В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У 5 % девушек на рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.
У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. У остальных на рисунке положение головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы открыт и присутствуют зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит о речевой активности, болтливости. Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них присутствуют страхи. Многие девушки нарисовали оперенных животных с прическами - перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны. На одном рисунке они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На 80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
На 60% рисунков отсутствует хвост. На 20% он опущен вниз – у этих девушек выражено недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном и сказанном. На 18 % он поднят вверх - это означает, что девушки чувствуют себя уверенно, положительно и бодро. И всего на 2 % он повернут вправо, это показывает отношение к своим действиям и поведению. Разветвленные и сложные хвосты отсутствуют. На 90 % рисунках присутствуют все необходимые детали, это говорит о среднем значении общей энергии, только у 10 % кроме основных присутствуют дополнительные – их энергия выше. На 30% рисунков девушки выводили жирную контурную линию туловища – это говорит о тревожности связанной с их телом. Все девушки уподобили рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более. 3 девушки одели животное в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье) – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. На 10% рисунков были изображены угрожающие животные – тигры, зубастые кошки с большими когтями, на остальных 90% птицы, человекообразные животные, русалки, феи, жираф, свинья, заяц, божья коровка, насекомые. Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. На 10 % присутствуют углы, треугольники. На 80% присутствуют клювы, когти, зубы – прямые символы агрессии, которая может быть направлена против одноклассников, учителей, родителей. На 1 рисунке присутствует грудь, это говорит о том, что девушка полностью идентифицирует себя со своим полом и у нее может быть фиксация на проблеме секса. Фигуры круга во время исследования не наблюдалось, значит, девушки открыты к общению, не замкнуты. Проанализировав все рисунки, я заметила, что все девушки использовали готовых животных и просто компоновали их – это говорит о средних творческих способностях, оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Про названия могу сказать, что 25% девушек использовали научные названия, что подчеркивает их демонстративность, направленную главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции и знаний. Остальные не выражали конкретных названий, а соединяли два смысловых значения.
Рисунки юношей расположены посередине. У 3 юношей они находятся внизу, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе, безразличию положения в социуме. У 5 расположены в самом верху - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме. На 95% рисунков голова направлена на рисующего, т.е. на себя, что показывает эгоцентризм. Всего один юноша нарисовал 3х головое животное, у которого они направлены в 3 стороны сразу, это значит что у него присутствуют все признаки сразу, т.е - голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
Уши присутствуют на 40% рисунков, это говорит о том, что не все юноши заинтересованы информацией и мнением окружающих о себе. На 80% присутствует рот в сочетании с языком и зубами, что говорит о большой речевой активности, болтливости и зубы о вербальной агрессии защитной – огрызаются, грубят в ответ. На 5 % рот отсутствует вообще. На остальных 15 % рот просто открыт без прорисовки языка, зубов, что означает легкость возникновения опасений, страхов и недоверия. Глаза юноши прорисовывают плохо, т.е. в основном они не испытывают явно выраженных страхов. Но есть 3 рисунка, на которых явно вырисовывали радужку – значит, эти юноши переживают чувство страха. Всего на 1 рисунке у юноши присутствуют ресницы, что свидетельствует о женственных чертах характера. На 2 % рисунков голова по отношению к размеру тела намного больше – испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих. На 70% рисунков присутствуют рога- защита и агрессия, причем в сочетании с когтями, шипами и панцирем сверху фигуры, что говорит о направленности этой агрессии против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение т.е. учителей, родителей. Большинство юношей не предавали особого значения прорисовке ног , на 5 % они отсутствуют вовсе – легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решения. На остальных они малого размера – основательность, обдуманность и рациональность принятия решения имеет небольшое значение. Характер соединения ног с туловищем в основном обычный, нет ярких прорисовок, что говорит о небольшой значимости для испытуемого контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями. На 80 % рисунков отсутствует хвост, у 10 % направлен вверх, что означает, что юноши чувствуют себя уверенно положительно, бодро. У остальных направлен вниз - недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Украшающих деталей не присутствует не на одном рисунке. На рисунках 80 % присутствуют только основные детали, чтобы человек мог понять что за животное это говорит о средней энергии, юношей с высокой энергией нет.
На 3 рисунках изображены не все основные детали, что говорит о низкой энергии, склонности к соматическим заболеваниям, экономии энергии.
На 10 % рисунков я заметила жирно выделенные линии, которые просматривались даже с обратной стороны рисунка – это говорит о высоком тонусе мышц руки и о наличии тревожности, связанной с выделенными частями туловища. Юноши использовали таких животных: собаку, змею, птицу, динозавра, рептилию, медведя с когтями, зайца. Нарисованные животные есть образ испытуемых, с кем они себя отождествляют. На 40% рисунков, животные поставлены на 2 лапы, т.е. отождествляются с человеком, это говорит об эмоциональной незрелости.
На большинстве рисунков присутствуют углы в сочетании с когтями, рогами – это говорит о выраженной агрессии. На 10% рисунков у юношей присутствует фигура круга, что свидетельствует о скрытности, нежелании давать сведения о себе, замкнутости. По рисункам юношей видно, что творческие способности невысокие, используются готовые животные. К названиям юноши подошли несерьезно, несколько человек вообще не назвали свое животное, аргументировав это отсутствием мыслей, остальные использовали готовые названия и просто соединяли 2 смысла – легкомысленное отношение к окружающим.
Сравним результаты рисунков юношей и девушек. По расположениям рисунков и у юношей и у девушек примерно одинаковая самооценка. Для девушек мнение окружающих важнее, чем для юношей. Расположение головы на рисунках у девушек представлено разнообразнее, чем у юношей. По уровню агрессии против вышестоящих у юношей она немного больше. На рисунках у юношей присутствовала важность эрудиции своей и окружающих, а у девушек нет. Девушкам свойственна: чувственность, ориентировка на свою сексуальную роль и подчеркивание своего пола, тогда как у юношей это отсутствует. По прорисовке ног мы судим о контроле за своими рассуждениями, выводами и принятиями решений, у девушек они прорисованы четко. У юношей плохо и не разнообразно - легкомысленное отношение к сделанным выводам, суждениям. Импульсивное принятие решений. Девушки использовали в своих рисунках украшающие детали – это означает, что им интересно участвовать в различных областях деятельности, они заинтересованы во всем, манерны, пытаются обратить на себя внимание окружающих. Юноши и девушки одинаково эмоционально незрелы. У них одинаковая общая энергия - на среднем уровне. Они одинаково общительны. Творческие способности у девушек чуть выше, чем у юношей.
Девушки склонны показывать свой ум, это говорит о разнообразии названий и присутствия в большинстве научных. У юношей и у девушек присутствует защитная агрессия, это мы видим из прорисовок рта – огрызаются, пререкаются. Это свойственно подросткам. Юноши имеют нежелание раскрываться для исследования, замкнуты, скрытны. И у девушек и у юношей присутствует тревожность, связанная с туловищем. Но у девушек она выше, видимо они переживают свойственную подросткам тревогу по поводу своего внешнего вида.
Выводы
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень ситуативной тревожности у юношей превышает уровень личностной, что говорит о наличии напряжения, беспокойства, нервозности и озабоченности чем-либо.
2. Уровень личностной тревожности у девушек превышает уровень тревожности у юношей. Это означает, что девушки склонны переживать тревогу, когда что-либо касается оценки их престижа и компетентности. И это заметно из их рисунков, где мы выявили значимость для девушек мнения окружающих.
3. Юноши и девушки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким - сотрудничество и компромисс.
4. Рисуночный тест «Несуществующее животное» показал, что девушки переживают тревогу, связанную с телом; они склонны показывать свой ум и добиваться лучшей оценки окружающих; им интересно участвовать в различных областях деятельности; они заинтересованы во всем; манерны; пытаются обратить на себя внимание окружающих; добиться лучшего места «под солнцем»; чувственны; ориентированы на своей сексуальной роли.
Юноши сконцентрированы на себе, на собственном Я; общая энергия среднего значения; легкомысленное отношение ко всему; склонны проявлять агрессию; импульсивно принимают решения; замкнуты; скрытны; проявляют нежелание раскрыться для эксперимента.
Заключение
В нашей работе проблема тревожности рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.
В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.
Проведя исследование, мы отметили, что уровень тревожности влияет на поведение старшеклассников в конфликтных ситуациях. Подростки с высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а подростки с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.
Старшекласснику, находящемуся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.
В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с различными уровнями тревожности.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой старшеклассник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к возникновению конфликтов.
Зная, что на данном этапе для старшеклассников главным является формирование ориентации на профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности для самореализации, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у старшеклассников.
Список использованной литературы:
1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога»
2. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»
3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
4. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.
5. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.
6. Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. с 352
7. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
8. Дж. Браун «Фрейд и постфрейдисты» статьи. 1993, с.12
9. Дж.Г.Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991
10. Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001 сс357-372
11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986
12. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.
13. Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с
14. К. Хорни «Собрание сочинений» в 3 том., М.,: Смысл, 1997.Т.2 с174-180
15. Кон И.С. «В поисках себя» 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
16. Козер Л.А. «Завершение конфликта» статьи. 2004
17. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
18. К. Леонгард «Акцентурированные личности» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
19. Левитов Н.Д. « Психические состояния беспокойства и тревоги»
20. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983
21. П.Холмс «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» М., 1999. 277с
22. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999
23. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000
24. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
26. П.Симонов « Познание неосознаваемого», статьи, 2002
27. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
28. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г
29. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В.Петровского. – М., Просвещение, 528с.
30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.
Интернет ресурс:
Библиотека РГИУ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 195.