Больница скорой медицинской помощи (БСМП) - многопрофильная специализированная ЛПО для оказания круглосуточно экстренной стационарной медицинской помощи населению при острых заболеваниях, травмах несчастных случаях, отравлениях, а также при массовых поражениях, катастрофах, стихийных бедствиях.
Основные задачи БСМП:
- оказание экстренной специализированной медицинской помощи больным при угрожающих жизни состояниях, требующих реанимации и интенсивной терапии с применением средств и методов экспрессдиагностики и лечения на уровне современных достижений медицинской науки и практики
- выполнение организационно-методической и консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям района в деятельности по вопросам организации экстренной медицинской помощи
- осуществление мероприятий по постоянной готовности больницы к работе в чрезвычайных условиях при массовых поступлениях пострадавших в городе (области, республике)
- обеспечение эффективной преемственности и взаимосвязи со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города в оказании медицинской помощи больным на догоспитальном и госпитальном этапах
- анализ качества экстренной медицинской помощи и оценка эффективности деятельности больницы и ее структурных подразделений
- анализ потребности населения в экстренной медицинской помощи на всех этапах ее организации
- проведение санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения по формированию здорового образа жизни, оказанию само- и взаимопомощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях и т.д.
БСМП организуется в населенных пунктах с численностью жителей не менее 250 тысяч. Руководство больницей осуществляет главный врач.
Организация больницы скорой медицинской помощи. Структура:
1) приемно-диагностическое отделение
2) стационар с различными клинико-диагностическими подразделениями
3) отделение скорой помощи.
В структуре стационара:
1. Приемно-диагностическое отделение.
· круглосуточный прием больных
· оказание лечебной и диагностической помощи
· при неясном диагнозе – динамическое наблюдение
· госпитализация
· поддержка связи с экстренными службами города
Структура приемно-диагностического отделения:
· кабинеты для приема хирургических и травматологических больных
· кабинет для приема терапевтических больных
· экстренные диагностические кабинеты (УЗИ, лаборатория, рентген-кабинет)
· малые операционные
· гипсовальные
· административно-хозяйственные помещения
2. Отделение анестезиологии и реанимации.
Может быть как самостоятельным отделением, так и представленным в виде палат и блоков интенсивной терапии. Находится в непосредственной близости к приемному отделению.
3. Терапевтическое, кардиологическое, травматологическое отделения
4. Лечебно-диагностические отделения, кабинеты
5. Патологоанатомическое отделение
6. Аптека
7. Отделение переливания крови
8. Прочие кабинеты.
БСМП обеспечивает:
- круглосуточное оказание своевременной и на высоком уровне экстренной медицинской помощи больным с внезапными заболеваниями, несчастными случаями
- развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания экстренной медицинской помощи населению
- координацию, преемственность и взаимодействие лечебно-профилактических учреждений города по оказанию экстренной медицинской помощи населению;
- проведение экспертиз временной нетрудоспособности рабочих и служащих, выдачу листков нетрудоспособности, рекомендации о переводе выписываемых больных на другую работу по состоянию здоровья
- извещение соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в соответствии со специальными указаниями и приказами МЗ РБ
БСМП госпитализирует больных по экстренным показаниям, доставляемых станцией скорой медицинской помощи, направляемых амбулаторно-поликлиническими и другими лечебно-профилактическими учреждениями, а также обратившихся за экстренной помощью непосредственно в приемно-диагностическое отделение. В случае госпитализации непрофильных больных, после выведения их из состояния угрожающего жизни больного, больница имеет право перевода их в другие стационары города по профилю для долечивания. Для обеспечения 100% вероятности госпитализации экстренных больных на специализированную койку предусмотрены резервные койки (5% от коечного фонда), не учитывающиеся при составлении статистического плана, но финансируемые.
БСМП находится в непосредственном ведении городского управления здравоохранением. Она является самостоятельным учреждением здравоохранения, имеет в своем распоряжении здания с отведенной территорией, оборудование, инвентарь. БСМП пользуется правами юридического лица, имеет круглую печать и штамп с указанием своего полного наименования.
Принципиальные особенности больницы скорой медицинской помощи (БСМП):
· тяжесть поступающих больных
· сочетанные травмы
· высокий процент летальности
· высокий процент расхождений клинического и патологоанатомического диагнозов
· высокое количество дней с временной утратой трудоспособности
При изучении заболеваемости по обращаемости учет производится на основании талона амбулаторного пациента. Этот талон заполняется на все заболевания и травмы, кроме острых инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний. Заполняется в поликлиниках, амбулаториях, женских консультациях. В специализированных учреждениях (диспансерах) статистический талон не заполняется (кроме КВД – только на больных кожными заболеваниями).
Первичная заболеваемость = число вновь возникших заболеваний / средне годовая численность населения * 1000
Общая заболеваемость = число всех заболеваний, имеющихся у населения / средняя численность населения * 1000
Заболевания, подлежащие специальному учету
1. Инфекционная заболеваемость регистрируется экстренным извещением об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку. Отправляется в Роспотребнадзор в течение 12 часов. Заполняется в 1 экземпляре, в ЛПУ делается запись в журнале учета инфекционных заболеваний.
2. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость. Регистрируется извещением о больном с впервые в жизни установленным диагнозом:
а) злокачественного новообразования – направляется в онкодиспансер
б) туберкулеза, сифилиса, гонореи, трихомониаза, хламидиоза, урогенитального герпеса, аногенитальных бородавок, микроспории, фавусах, трихофитии, микоза стоп, чесотки, трахомы. Отправляется в соответствующий диспансер в течение 3 суток. Заполняется в 2 экземплярах.
3. Госпитализированная заболеваемость. Регистрируется статистической картой выбывшего из стационара.
4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Регистрируется листами нетрудоспособности.
Показатели:
1) полнота охвата профосмотрами = число осмотренных / число, подлежащих осмотру * 100
2) патологическая поражаемость = число заболеваний, выявленных при профосмотрах / число осмотренных * 100
По причинам смерти:
1) медицинское свидетельство о перинатальной смерти. Заполняется на мертворожденных детей, и детей, умерших в первые 168 часов жизни (7 суток). Заполняется либо патологоанатомом, либо судмедэкспертом.
2) Медицинское свидетельство о смерти (с 168 часов жизни). Заполняется либо лечащим врачом, либо патологоанатомом. Обязательному вскрытию подлежат попавшие в стационар и умершие в первые сутки больные, а также все прооперированные больные.
25. Особенности организация лечебно-профилактической помощи жителям сельской местности. Этапы сельского здравоохранения. Основные учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь детям, входящие в каждый этап.
В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако сельская местность имеет свои особенности:
— низкую (по сравнению с городом) плотность населения, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность;
— плохое качество, а порой и отсутствие дорог;
— специфику сельскохозяйственного труда (сезонность полевых работ, зависимость от погодных условий и др.);
— отличные от городских условия и образ жизни населения;
— более сильные национальные традиции;
— большой удельный вес лиц пожилого и старческого возраст (22% жителей сельской местности старше трудоспособного возраста);
— более низкий размер доходов;
—более низкий средний уровень образования населения и др.
Данные особенности накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям. Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов. Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше и населенные пункты расположены близко друг от друга, имеется хорошее транспортное сообщение.
Главной особенностью оказания медицинской помощи жителям села является ее этапность.
1ый этап. Сельское поселение:
- ФАП/ФЗ
- Сельские участковые больницы
- Районные (номерные) больницы
- Врачебные амбулатории
- Центры общеврачебной (семейной) практики
- Домовые хозяйства
2ой этап. Муниципальный район:
- ЦРБ
- Станция (отделение) СМП (в составе ЦРБ)
- Родильный дом (отделение)
- Женская консультация
- Детская поликлиника (консультация)
- Диспансеры (межрайонные)
- Мед центры (межрайонные)
- др учреждения
3ий этап. Субъект Федерации:
- Орган управления ЗО субъекта РФ (МЗ, КПЗ и т.п)
- Областная (краевая, окружная, республиканская) больница
- Областной (краевой, окружной, республиканский) род дом
- Областная (краевая, окружная, республиканская) детская больница
- Областная (краевая, окружная, республиканская) стоматологическая поликлиника
- Диспансеры (краевой, окружной, республиканский)
- Мед центры ((краевые, окружные, республиканские)
- Др учреждения
Первый этап — учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи: терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую.
Вторым этапом обеспечения медицинской помощью сельского населения являются учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). Центральная районная больница осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.
Третьим этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью являются учреждения здравоохранения субъекта РФ, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.
Учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь
Детям в сельской местности
Этап сельского здравоохранения | Учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь детям | Осуществляет руководство лечебно-профилактической помощью |
I этап. Территориальное медицинское объединение (сельский врачебный участок) | Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Сельская участковая больница (амбулаторная помощь – кабинеты педиатра при амбулатории и стационарная помощь – койки для детей в составе сельской участковой больницы). Детские дошкольные учреждения (постоянные и сезонные). | Главный врач ТМО или сельской участковой больницы. Со стороны ЦРБ (РТМО) районный педиатр или зам. главного врача по детству и родовспоможению |
II этап Центральное (районное) ТМО Центральная районная больница | Отделение новорожденных. Детская поликлиника или кабинеты педиатров при взрослой поликлинике. Специализированные детские отделения при крупных ЦРБ – детской хирургии, ЛОР, детских инфекций и др. Детские ясли, сады, молочная кухня. | Главный врач РТМО (ЦРБ), зам. главного врача по детству и родовспоможению, районный педиатр; со стороны области – областной педиатр. |
III этап Областная больница или областные учреждения | Областная детская больница. Кабинеты врачей-педиатров и специалистов в областной консультативной поликлинике. Детское отделение областной больницы, специализированные детские отделения(детской хирургии, неврологическое, ЛОР, глазное и др.) при областной больнице. Специализированные детские отделения областных диспансеров. Областные специализированные детские санатории. Областные дома ребенка и детские дома. | Зам. пред. Областного комитета по здравоохранению по детству и родовспоможению. Главный педиатр области. Зам главного врача областной больницы по детству и родовспоможению. Областные внештатные специалисты (главный детский хирург, главный детский травматолог и др.). |
26. Комплексный терапевтический участок (КТУ). Медицинские учреждения, входящие в КТУ. Виды медицинской помощи, оказываемой в КТУ. Помощь детям на КТУ.
Учреждения первого этапа сельского ЗО входят в состав комплексного терапевтического (сельского врачебного) участка.
На этом этапе жители получают доврачебную, и основные виды врачебной мед помощи – терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую.
Величина территории КТУ зависит от численности населения, типа его расселения, состояния дорог и радиуса обслуживания (т.е расстояния от центра, где размещена участковая больница или амбулатория, до наиболее отдаленного населенного пункта). Оптимальной считается численность населения в пределах 5-7тыс при радиусе обслуживания 7-10км. Однако фактическая протяженность и численность обслуживаемого населения неравномерны на различных административных территориях.
Первым медицинским учреждением, в которое обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)/фельдшерский здравпункт (ФЗ). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы.
ФАП/ФЗ организуется:
- в населенных пунктах с числом жителей от 1000 до 2000 человек, если расстояние до ближайшего мед учреждения не превышает 6 км.
- в поселениях с числом жителей 301-1000 человек вне зависимости от расстояния до ближайшей мед организации в случае отсутствия др мед организаций.
- в сельских населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек, если расстояние от ФАП/ФЗ до ближайшей мед организации превышает 6 км.
Задачи ФАП/ФЗ:
— проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
— направления пациентов в мед учреждения для оказания первичной врачебной и специализированной мед помощи;
— обеспечение своевременной госпитализации больных, нуждающихся в оказании стационарной помощи, в т.ч женщин с патологией беременности, а также мед эвакуацию рожениц и родильниц в родильное отделение;
— организация патронажа детей и беременных, проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности;
— систематическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора соц услуг;
— проведение санитарно-просветительной работы, формирование у населения ЗОЖ;
— устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией мед эвакуации в мед организации или их подразделения, оказывающие специализированную мед помощь в сопровождении мед работника ФАП/ФЗ либо бригадой СМП;
— экспертиза временной нетрудоспособности;
— организация деятельности пункта наблюдаемого лечения больных туберкулезом.
На ФАП возлагают функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров
Работу ФАПа возглавляет заведующий ФАП, основными задачами которого являются:
— организация лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы;
— амбулаторный прием и лечение больных на дому;
— оказание скорой и неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим направлением больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;
— подготовка больных к приему врачом на ФАП, проведение диспансеризации населения и профилактических прививок;
— проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпид показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;
— оказание медицинской помощи детям в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников;
— проведение санитарно-просветительной работы среди населения.
На должность заведующего ФАП назначают лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности «Лечебное дело».
Кроме заведующего на ФАП работают фельдшер (акушерка), патронажная медицинская сестра и санитарка. В ФЗ работают фельдшер, мед сестра, санитарка.
Акушерка ФАП несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства.
Акушерка непосредственно подчиняется заведующему ФАП, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАП.
Патронажная медицинская сестра осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи:
— проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль за рациональным вскармливанием ребенка;
— осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии;
— проводит профилактические прививки и диагностические пробы;
- проводит профилактическую работу в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
- готовит больных детей к приему на ФАП врачом-педиатром;
- проводит подворные обходы по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания и др.
При отсутствии в штатном расписании должности патронажной медицинской сестры акушерка, помимо своих обязанностей, ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей 1-го года жизни. При отсутствии в штате ФАП акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий.
Кроме ФАПов и ФЗ в сельских населенных пунктах с численностью 1000-2000 человек (если расстояние от ФАП до ближайшей мед организации превышает 6 км) организуется центр общей врачебной (семейной) практики или врачебная амбулатория.
Должность врача общей практики устанавливается на 1200 чел взрослого населения или на 1000 чел взрослого и детского населения, фельдшер – 1 ст на ставку врача, м/с – 2 ст на ставку врача.
Центр общей врачебной (семейной) практики осуществляет оказание врачебной мед помощи.
Задачи центра общей врач практики:
- активное ведение, в полном объеме, профилактической работы с прикрепленнвым населением;
- оказание необходимой и возможной лечебно-диагностической и реабилитационной помощи;
- осуществление санитарно-гигиеническх и противоэпидемических мероприятий;
- осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
- активное санитрно-гигиеническое образование населения, обучение его вопросам оказания первой помощи и привитие ЗОЖ;
- направление пациентов в мед организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в т.ч высокотехнологичной, мед помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) мед помощи;
- осуществление взаимодействия с мед организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными учреждениями и организациями по вопросам оказания доврачебной мед помощи;
- организация самостоятельно или совместно с органами соц защиты медико-социльной мед помощи инвалидам и хроническим больным.
Ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села является участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основной задачей участковой больницы является оказание населению первичной медико-санитарной помощи.
В задачи СУБ входит:
- обеспечение населения закрепленной территории квалифицированной врачебной помощью (амбулаторной и стационарной);
- планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения;
- проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;
- внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, передовых форм и методов организации мед помощи;
- организационно-методическое руководство и контроь за деятельностью ФАПов и др учреждений ЗО в составе КТУ.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению — важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной амбулаторией. Основной задачей амбулатории является проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных. Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности, а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.
Штаты врачебной амбулатории:
- заведующий врачебной амбулаторией – врач – при наличии до 3х должностей врачей – вместо 0,5 должности фельдшера, при наличии более 3 дожностей – 1 должность.
- врач-терапевт участковый (врач-терапевт цехового врачебного участка, фельдшер (при возложении функций лечащего врача) – 1 должность на 1700 человек взрослого населения.
- врач-хирург – 1 должность на 10000 человек
- врач акушер-гинеколог – 1 должность на 2200 женщин.
С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи ЦРБ по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения.
Оказание помощи детям.
ФАП в системе медико-санитарного обеспечения детей является учреждением исключительно профилактического направления. Работники ФАП призваны обеспечить систематическое медико-санитарное наблюдение за здоровьем детей раннего возраста, проведение полного комплекса профилактических мероприятий, санитарно-просветительную работу, контроль за деятельностью детских учреждений — яслей, школ и т. д., расположенных на территории их участка и оказание первой доврачебной помощи заболевшим детям.
В соответствии с установленным Министерством здравоохранения порядком, лечение детей, особенно раннего возраста, работниками фельдшерско-акушерских пунктов не допускается, фельдшер обязан своевременно, желательно активно выявить больного ребенка, оказать необходимую ему в экстренных cлучаях неотложную помощь, вызвать врача к заболевшему ребенку или обеспечить своевременную госпитализацию его.
Дети, не нуждающиеся в помещении в стационар, могут быть после осмотра врачом оставлены для лечения на дому под наблюдением и при выполнении назначений врача фельдшером. Средние медицинские работники фельдшерско-акушерского пункта при необходимости по указанию врача могут активно посещать детей, состоящих на диспансерном учете и выполнять им врачебные назначения по поводу хронических заболеваний, а также реконвалесцентам после выписки из стационаров.
Существенная роль принадлежит фельдшерско-акушерским пунктам в проведении профилактических прививок. Эта работа проводится по плану, который составляется на основании точного повозрастного учета детей.
Главной же задачей фельдшерско-акушерских пунктов является проведение своевременной и качественной патронажной работы, обеспечение полного комплекса профилактических мероприятий среди детей.
В обязанности фельдшера (акушерки) входит также систематическое наблюдение за работой детских дошкольных учреждений, санитарным состоянием и физическим воспитанием детей в школах, проведение профилактических осмотров детей в организованных коллективах, привитие детям гигиенических навыков, проведение широкой санитарно-просветительной работы среди населения.
Участковый врач сельской участковой больницы выезжает по определенному графику, о котором должно быть осведомлено население, на фельдшерско-акушерские пункты своего участка для проведения консультативного приема. При этом он должен стремиться к неустанному повышению квалификации своих помощников, передавая им свои знания и опыт.
В целом на сельском врачебном участке лечебнопрофилактическая помощь детям осуществляется врачами и средними медицинскими работниками под руководством главного врача участковой больницы. При наличии на сельском врачебном участке педиатра главный врач, как правило, возлагает на него ответственность за организацию медицинской помощи детям на участке. При отсутствии педиатра главный врач сельской участковой больницы вправе возложить ответственность за лечебнопрофилактическую помощь детям на одного из врачей общего профиля, выделив ему для работы по педиатрии определенное время.
Основными обязанностями врача, ответственного за обслуживание детей на сельском врачебном участке, являются:
− осуществление непрерывного профилактического наблюдения за детьми раннего возраста в приписных к участковой больнице селах;
− периодический врачебный осмотр всех детей раннего возраста, особенно первого года жизни на участке;
− активное выявление больных и ослабленных детей на врачебном участке, взятие на диспансерный учет с целью регулярного наблюдения за ними и оздоровления;
− организация своевременного и полного охвата детей профилактическими прививками;
− обеспечение регулярного наблюдения за детьми в организованных коллективах (школах и дошкольных учреждениях), наблюдение за правильным нервно-психическим и физическим развитием детей, проведение необходимых оздоровительных мероприятий);
− активное выявление заболевших детей, особенно раннего возраста, своевременное оказание им квалифицированной первой медицинской помощи и обеспечение в случае необходимости госпитализации;
− постоянное изучение социальных аспектов жизни детей в семье, выявление и содействие устранению неблагоприятно влияющих на состояние здоровья и развитие детей факторов внешней среды;
− контроль за работой фельдшерско-акушерских пунктов по вопросам медико-санитарного обеспечения детей путем регулярного, по графику, выезда на места, оказания им необходимой организационнометодической помощи;
− организация и проведение широкой санитарной пропаганды среди населения по вопросам охраны здоровья детей, оздоровления внешней среды и быта семьи.
Врачу сельского врачебного участка помогает патронажная сестра, которая работает под его непосредственным руководством. Патронажная сестра проводит дородовый патронаж, патронаж здоровых детей на участке, посещает больных детей на дому и выполняет назначенные врачом процедуры, помогает врачу на приеме детей, ведет санитарно-просветительную работу. Она дает советы по вопросам организации правильного кормления ребенка, рекомендует популярную литературу по вопросам ухода за ребенком и профилактике заболеваний, проводит профилактические прививки.
Патронажная сестра не только обеспечивает патронажное наблюдение за деть-и пунктового села, но и проводит большую организационно-методическую работу на территории всего врачебного участка. Систематически посещая фельдшерско-акушерские пункты, патронажная сестра, прошедшая специальную подготовку по педиатрии, передает свои знания и передовой опыт всем средним медицинским работникам участка.
Для улучшения организации медицинской помощи детям на селе по разработанному графику в сельские участковые больницы должны выезжать педиатры ЦРБ.
При выезде в сельскую участковую больницу педиатр с врачом сельского врачебного участка проводит следующую работу:
1. Ведет профилактический прием детей, приглашенных в связи с определенными отклонениями в их физическом или психическом развитии.
2. Осуществляет совместный патронаж новорожденных, родившихся при осложненных родах или отягощенной беременности, с выраженными отклонениями в развитии или развивающейся патологией.
3. Консультирует наиболее сложных амбулаторных или находящихся в стационаре больных.
4. Анализирует качество патронажной работы и охвата профилактическими прививками, диспансерного наблюдения за детьми, состоящими на учете по поводу хронических заболеваний, и реконвалесцентами после острых заболеваний, качество диагностики и лечения детей в стационаре. Принимает решение о переводе отдельных детей для дальнейшего обследования и лечения в центральную больницу.
5. Посещает имеющиеся на участке дошкольные учреждения и школы, анализирует (выборочно) работу 1—2 фельдшерско-акушерских пунктов.
6. Проверяет выполнение ранее сделанных замечаний и предложений.
7. Проводит санитарно-просветительную работу.
О всех замечаниях и предложениях педиатром делаются соответствующие записи на месте в специальном журнале, и представляется краткая справка в цен-тральную районную больницу.
Материалы проверок работы сельских участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов по медико-санитарному обеспечению детей обобщаются район-ными педиатрами и оргметодкабинетами центральных районных больниц и периодически заслушиваются на районных конференциях и медицинских советах при главном враче района. В итоге обсуждения принимаются соответствующие организационные меры.
27. Медицинские учреждения муниципального района. Центральная районная больница, ее задачи, структура, функции. Роль районного педиатра (заместителя главного врача по детству и родовспоможению).
Вторым этапом обеспечения медицинской помощью сельского населения являются учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). Центральная районная больница осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.
Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а число специализированных отделений в ней — не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).
Примерная организационная структура ЦРБ:
Главный врач ЦРБ является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.
Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАП осуществляют специалисты ЦРБ. Каждый из них согласно утвержденному графику выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.
С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению создаются межрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население ближайших муниципальных районов недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
В структуре ЦРБ имеется поликлиника, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАП, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.
Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения ЦРБ. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений ЦРБ осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.
Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения ЦРБ.
В сельской местности оказвние скорой и неотложной мед помощи возложено на ЦРБ, в составе которыхорганизуются отделения СМП или самостоятельные станции. Таке отделения м и при др больницах сельского района – участковых, номерных, межрайонных. Оперативно все бригады СМП района на время дежурства подчинены ответственному дежурному врачу отделения при ЦРБ и мб использованы по его усмотрению на территории всего района.
Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи в районе играет организационно-методический кабинет ЦРБ. Его задачи:
- организация методического руководства деятельностью ЛПУ;
- анализ работы мед учреждений, прием годовых отчетов;
- разработка организационных мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы;
- организация повышения квалификации специалистов;
- обеспечение работы по учету и отчетности в деятельности мед учреждений;
- оценка состояния здоровья населения;
- изучение и внедрение новых современных организационных форм мед обслуживания;
- перспективное планирование развития ЗО района;
- организция работы по внебюджетной коммерческой деятельности и мед страхованию.
Организационно-методический кабинет дб укомплектован наиболее опытными врачами и располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности мед учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения и т.д.
Возглавляет организационно-методический кабинет заведующий, который одновременно является заместителем главного врача ЦРБ.
На уровне второго этапа сельского ЗО мб организованы межрайонные диспансеры (наркологический, противотуберкулезный и др).
Работа по охране здоровья детей в районе строится и проводится по единому плану, утвержденному главным врачом района, который и несет общую ответственность за оказание медицинской помощи детям в районе. Непосредственную ответственность и руководство всей лечебно-профилактической помощью детям в сельском районе главный врач в свою очередь возлагает на заместителя главного врача центральной районной больницы по детству и родовспоможению или – при отсутствии такового, на районного педиатра.
Зам. главного врача по детству и родовспоможению в соответствии с задачами в области охраны здоровья женщин и детей обязан:
− Осуществлять руководство деятельностью детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родилных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций.
− На основе анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений района, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям, разрабатывать мероприятия по охране здоровья женщин и детей, направленные на профилактику и снижение заболеваемости, материнской и детской смертности, укрепление физического развития детей, представлять их на утверждение главному врачу и обеспечивать их выполнение.
− Совместно с госсанэпиднадзором определять режим работы детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций района и устанавливать действенный контроль за его соблюдением.
− Организовать выезды соответствующих специалистов и выезжать лично в лечебно-профилактические учреждения района (участковые больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты) для проверки их работы и оказания практической помощи врачам и средним медицинским работникам по вопросам организации лечебно-профилактической помощи детям, беременным женщинам, родильницам и женщинам, страдающим гинекологическими заболеваниями.
− Разрабатывать предложения по развитию сети детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций, укомплектованию их медицинскими кадрами, оснащению медицинской аппаратурой, инструментарием и другим оборудованием.
− Отчитываться о проведенной работе по организации лечебно-профилактической помощи женщинам и детям перед главным врачом и по его поручению перед вышестоящими органами здравоохранения населением.
Зам. главного врача по детству и родовспоможению организует и обеспечивает:
− Разработку мероприятий по улучшению работы детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций.
− Осуществление мероприятий по повышению квалификации различных групп медицинских работников учреждений (подразделений) по вопросам охраны здоровья матери и ребенка.
− Внедрение в практику эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения, а также организационных форм работы по оказанию лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.
− Четкую преемственность между учреждениями здравоохранения района, оказывающими медицинскую помощь женщинам и детям.
Зам. главного врача по детству и родовспоможению осуществляет контроль:
− За качеством лечебно-профилактической помощи детям и матерям, диспансеризацией детей, больных хроническими заболеваниями, реконвалесцентами, а также беременными женщинами и гинекологическими больными.
− За правильностью своевременного представления отпусков по беременности и родам, а также за выдачей листков нетрудоспособности женщинам по поводу гинекологических заболеваний, матерям по уходу за больными детьми.
Заместитель главного врача по детству и родовспоможению несет непосредственную ответственность:
− За состояние и уровень организации лечебно-профилактической помощи детскому населению, беременным женщинам и гинекологическим больным.
− За организацию и проведение в больницах конференций, совещаний и других мероприятий для медицинских работников района с целью повышения их квалификации по вопросам педиатрии, акушерства и гинекологии.
− За своевременное рассмотрение предложений, жалоб и заявлений населения по вопросам оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.
Должность районного врача-педиатра устанавливается в штате каждой районной больницы, в состав которой входит детская консультация-поликлиника, дополнительно к врачебным должностям, предусмотренным типовыми штатами детских поликлиник.
Основным направлением работы районного врача-педиатра является:
I. Осуществление организационных мероприятий:
II. Работа с кадрами:
III. Организация лечебно-профилактической работы:
IV. Организация оздоровительной работы в летний период:
V. Проведение мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний:
VI. Организация гигиенического обучения и воспитания населения:
VII. Работа с сельскими врачебными участками и фельдшерскими пунктами:
VIII. Постановка вопросов по улучшению охраны здоровья детей перед органами государственной власти и управления:
IX. Комплексное обсуждение вопросов охраны здоровья детей с другими служба-ми:
В помощь районному педиатру может выделяться должность фельдшера — помощника районного педиатра. Фельдшером по детству должен быть один из наиболее опытных и квалифицированных средних медицинских работников со стажем работы не менее 5 лет.
Основными разделами работы фельдшера-помощника районного педиатра являются:
− организация и контроль за проведением профилактической работы с детьми на ФАПах, в детских дошкольных учреждениях и школах;
− ведение статистической документации, характеризующей деятельность детских лечебно-профилактических учреждений района;
− помощь районному врачу-педиатру в осуществлении контроля за правильностью регистрации случаев и причин смерти детей, в составлении отчетов и проведении анализа деятельности учреждений.
Важным разделом его работы является также контроль за проведением диспансеризации детей в организованных коллективах, особенно поступающих в школу. Районный врач-педиатр совместно с фельдшером составляет график выезда врачей-специалистов для проведения профилактических осмотров детей в школах и дошкольных учреждениях. В дальнейшем фельдшер контролирует организацию и проведение осмотров, подготовку медицинской документации, проверяет полноту взятия детей с выявленным заболеванием под диспансерное наблюдение.
28. Медицинские учреждения Субъекта Федерации. Областная больница, ее задачи, структура, функции, особенности работы. Помощь детям на уровне Субъекта РФ.
Третьим этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью являются учреждения здравоохранения субъекта РФ, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.
Областная (краевая, окружная, республиканская) больница — крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Наиболее целесообразны областные больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями.
Задачи областной больницы:
- обеспечение населения высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной мед помощью;
- оказание организационно-методической помощи ЛПУ;
- оказание экстренной мед помощи средствами санитарной авиации;
- руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью ЛПУ области;
- анализ качественных показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение;
- проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего мед персонала.
Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы:
Организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности, одной из которых является наличие в составе больницы консультативной поликлиники, куда за помощью приезжают жите ли всех муниципальных районов (городских округов) субъекта РФ. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов. В консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов.
В ряде областных больниц созданы центры телемедицины. С их помощью можно оказать удаленному больному квалифицированную мед помощь.
Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры.
Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф.
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.
В областной больнице широко используются различные формы плановой выездной работы:
- индивидуальные выезды специалистов по плану и по заявке муниципального ЛПУ;
- выезды бригад из 5-7 специалистов: бригада комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в среднем четыре дня (первый и четвертый – в ЦРБ, по одному – в сельских больницах); население заранее оповещается о составе бригады через средства массовой информации, через фельдшеров;
-передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники).
Под выездные поликлиники мб оборудованы суда, специальные мед поезда и т.д.
В отличие от ЦРБ в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий.
К организационной деятельности отдела относятся проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др.
Научно-исследовательская работа является одним из направлений в деятельности областной (краевой, окружной, республиканской) больницы. Она включает проведение совместно с кафедрами медицинских вузов и научно-исследовательскими институтами исследований, внедрение научных результатов в практическую работу медицинских учреждений, организацию научных конференций и семинаров, работу научных обществ врачей и др.
Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в:
- областной родильный дом;
- акушерское, гинекологическое отделения областной больницы;
- областная женская консультация;
- областная консультативная поликлиника.
Лечебно-профилактическая помощь детям оказывается в:
- областная детская больница;
- детские отделения областной больницы;
- детские специализированные больницы ( инфекционная и тд);
- областная детская поликлиника;
- областная консультативная поликлиника (прием педиатров).
Стоматологическая помощь (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, ортодонтическая) оказывается областной стоматологической поликлиникой.
На третьем этапе организуются областные (краевые, окружные и т.д) диспансеры соответствующего профиля (онкологический, противотуберкулезный и т.д.)
Мб образованы областные (краевые, окружные, республиканские) мед центры – перинатальный, стоматологический и т.д. Мб образованы как самостоятельные учреждения, так и на базе соответствующих отделений областной больницы
29. Организация работы отделения экстренной и планово-консультативной помощи областной больницы. Формы организации плановой выездной работы. Задачи и виды выездных поликлиник (амбулаторий). -????
Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры. Отделение обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, вызовы из районов и поддерживает связь с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи. Отделение экстренной помощи в неотложных случаях организует доставку больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области, срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных
Основные задачи отделения:
- организация и оказание экстренной и планово-консультативной мед помощи населению субъекта РФ;
- организация и осуществление эвакуации больных;
-перевозка мед грузов и специалистов для проведения противоэпидемических мероприятий, спасательных работ при ЧС.
Экстренная и плановая консультативная мед помощь осуществляется больным, находящимся на стационарном лечении в учреждениях ЗО. Консультации проводятся только при невозможности явки больного в консультативно-диагностическую поликлинику. Экстренные вызовы на консультацию выполняются в течение 3х часов с момента поступления, в т.ч в вечернее и ночное время, плановые – в течение 3х суток. Во время посещения консультанта обязательным является присутствие у постели больного лечащего врача и заведующего отделением, при необходимости проводится консилиум для выработки тактики дальнейшего лечения больного.
Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф. В случаях возникновения ЧС практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной мед. помощи постоянной готовности.
Для обеспечения своей деятельности отделение должно быть обеспечено высоко проходимой техникой и иметь договорные отношения с санавиацией.
В областной больнице широко используются различные формы плановой выездной работы:
- индивидуальные выезды специалистов по плану и по заявке муниципального ЛПУ;
- выезды бригад из 5-7 специалистов: бригада комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в среднем четыре дня (первый и четвертый – в ЦРБ, по одному – в сельских больницах); население заранее оповещается о составе бригады через средства массовой информации, через фельдшеров;
-передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники).
Под выездные поликлиники мб оборудованы суда, специальные мед поезда и т.д.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 265.