Существует мировая практика кооперации как внутри страны, так и на международном уровне по использованию промышленного оборудования, машин и механизмов, новых технологий, сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской деятельности - лизинг.
Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 ноября 1994 года вступил в силу Закон "О лизинговых услугах", который регулирует лизинговые отношения, определяют права и обязанности субъектов договора о лизинге.
Лизинговые услуги, оказываемые в Азербайджанской Республике, регулируются вышеуказанным Законом, другими законодательными актами (Законами "О банках и банковской деятельности", "Об инвестировании", "О предприятиях", "О несостоятельности и банкротстве", "О страховании") и международными договорами Азербайджанской Республики. Закон "О лизинговых услугах" касается всех юридических и физических лиц, которые действуют на территории Азербайджанской Республики и являются субъектами договора о лизинге. Необходимо отметить, что субъектами договора о лизинге могут быть также иностранные юридические и физические лица.
Прошло более трех лет с момента принятия Закона "О лизинговых услугах". Но несмотря на это, лизинговая деятельность не получила должного развития в нашей республике. Этому способствовали некоторые объективные и субъективные причины.
Во-первых, лизинг - понятие для нас новое, и поэтому необходимо проводить разъяснительную работу и пропагандировать его выгоды. Это, прежде всего, связано с отсутствием обширной информации о лизинге и нужных специалистов, занимающихся лизинговыми операциями, определением спроса и предложения нового и подержанного оборудования, страхования имущества и т.д.
Во-вторых, финансово-кредитные органы республики, а именно, банки не рискуют вложить долгосрочный капитал в производство, так как лизинговые операции связаны, в основном, с производством. Банкам выгодно предоставлять краткосрочные кредиты (в основном, до трех месяцев) торговым фирмам, делая таким образом "быстрые деньги". Хотя эта операция тоже связана с немалым риском.
В настоящее время в государствах ближнего зарубежья и, в частности, в России производится много различного оборудования, которое могло бы стать предметом лизинга в страны СНГ. С другой стороны производители данной продукции нуждаются в рынках сбыта и ищут пути реализации своей продукции. В этой связи лизинг мог бы стать дополнительной возможностью реализации продукции для производителей. С другой стороны, лизинг зачастую является единственной альтернативой для малых и средних компаний при финансировании своих инвестиций, так как механизм банковского кредита в силу ряда причин остается крайне проблематичным.
Единственным препятствием здесь является отсутствие достаточных гарантий для производителей машин и механизмов со стороны потенциальных лизингополучателей.
Составляя около 25-30% в общем объеме инвестиций, наибольшее распространение в мировой практике получили следующие основные модели организации операций по международному лизингу:
1. Лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.
2. Лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации
и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, через свою дочернюю фирму или представительство, находящееся в этой стране.
3. Лизингодатель одной страны осуществляет контракты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, через своего представителя - лизинговую фирму этой страны, которой могут быть поручены: организация и проведение предварительных переговоров, подготовка и заключение лизингового контракта на базе условий поручителя, а также его исполнение. Юридически отношения между партнерами - лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением на коммерческой основе.
4. Лизингодатель осуществляет контакты по организации и осуществлению лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране, а исполнение заключенного контракта на условиях агентского соглашения передает лизинговой фирме, находящейся в другой стране.
Оценивая применимость на практике каждого из вышеизложенных вариантов в Азербайджане, необходимо выделить следующее: сегодня, в силу невозможности удовлетворять за счет исключительно традиционных каналов финансирования темпов технического и технологического прогресса, механизм реализации лизинговой деятельности в республике может опираться только на привлечение иностранных инвестиций. Вместе с этим надо отметить, что основной проблемой, которая возникнет у инвестора-лизингодателя при осуществлении международных лизинговых операций, будет проблема установления "хорошей репутации" отечественного лизингополучателя. Это вполне естественно, так как при международных лизинговых операциях, партнеры находятся в разных странах, и степень коммерческих рисков при проведении этих операций возрастает (различия в системах гражданского, торгового, налогового, правового регулирования; риски изменения валютных курсов; защиты прав собственности на предмет лизинга; вопросы его возврата после истечения сроков основной аренды; политические риски и т.п.).
Надежной возможностью преодоления вышеуказанных трудностей может считаться открытие дочерней фирмы или представительства иностранного лизингодателя в Азербайджанской Республике (благоприятные условия и гарантии для реализации этого механизма дает законодательство Азербайджана, регулирующее инвестиционную деятельность иностранных компаний в республике) либо организация проведения операций по международному лизингу по двум последним из четырех представленных моделей.
Если обращаться к опыту европейских стран, то в целях унификации и оптимизации операций, связанных с международным лизингом, крупные лизинговые фирмы там объединяются в так называемые "лизинговые клубы" или "ассоциации". Эти структуры являются проявлением своеобразных форм кооперации в области лизинга. Помимо выполнения указанных функций, через них осуществляется "перенайм" (сублизинг) сделок по "лизингу, переходящему границы", т.е. подыскивается партнер из членов клуба в той стране, куда "направляется" лизинг, который готов принять на себя выполнение обязательств по контракту.
Такие "лизинговые клубы" получили широкое распространение. Например, в Западной Европе существует ассоциация "InterLease" с участием лизинговых фирм Англии, Бельгии, Дании, Голландии, Италии, Норвегии, Франции, ФРГ, Швейцарии и Швеции; "Lease-Club", объединяющая лизинговые фирмы из стран Европы и одну из Австралии; "LeaseEurope", объединяющая национальные лизинговые ассоциации Европы. В России существует национальная ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг".
Идею создания аналогичного объединения на постсоветском пространстве выдвинул Межгосударственный Экономический Комитет СНГ. Образование этой структуры может иметь определенный позитивный результат в деле информационной поддержки при создании доверительных отношений между лизинговыми компаниями наших стран и выработки единого механизма гарантий.
По мере роста лизинговой активности в республике, азербайджанские предприниматели смогут объединиться в отечественную лизинговую ассоциацию и уже сами будут поддерживать постоянный деловой контакт с международными лизинговыми организациями.
В отношении существующего законодательства отметим, что основным правовым актом, регулирующим правоотношения сторон по международному лизингу, является Конвенция "О международном лизинге финансирования", так называемая "Оттавская конвенция 1988г.", принятая Ассоциацией ООН по унификации права в области промышленного развития (UNIDRUA).
Давая краткую характеристику Конвенции, необходимо подчеркнуть, что она содержит большое количество диспозитивных норм, которые позволяют участникам лизинговых отношений достаточно полно учитывать при заключении договоров свои индивидуальные потребности и быть в состоянии гибко реагировать на изменения, свойственные рыночной экономике. В соответствии с параграфом 2 статьи 5 Конвенции, стороны договора по международному лизингу могут в своих отношениях отступать от тех или иных положений Конвенции или вносить изменения в возможные последствия ее применения. Этот принцип диспозитивного применения Конвенции ограничивается лишь в нескольких специально оговоренных случаях.
Несложно сделать вывод, что присоединение Азербайджанской Республики к Оттавской конвенции 1988 года позволило бы обеспечить гармонизацию складывающейся нормативной базы в области регулирования лизинговых отношений с нормами международного права в данной области, что в свою очередь могло бы быть дополнительным источником для привлечения иностранных инвестиций в азербайджанскую экономику. Кроме того, присоединение к Оттавской конвенции дало бы нашим предпринимателям, занимающимся лизинговой деятельностью, выход на международный рынок.
Тут хотелось бы обратить внимание на то, что при всей мажорности восприятия нами принятого постановлением Милли Меджлиса и подписанного Президентом Азербайджанской Республики Г. Алиевым еще в ноябре 1994 года Закона Азербайджанской Республики "О лизинговых услугах", подзаконные нормативные акты, необходимые для полноценного применения этого Закона, к сожалению, до сих пор не проработаны.
В итоге необходимо отметить, что международные операции по лизингу влияют на состояние платежных балансов стран, так как платежи по лизингу, выплачиваемые иностранным лизингодателям, увеличивают внешние расходы стран, а продажа объекта по окончании лизингового соглашения рассматривается как прямой импорт. В связи с этим международные операции по лизингу должны не только находиться под финансовым и правовым контролем, но и иметь всяческую методическую поддержку со стороны государства.
Глава 4. Охрана труда
Дата: 2019-05-29, просмотров: 251.