

 


 


Приложение Г

 

Социальный состав населения Ростова-на-Дону (1850-1895)[4]

 

Социальная группа

1850 г.

1895 г.

Муж. Жен. Муж. Жен.
Чернорабочие

5 507

9 991

14101 13 611
Прислуга 6 330 10 010
Служащие на заводах, фабриках, железной дороге, пароходах и в конторах 475 8 438 7 604
Живущие с доходов 46 22 6 780 6 439
Торговцы и промышленники 964 592 6177 4 044
Ремесленники 621 108 5 936 2 844
Занимающие общественные и частные должности 198 80 3 404 1974
Без определённых занятий 1716 2150
Сельские хозяева 57 45 23 8

 


 


Приложение Д

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1811-1923 гг.)[5]

 

Годы Численность населения
1 1811 4 тыс.
2 1840 12,6 тыс.
3 1863 29,3 тыс.
4 1897 119,5 тыс.
5 1914 172,3 тыс.
6 1923 231,4 тыс.

 


 


Приложение Е

 

Динамика численности населения в довоенном Ростове-на-Дону (1923-1939 гг.)[6]

 

Год Численность населения
1 1923 231,4 тыс.
2 1926 327,7 тыс.
3 1931 425, 1 тыс.
4 1939 502,9

 



Приложение Ж

 

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1956-1990 гг.)[7]

 

Год Численность населения
1. 1956 552,0 тыс.
2. 1959 599,5 тыс.
3. 1962 661 тыс.
4. 1967 757 тыс.
5. 1970 788 тыс.
6. 1975 898 тыс.
7. 1982 966 тыс.
8. 1989 1007,8 тыс.
9. 1990 1013,3 тыс.

 


 


Приложение З

 

Динамика численности населения Ростова-на-Дону (1990-2008 гг.)[8]

 

Год Численность населения
1 1990 1013,3 тыс.
2 1991 1016,1 тыс.
3 1993 1025,0 тыс.
4 1995 1026.0 тыс.
5 1998 1020,0 тыс.
6 1999 1017 тыс.
7 2000 1012,7 тыс.
8 2002 1049,0 тыс.
9 2008 1068,3 тыс.

 


 


Приложение И

Этнонациональный состав населения Ростова-на-Дону по материалам ВПН 2002 г[9]

 

Наименование народа (этноса) Численность
1 Русские 895184
2 Украинцы 38043
3 Армяне 31499
4 Евреи 8339
5 Белорусы 7204
6 Греки 7091
7 Грузины 3370
8 Корейцы 2193
9 Цыгане 1593
10 Молдаване 1561
11 Немцы 1047
12 Татары 935
13 Мордва 783
14 Удмурты 376
15 Остальные национальности 16903

 


[1] Иконников С.А. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов //Вопросы истории, 1998. № 4. С. 57-58;

Шангина И.И. Праздник //Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». М.: Наука, 2004. С. 111

[2] Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова–на–Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. С.77-79

[3] Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова – на – Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. С. 81

[4] Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова – на – Дону.: Изд. «ГинГо», 2002. С. 81

[5] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2009. С. 209.

[6] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2009. С. 213.

[7] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН. С. 216-217.

[8] Сущий В.П. Динамика численности населения ЮФО. Этнодемографический дискурс. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008. С. 221-222;

[9] Ростовская область - 70 лет. Документы и материалы. Ростов-на-Дону.: Изд. ЮНЦ РАН, 2008. С. 312.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Праздник как явление культуры. Общая характеристика

1.1 Эмоционально-психологическое содержание феномена праздника

1.2 Компоненты праздничного комплекса

1.3 Особенности проведения праздников в современном городе

2. Ростов-на-Дону: история развития города как фактор формирования событийно-идеологической основы праздничной системы

2.1 От первых поселений к крепости

2.2 От крепости – к городу. Ростов - русский Чикаго

2.3 Советский и постсоветский периоды истории города

Заключение

Список использованных источников

Приложения



ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники выполняют консолидирующие и воспитательные функции. Это относится и к городским праздникам.

Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования повлекло за собой формирование новых реалий: особого городского быта, менталитета населения; а также – особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.

Город как совокупность разнородных элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» (по О.Р. Будиной, Э.О. Келлер) праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.

Актуальность темы определяется тем что:

Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.

Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения. Сказанное имеет особое значение для Ростова-на-Дону, в котором рост численности на разных этапах его истории в основном осуществлялся за счет внешнего притока.

В-третьих, тематика, связанная с праздничной культурой, соотносится с проблемами повышения туристской привлекательности региона. Городские праздники, как и праздничная культура вообще являются частью туристских ресурсов. Хорошо организованные, зрелищные городские праздники могут привлекать туристов, стимулируя развитие событийного въездного туризма.

Практическая значимость темы определяется ее недостаточной изученностью, а также тем, что:

а) результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов (при разработке лекций, практических занятий, определении тематики научных конференций);

б) при организации и проведении массовых зрелищных мероприятий;

в) при разработке и прогнозировании тенденций развития праздничного календаря;

г) в музейно-экспозиционной практике, а также при организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях и учреждениях культуры (библиотеки, музеи).

Объектом изучения является праздничная культура современного постиндустриального общества.

Предметом изучения – праздничная культура современной городской агломерации, которая рассматривается в контексте социокультурного сервиса.

Цель работы. На примере городской культуры г. Ростова-на-Дону охарактеризовать местные тематические праздники, показав их формирование, специфику и перспективы развития.

Задачи.

1. Раскрыть содержание понятия «праздники», показав их функции и структуру.

2. Охарактеризовать особенности городских праздников, выделив признаки, отличающие их от традиционной праздничной культуры.

3. Проанализировать формирование местных тематических праздников, показав их значение.

4. На примере истории Ростова-на-Дону показать формирование событийной основы городских праздников.

5. Рассмотреть развитие праздничных традиций в г. Ростове-на-Дону, показав особенности их формирования и выделяя местные тематические праздники.

6. Подготовить практическую разработку.

При подготовке глав работы использовались следующие методы:

1. Сравнительно-исторический, при котором явления рассматриваются в развитии и при сопоставлении друг с другом;

2. Описательный, при котором предполагается описание выявленных явлений;

3. Аналитический, при котором описание явлений должно сопровождаться их анализом для выявления причинно-следственных связей и подготовке выводов;

4. Обобщения;

5. Индукции, при котором умозаключение выстраивается от частных случаев к общим и дедукции, при котором умозаключение выстраивается от общего к частному.

Изученность проблемы. Если говорить о проблемах изучения праздников, то в целом по ним имеется обширная литература. При этом праздники рассматривались с двух позиций: а) первобытные праздники, связанные с мифологическим сознанием; б) светские праздники, утратившие прежний религиозно-мистический характер. В 1990-2000-е гг. появилось немало работ, посвященных православным праздникам и их месту в системе традиционных календарных праздников. Появились также исследования, связанные с изучением городских праздников. Поэтому общие проблемы, связанные с изучением праздников и праздничной культуры активно разрабатываются в литературе. Однако, праздничная проблематика практически не рассматривается в контексте социокультурного сервиса и туризма; не раскрывается проблема связи праздников и анимации. Сказанное открывает перспективы для дальнейших исследований.

Что касается непосредственно темы дипломной работы, то она не изучена. Описания праздничных действий содержатся в краеведческих публикациях, хотя преимущественно речь идет о традициях казачества. Работ, в которых бы специально рассматривалась и анализировалась праздничная культура Ростова-на-Дону нет.

При подготовке работы использовалась следующая литература.

1. Справочная и учебная литература по этнологии и культурологи. Эти работы позволили уточнить тематику и определить понятийный аппарат.

2. Специальные исследования по социологии и культурологи праздников, которые позволили раскрыть сущность праздников, показать их структуру и функции.

3. Исследования по истории Ростова-на-Дону, а также – краеведческие публикации, в которых содержится информация о праздничных традициях на Дону.

4. Преимущественно электронные ресурсы, в которых содержится информация о практике проведения праздничных мероприятий в Ростове-на-Дону, в том числе – о праздновании 260-летия города.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается праздник как явление культуры. В разделах приводятся основные определения понятия, рассматривается структура праздничной культуры, функции праздников, их уровни: торжественно-официальный, массово-развлекательный, семейный. Отдельно рассматриваются городские праздники, определяется их особенность. Во второй главе внимание уделяется основным этапам развития Ростова, динамике численности населения. Материалы рассматриваются в контексте формирования событийно-идеологической основы праздничной культуры Ростова-на-Дону. В третьей рассматриваются традиции празднования в Ростове, выделяются местные тематические праздники. В главе обобщается опыт их проведения в городе, намечаются перспективы оптимизации. Выводы и рекомендации содержатся в заключительной части работы. К основному тексту составлены приложения и презентация. Также имеется практическая разработка.

 


 


ПРАЗДНИК КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Эмоционально-психологическое содержание феномена праздника

Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежит к словарному фонду повседневной речи и употребляется часто. Для примера можно сослаться на то, что французский эквивалент этого термина - слово «fete» принадлежит к тысяче наиболее часто употребляемых французских слов, таким же по частоте употребления является и слово «fiesta», обозначающие праздник на испанском языке. Современный польский словарь определяет праздник («swieto») как «день, обычно свободный от работы, торжественно отмечаемый вследствие культовых или государственных соображений». Словарь Линде объясняет праздник как «день, который торжественно отмечается, празднуется, особенно в память какого- либо святого».

Происхождение слова в польском языке А. Брюкнер объясняет следующим образом: святой, праздничный, пустой, порожний. Церковное значение «sunctus» - «слово» получило, по- видимому, лишь благодаря христианству; в языческих именах Святополк, Святослав, Святовит - верховное божество г. Аркона на острове Рюген в XII в., которые были самыми распространенными в то время, оно означает то же, что «крепкий, сильный». Большое число праздников, особенно связанных с давней традицией, имеет собственное название. Это относится прежде всего к религиозным праздникам, таким, например, как христианская Пасха, турецкий Байрам или еврейский день искупления - Иом-киппур; с подобными названиями, с собственными именами праздников мы неоднократно будем связываться в ходе наших рассуждений. Некоторые из них, благодаря широкой распространенности праздника весьма популярны и общеприняты, другие названия, обозначающие местные праздники, отмечаемые немногочисленными группами, или праздники забытые, известны только специалисты, они фигурируют в словарях говоров и наречий. Примером такого названия в польском языке может служить термин «wyrzeczysko», он означает: «местный, сельский праздник, установленный в память какого- либо бедствия, пожара, градобития, с тем, чтобы отвратить от себя божий гнев...» (1. С. 231).

Из латыни от слова «fiesta», являющегося сокращением термина «festa dies». В современном французском языке это слово имеет несколько значений:

а) особый день, посвященный культу религиозных церемоний, которые в этот день совершаются;

б) публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера, например национальные праздники;

в) а также - удовольствия, житейские радости, счастье (1. С. 232).

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). Это слово родственно польскому слову «prozdny». B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам (2. С. 324).

Итак, существует ряд определений понятия «праздник». Поэтому остановимся на обобщенной характеристике, подразумевающей два подхода к определению феномена праздника:

1. Праздник рассматривается с сакральных (мистических) позиций как особое время, в течение которого нарушаются границы между миром живых и мертвых, между временем историческим и – временем «оным», мифическим .

2. Праздник рассматривается как временной отрезок, который выделяет, маркирует наиболее значимые события в жизни государства, народа, социальной группы (3. С. 31).

Таким образом, выявлено два основных подхода к определению термина «праздник», конечно же, их существует гораздо больше, однако для нас наибольшую важность представляют вышеперечисленные. В нашей работе, оговоримся, будет использоваться рабочее определение «праздника» - установленного во временном пространстве события, с общественными функциями и регулируемой структурой. Мы, употребляя в работе термин «праздник» основываемся на втором, светском или этикетном значении этого понятия.

Даже краткий анализ происхождения и смысла термина «праздника» в нескольких языках, занимающих видное место в истории европейской культуры, выявляет в ней элементы, важные для исследователя. Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории и жизни современных обществ (3. С. 87).

Повсеместность и стабильность праздника побуждают, прежде всего, поставить вопрос о его происхождении, динамики развития и шире - об источниках его постоянного возрождения, что в очередной раз подчеркивает актуальность выбранной нами темы дипломного проекта. Мы постараемся остановиться на светских праздниках. Происхождение тех или иных светских праздников, чем-либо интересных православным христианам, их история, отношение к ним Русской Православной Церкви, особенности богослужения в эти дни, если таковые имеются, народные традиции, обычаи и суеверия, связанные с их подготовкой и проведением.

По мнению протоиерея Димитрия Смирнова (РПЦ МП): «Светский праздник - это день памяти святого, отмечаемый на государственном уровне». Из-за множества реформ, которые провела советская власть за годы своего существования, в том числе и из-за языковой реформы, в нашем сознании исказилось значение слова "светский". На самом-то деле, "светский" - это не антиклерикальный, не противопоставленный Церкви, а просто "не церковный" (4. С. 68-69). Вот, к примеру, когда говорят про светские праздники, то под ними можно понимать не только Новый год или там Международный женский день, но и отмечание, допустим, дней памяти кого-то из святых или одного из церковных праздников на государственном уровне. Это необходимо уточнить, так как церковные, календарные праздники могут приобретать государственный статус (например, Пасха и Рождество в современной России). Для нас важно изначально отделить праздники календарные, религиозные, и светские, государственно- общественные. Мы отделяем в своей теме светские праздники умышленно, так как о них не только мало материала, что представляет большой научный интерес, но и в схеме государственных, светских праздников, на наш взгляд, можно с большей вероятностью отследить специфику современной городской культуры. Праздник как таковой требовал в разные времена разного, но общим остаётся несколько параметров: уважения к самому празднику («праздник свят - все дела спят»-в праздничные дни нельзя было работать), преображения всего вокруг - требовались необычные наряды улиц, жителей; уважения друг к другу- праздник был миротворным моментом, тем более светский: в праздничные дни часто миловали, выдавали амнистии преступникам и так далее (4. С. 69).

Для современной западной мысли весьма типичны взгляды, провозглашающие необходимости преодоления кризиса культуры и указывающего на необходимость синтеза праздника и повседневности. Примечательно, что эти взгляды не опровергают потребность в празднике, но демонстрируют желание обновить его, преодолеть его сущность как особой, отличительной фазы жизни, придать празднику черты повседневности, а повседневности- черты праздника. Но все останется, на наш взгляд, абстракцией. Отсутствие различия между праздником и повседневностью характерно лишь для немногих современных городских творческих личностей, занимающихся индивидуальными поисками в сфере деятельности, которой они сами приписывают определяющую ценность. Но таких людей мало, в большинстве различия остаются огромными.

Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому идет речь не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, - а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищного искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелища (3. С. 88).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 226.