ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. Выготского
Бобровская Мария Игоревна
Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Дипломная работа студентки пятого курса заочного отделения
Допущено к защите в ГАК Научный руководитель
Директор института психологии Преподаватель
Кафедры педагогической
д.п.н., профессор психологии, кандидат
психологических наук
Е.Е. Кравцова Мишина М.М.
«___»_________2007г. «____»____________2007г.
Москва 2007
Содержание
Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3. Определение и типы конфликта
1.4. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.
Б.Т. Лихачeв в работе о конфликте в детском коллективе, анализирует пpичины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. Конфликты бывают сpеди младших школьников, подpостков, юношей. Нам интересно, в чем их причина и как личностные особенности (тревожность) влияют на их возникновение. При рассмотрении конфликтов выделяют, как особенность их возникновения, формирование нравственной зрелости подростков. (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец).
Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. При возникновении конфликтных ситуаций подросток ведет себя различным образом. Выделяются такие стили поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Поскольку тревожность зачастую связана со стилем поведения, наша работа позволит выявить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня тревожности.
Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Гипотеза исследования – тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях: школьникам с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а школьникам с низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях.
- изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия;
- исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников;
- сделать выводы;
Методы и методики исследования:
1) тестирование:
а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».
б) Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»
2)Проективные методики:
«Несуществующее животное».
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у старшеклассников.
Научная новизна состоит в исследовании взаимосвязи уровня тревожности со стилем поведения у учащихся в старших классах.
Исследование проводится в Домодедовской средней школе №2, в исследовании примут участие 55 человек из них 27 юношей и 28 девушек в возрасте от 14-17 лет.
Глава 1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Выводы
Анализ литературы по проблеме взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях показал, что понятие тревожность, трактуется неоднозначно: тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности; удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения во внутренних органах и в скелетных мышцах, а происходит это непроизвольно; как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
Социальные факторы зависят от уровня тревожности: у подростка с высоким уровнем тревожности неадекватное отношение к себе, заниженая самооценка, непростые отношения со сверстниками, нет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности в учебной деятельности. Тревожные подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью.
Тревожность является проявлением неблагополучия личности. Ее проявление возможно в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству.
Конфликт - трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем; противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами); острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями; отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликт может протекать между группами, внутри самой личности, между отдельными личностями, между личностью и группой. Причин конфликта много и они разнообразны. Человек не может удержаться или уклонится от конфликта если: затрагиваются его личностные качества, у конфликтующих различные интересы, в том числе и денежные, все что связано с его деятельностью, различия в целях , во взглядах и представлениях.
Существуют стили разрешения этих конфликтных ситуаций и чтобы избежать конфликта, надо научиться им управлять. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший, они используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.
Описание исследования
Прежде всего, ещё раз укажем, что объектом нашего исследования выступает тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. В качестве предмета мы рассматриваем взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Целью является выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов. Гипотеза исследования: тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях: школьникам с высоким уровнем тревожности соответствует сопернический стиль поведения в конфликте, а школьникам с низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс. Мы проводим исследование среди учащихся 11 «б» и 11 «а» классов Домодедовской школы № 2 в количестве 55 человек. Выборку делали по половому различию, 28 девушек и 27 юношей.
Для проверки поставленной гипотезы экспериментальным исследованием мы ставили следующие задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях.
- изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия;
- исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников;
- сделать выводы;
Обработка результатов.
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.
Ключ
Номера | Ответы | |||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | |
СТ | ||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
ЛТ | ||||
21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
2)Проективные методики:
«Несуществующее животное».
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".
Показатели и интерпретация.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.) Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклетамиешиния" и т.п.).
Табл. №2.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп. |
1 | Р.Я. | 9 | 4 | 8 | 5 | 4 |
2 | Б.В. | 8 | 9 | 6 | - | 7 |
3 | И.Э. | 8 | 6 | 7 | 4 | 5 |
4 | Б.А. | 10 | 6 | 8 | - | 6 |
5 | К.И. | 8 | 3 | 9 | 5 | 5 |
6 | Г.Л. | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 |
7 | Т.Е. | 9 | - | 6 | 8 | 7 |
8 | Р.М. | 8 | 1 | 9 | 5 | 7 |
9 | П.К. | 8 | - | 8 | 6 | 8 |
10 | З.С. | 6 | 4 | 10 | 5 | 5 |
11 | М.Р. | 10 | 4 | 8 | 7 | 1 |
12 | Я.Р. | 9 | - | 8 | 5 | 7 |
13 | З.А. | 7 | 5 | 6 | 3 | 9 |
14 | Г.Д. | 9 | 7 | 3 | 5 | 6 |
15 | С.М. | 8 | 2 | 8 | 6 | 6 |
16 | М.К. | 7 | 4 | 9 | 5 | 5 |
17 | А.Д. | 12 | 6 | 8 | 2 | 2 |
18 | Ф.Ю. | 9 | 6 | 8 | 1 | 6 |
19 | Е.А. | 7 | 5 | 8 | 6 | 4 |
20 | К.А. | 8 | 10 | 3 | 7 | 2 |
21 | А.Р. | 9 | 4 | 4 | 5 | 8 |
22 | Б.В. | 5 | 9 | 7 | 8 | 2 |
23 | С.Н. | 6 | 10 | 4 | 7 | 3 |
24 | З.Р. | 9 | 2 | 9 | 7 | 3 |
25 | П.А. | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 |
26 | Т.Р. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 |
27 | З.И. | 9 | 5 | 7 | 6 | 3 |
У юношей : у 19 преобладает сотруднический стиль, у 6 сопернический, у 15 компромиссный, стиль избегания выражен слабо, у 3 приспособление.
В целом и юноши прибегают в основном к сотрудничеству и компромиссу в конфликтных ситуациях , как и девушки.
2. Результаты исследования по тесту Спилбергера – Ханина по определению ситуативной (СТ) и личностной тревожности(ЛТ). Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Результаты представлены в таблице №3. В этой таблице объединены данные по юношам и девушкам.
Определение уровня тревожности
Табл. №3
№ | Ф.и. Дев. | СТ | ЛТ | Ф.И юноши | СТ | ЛТ |
1 | Г.Е. | 42 | 43 | Р.Я. | 37 | 44 |
2 | П.Ю. | 21 | 40 | Б.В. | 50 | 45 |
3 | Д.Ю. | 43 | 41 | И.Э. | 38 | 47 |
4 | Д.Н. | 49 | 47 | Б.А. | 31 | 28 |
5 | Г.Л. | 37 | 44 | К.И. | 32 | 34 |
6 | М.К. | 32 | 36 | Г.Л. | 55 | 48 |
7 | И.К. | 62 | 46 | Т.Е. | 36 | 31 |
8 | Х.З. | 47 | 45 | Р.М. | 40 | 41 |
9 | Д.Е. | 44 | 45 | П.К. | 32 | 37 |
10 | Р.И. | 33 | 33 | З.С. | 32 | 30 |
11 | Б.К. | 35 | 35 | М.Р. | 35 | 31 |
12 | П.Н. | 34 | 43 | Я.Р. | 24 | 27 |
13 | К.Е. | 28 | 41 | З.А. | 37 | 30 |
14 | Л.И. | 29 | 37 | Г.Д. | 31 | 32 |
15 | Ф.А. | 27 | 35 | С.М. | 35 | 44 |
16 | А.Л. | 29 | 41 | М.К. | 35 | 42 |
17 | П.Е. | 34 | 39 | А.Д. | 29 | 31 |
18 | А.Е. | 60 | 57 | Ф.Ю. | 36 | 38 |
19 | С.Т. | 56 | 56 | Е.А. | 30 | 33 |
20 | П.Ю. | 44 | 45 | К.А. | 57 | 53 |
21 | Д.Ю. | 44 | 39 | А.Р. | 31 | 39 |
22 | Т.В. | 37 | 39 | Б.В. | 49 | 55 |
23 | К.К. | 54 | 56 | С.Н. | 47 | 44 |
24 | П.П. | 62 | 68 | З.Р. | 42 | 42 |
25 | А.Е. | 37 | 36 | П.А. | 39 | 36 |
26 | К.Л. | 51 | 53 | Т.Р. | 53 | 45 |
27 | М.Л. | 44 | 52 | З.И. | 43 | 37 |
28 | К.Г. | 35 | 41 | - | - | - |
Таблица №3 показывает, что в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 14 человек из 55, у 2 человек низкий уровень тревожности, у 3 учеников уровень СТ ниже уровня ЛТ . Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. У 4 учеников ЛТ выше СТ, из них 3 девушки и один юноша .Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Найдем различия двух выборок (юношей и девушек) по уровню тревожности воспользовавшись t – критерием стьюдента. Критерий t стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине, как в нашем случае. Проверим гипотезу о том, что тревожность у юношей и у девушек приблизительно равна – H0; Тревожность различна – H1.
N1- юноши- 27чел. – x
N2 – девушки- 28 чел.- y; n1 ≠n2
X1(ср.знач СТ трев.)- 38.4 ; Y1 – 41.07
X2(ср.знач ЛТ Трев.) – 38.6 ; Y2 – 44.03
Sd1= √ S 2x1+S 2y1= √∑( x 1 - x )2 +∑( y 1 - y )2 . (n 1 +n2)
(n1+n2-2) (n1 . n2)
Sd2 =√S2x2 + S2y2=√∑(x2- x)2 +∑(y2- y)2 . ( n 1 + n 2)
(n1 +n2-2) (n1 . n2)
Sd1 = 2.67 ; Sd2 = 2.05; X1 – Y1 =2.67; X2 – Y2 = 2.96
tэмп.1 = │X1-Y1│ ; t эмп2 = │X2- Y2│
Sd1 Sd2
tэмп1= 1 ; tэмп2 = 2,65
число степеней свободы k = (n1-1) +(n2-1)= n1+n2-2= 53
для такого числа степеней свободы находим
12,71 для р ≤ 0,05 0,05 0,01 0,001
tкр1. = { 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>
64,60 для р ≤0,001 1 12,71 63,66 64,60
Различия между СТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
12,71 для р ≤ 0,05 0,05 0,01 0,001
tкр2. = { 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>
64,60 для р ≤0,001 2.65 12,71 63,66 64,60
Различия между ЛТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
Для удобства выявления взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу.
Табл.№4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девушек.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп | СТ | ЛТ |
1 | Г.Е. | 8 | 2 | 8 | 8 | 4 | 42 | 43 |
2 | П.Ю. | 11 | 5 | 7 | 5 | 2 | 21 | 40 |
3 | Д.Ю. | 8 | 2 | 8 | 7 | 5 | 43 | 41 |
4 | Д.Н. | 4 | 11 | 7 | 4 | 4 | 49 | 47 |
5 | Г.Л. | 9 | 3 | 9 | 6 | 3 | 37 | 44 |
6 | М.К. | 8 | 4 | 11 | 3 | 4 | 32 | 36 |
7 | И.К. | 5 | 10 | 6 | 2 | 7 | 62 | 46 |
8 | Х.З. | 6 | 9 | 4 | 7 | 4 | 47 | 45 |
9 | Д.Е. | 6 | 10 | 7 | 4 | 3 | 44 | 45 |
10 | Р.И. | 8 | 4 | 5 | 8 | 5 | 33 | 33 |
11 | Б.К. | 7 | 1 | 9 | 6 | 7 | 35 | 35 |
12 | П.Н. | 12 | 4 | 6 | 5 | 3 | 34 | 43 |
13 | К.Е. | 8 | 3 | 4 | 5 | 10 | 28 | 41 |
14 | Л.И. | 9 | - | 10 | 4 | 7 | 29 | 37 |
15 | Ф.А. | 7 | 1 | 10 | 7 | 5 | 27 | 35 |
16 | А.Л. | 8 | 3 | 10 | 6 | 3 | 29 | 41 |
17 | П.Е. | 9 | 5 | 12 | 2 | 2 | 34 | 39 |
18 | А.Е. | 6 | 11 | 6 | 6 | 1 | 60 | 57 |
19 | С.Т. | 6 | 12 | 7 | 2 | 3 | 56 | 56 |
20 | П.Ю. | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 44 | 45 |
21 | Д.Ю. | 9 | 3 | 8 | 8 | 2 | 44 | 39 |
22 | Т.В. | 8 | 6 | 10 | 1 | 5 | 37 | 39 |
23 | К.К. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 54 | 56 |
24 | П.П. | 3 | 11 | 6 | 9 | 1 | 62 | 68 |
25 | А.Е. | 8 | 5 | 3 | 8 | 6 | 37 | 36 |
26 | К.Л. | 5 | 8 | 4 | 8 | 5 | 51 | 53 |
27 | М.Л. | 6 | 9 | 5 | 7 | 3 | 44 | 52 |
28 | К.Г. | 10 | 2 | 8 | 4 | 6 | 35 | 41 |
Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.
Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.
Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у юношей.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп. | СТ | ЛТ |
1 | Р.Я. | 9 | 4 | 8 | 5 | 4 | 37 | 44 |
2 | Б.В. | 8 | 9 | 6 | - | 7 | 50 | 45 |
3 | И.Э. | 8 | 6 | 7 | 4 | 5 | 38 | 47 |
4 | Б.А. | 10 | 6 | 8 | - | 6 | 31 | 28 |
5 | К.И. | 8 | 3 | 9 | 5 | 5 | 2 | 34 |
6 | Г.Л. | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 | 55 | 48 |
7 | Т.Е. | 9 | - | 6 | 8 | 7 | 36 | 31 |
8 | Р.М. | 8 | 1 | 9 | 5 | 7 | 40 | 41 |
9 | П.К. | 8 | - | 8 | 6 | 8 | 32 | 37 |
10 | З.С. | 6 | 4 | 10 | 5 | 5 | 32 | 30 |
11 | М.Р. | 10 | 4 | 8 | 7 | 1 | 35 | 31 |
12 | Я.Р. | 9 | - | 8 | 5 | 7 | 24 | 27 |
13 | З.А. | 7 | 5 | 6 | 3 | 9 | 37 | 30 |
14 | Г.Д. | 9 | 7 | 3 | 5 | 6 | 31 | 32 |
15 | С.М. | 8 | 2 | 8 | 6 | 6 | 35 | 44 |
16 | М.К. | 7 | 4 | 9 | 5 | 5 | 35 | 42 |
17 | А.Д. | 12 | 6 | 8 | 2 | 2 | 29 | 31 |
18 | Ф.Ю. | 9 | 6 | 8 | 1 | 6 | 36 | 38 |
19 | Е.А. | 7 | 5 | 8 | 6 | 4 | 30 | 33 |
20 | К.А. | 8 | 10 | 3 | 7 | 2 | 57 | 53 |
21 | А.Р. | 9 | 4 | 4 | 5 | 8 | 31 | 39 |
22 | Б.В. | 5 | 9 | 7 | 8 | 2 | 49 | 55 |
23 | С.Н. | 6 | 10 | 4 | 7 | 3 | 47 | 44 |
24 | З.Р. | 9 | 2 | 9 | 7 | 3 | 42 | 42 |
25 | П.А. | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 | 39 | 36 |
26 | Т.Р. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 53 | 45 |
27 | З.И. | 9 | 5 | 7 | 6 | 3 | 43 | 37 |
Таблица №5 показывает, что юноши с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.
Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в диаграмме №1.
диаграмма №1
Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.
Сравним юношей и девушек по стилям поведения в конфликтных ситуациях и представим результаты в диаграмме №2.
диаграмма №2
Диаграмма №2 показывает, что по стилям поведения девушки болеесклонны к соперничеству, легче идут на компромисс чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Выводы
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень ситуативной тревожности у юношей превышает уровень личностной, что говорит о наличии напряжения, беспокойства, нервозности и озабоченности чем-либо.
2. Уровень личностной тревожности у девушек превышает уровень тревожности у юношей. Это означает, что девушки склонны переживать тревогу, когда что-либо касается оценки их престижа и компетентности. И это заметно из их рисунков, где мы выявили значимость для девушек мнения окружающих.
3. Юноши и девушки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким - сотрудничество и компромисс.
4. Рисуночный тест «Несуществующее животное» показал, что девушки переживают тревогу, связанную с телом; они склонны показывать свой ум и добиваться лучшей оценки окружающих; им интересно участвовать в различных областях деятельности; они заинтересованы во всем; манерны; пытаются обратить на себя внимание окружающих; добиться лучшего места «под солнцем»; чувственны; ориентированы на своей сексуальной роли.
Юноши сконцентрированы на себе, на собственном Я; общая энергия среднего значения; легкомысленное отношение ко всему; склонны проявлять агрессию; импульсивно принимают решения; замкнуты; скрытны; проявляют нежелание раскрыться для эксперимента.
Заключение
В нашей работе проблема тревожности рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.
В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между тревожностью и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.
Проведя исследование, мы отметили, что уровень тревожности влияет на поведение старшеклассников в конфликтных ситуациях. Подростки с высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а подростки с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.
Старшекласснику, находящемуся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.
В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с различными уровнями тревожности.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой старшеклассник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к возникновению конфликтов.
Зная, что на данном этапе для старшеклассников главным является формирование ориентации на профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности для самореализации, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у старшеклассников.
Список использованной литературы:
1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога»
2. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»
3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
4. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.
5. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.
6. Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. с 352
7. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
8. Дж. Браун «Фрейд и постфрейдисты» статьи. 1993, с.12
9. Дж.Г.Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991
10. Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001 сс357-372
11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986
12. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.
13. Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с
14. К. Хорни «Собрание сочинений» в 3 том., М.,: Смысл, 1997.Т.2 с174-180
15. Кон И.С. «В поисках себя» 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
16. Козер Л.А. «Завершение конфликта» статьи. 2004
17. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
18. К. Леонгард «Акцентурированные личности» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
19. Левитов Н.Д. « Психические состояния беспокойства и тревоги»
20. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983
21. П.Холмс «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» М., 1999. 277с
22. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999
23. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000
24. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
26. П.Симонов « Познание неосознаваемого», статьи, 2002
27. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
28. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г
29. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В.Петровского. – М., Просвещение, 528с.
30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.
Интернет ресурс:
Библиотека РГИУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. Выготского
Бобровская Мария Игоревна
Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Дипломная работа студентки пятого курса заочного отделения
Допущено к защите в ГАК Научный руководитель
Директор института психологии Преподаватель
Кафедры педагогической
д.п.н., профессор психологии, кандидат
психологических наук
Е.Е. Кравцова Мишина М.М.
«___»_________2007г. «____»____________2007г.
Москва 2007
Содержание
Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3. Определение и типы конфликта
1.4. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.
Б.Т. Лихачeв в работе о конфликте в детском коллективе, анализирует пpичины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. Конфликты бывают сpеди младших школьников, подpостков, юношей. Нам интересно, в чем их причина и как личностные особенности (тревожность) влияют на их возникновение. При рассмотрении конфликтов выделяют, как особенность их возникновения, формирование нравственной зрелости подростков. (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец).
Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. При возникновении конфликтных ситуаций подросток ведет себя различным образом. Выделяются такие стили поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Поскольку тревожность зачастую связана со стилем поведения, наша работа позволит выявить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня тревожности.
Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Гипотеза исследования – тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях: школьникам с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а школьникам с низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях.
- изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия;
- исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников;
- сделать выводы;
Методы и методики исследования:
1) тестирование:
а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».
б) Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»
2)Проективные методики:
«Несуществующее животное».
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у старшеклассников.
Научная новизна состоит в исследовании взаимосвязи уровня тревожности со стилем поведения у учащихся в старших классах.
Исследование проводится в Домодедовской средней школе №2, в исследовании примут участие 55 человек из них 27 юношей и 28 девушек в возрасте от 14-17 лет.
Глава 1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Понятие тревожности в современной научной литературе и причины ее возникновения
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.
З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания(23). Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.
Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.
Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений. Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. (28)
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности.
Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма (8).
В работах К.Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности в ранних и более поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности у ребенка. Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Более того, по мнению Хорни, человек нуждается в определенных столкновениях — «здоровых трениях» — с желаниями и волей других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями. Вот как описывает Хорни искаженные отношения: «Они могут быть доминирующими, гиперопекающими, запугивающими, тревожными, чрезмерно требовательными, чрезмерно снисходительными, колеблющимися, некритичными, безразличными и т.п. В результате у ребенка развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, для которой используют понятие «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который он воспринимает как потенциально враждебный себе». (8)
Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности — прежде всего для детей.
Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь — разрешение проблемы человеческого существования».
Г.С.Салливен говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.
Тревожность, опасность и препятствие в удовлетворении желания производят противоположный эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопровождается напряжением скелетных мышц под действием ЦНС. Естественный цикл младенца: сон – голод (сокращение мышц желудка) – крик – удовлетворение – сон.(8)
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. (25)
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.(20)
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.(11)
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения, учебная тревожность; с представлениями о себе – самооценочная тревожность; с общением – межличностная тревожность. Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы.
По мнению А.М. Прихожан, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. (23,24)
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожный подросток имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у человека может быть понос, и он может полностью осознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее. При депрессии замедляются физические и психические процессы; бурная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голове. (14)
Демонстрируя связь тревоги с физиологическими факторами, нередко указывают на то, что тревожность может стимулироваться химическими препаратами. Однако и это относится не к одной лишь тревожности. Химические препараты вызывают также приподнятое настроение или сон, и их воздействие не представляет психологической проблемы. Психологическая проблема может быть поставлена лишь следующим образом: каковы психические условия для возникновения таких состояний, как тревожность, сон, приподнятое настроение?
Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты. (15)
Различные индивиды считают своими жизненно важными ценностями совершенно разные вещи, можно обнаружить самые разнообразные вариации в том, что они переживают как смертельную угрозу. Хотя определенные ценности чуть ли не повсеместно воспринимаются как жизненно важные — например жизнь, свобода, дети, — однако лишь от условий жизни данного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью: тело, собственность, репутация, убеждения, работа, любовные отношения.
Как подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью. (28)
Таким образом, понятие – тревожность, трактуется у различных авторов по-разному:
З.Фрейд определяет тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Чувства неопределенности и беспомощности - это содержание тревожности.
В работах К. Хорни, особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Тревога рассматривается как основное противодействие тенденции к самореализации.
Э. Фромм подчеркивает, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества.
Г.С.Салливан, говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения во внутренних органах и в скелетных мышцах, а происходит это непроизвольно.
Тревожность как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 278.