АННОТАЦИЯ
Дипломная работа на тему : «Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия» выполнена на примере ГУК Алтайский краевой театр драмы. Объем работы - 96 страниц. В работе представлено 12 рисунков и 23 таблицы.
Первая глава «Сущность и оценка театральной деятельности» посвящена исследованию основных задач в области культуры и искусства, а также показателей оценки искусства. Кроме того, в главе представлены основные направления анализа ситуации в сфере культуры сегодня.
Вторая глава «Анализ хозяйственной деятельности предприятии» посвящена практическим аспектам исследования финансового состояния Алтайского краевого театра драмы. В главе рассматривается организационно- экономическая характеристика театра. Проводится анализ основных финансовых показателей деятельности, а также анализ рынка театральных услуг в городе Барнауле.
Третья глава «Направления развития хозяйственной деятельности предприятия» посвящена разработке предложений по формированию зрительского интереса и совершенствованию репертуара театра. В главе также рассмотрены основные направления государственной поддержки театра.
При написании работы использованы статистические , финансовые и другие материалы по предприятию ГУК «Алтайский краевой театр драмы» и литературных источников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные задачи в области культуры и искусства
1.2 Показатели оценки искусства
1.3 Основные направления анализа ситуации в сфере культуры
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика
2.2 Анализ основных финансово – экономических показателей
2.3 Анализ рынка театральных услуг
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
3.1 Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара
3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в стране социальные и экономические изменения оказали существенное влияние на состояние отечественной культуры, в том числе ее институциональной (ведомственной) сферы.
Государство сегодня не несет ответственности за приобщение широкой общественности к отечественным и мировым культурным ценностям. Хотя общеизвестно, что только непосредственная приобщенность к явлениям культуры позволяет людям лучше ориентироваться в сложном и динамичном современном мире, контролировать свою жизненную среду, реализовать свои интересы и запросы. В то же время такая приобщенность выполняет компенсаторную функцию, снимая социально-психологическое напряжение.
При этом необходимо принимать во внимание, что современная кризисная ситуация в России обусловлена ее включенностью в глобальные процессы модернизации, с одной стороны, и недостаточной степенью развитости модернизационных предпосылок - с другой. Характерная для России вторичная модернизация, как известно из мирового опыта, реализуется не спонтанно, но с помощью целенаправленных изменений, осуществляемых политическими средствами.
Культуру с точки зрения государственной политики целесообразно понимать как социально значимый опыт, воплощенный в искусственных объектах (вещи, идеи и образы, технологии, регулирующие образования, оценочные критерии) и представленных в символической форме. Отношение к той части культуры, которая являет собой наследие, должно характеризоваться критериями отношения к государственной собственности. В то же время под культурой понимаются не просто традиционные формы прошлого социального опыта нации, но и нововведения, появляющиеся в ответ на общественные изменения.
Следует учитывать, что деятельность, связанную с сохранением и изменением культурных объектов в сфере культуры как подведомственной отрасли, отличает так называемый отложенный результат. Развитие учреждений культуры, инновации в области искусства влияют на динамику социальных и экономических параметров общества, но влияние это опосредовано и сказывается в долгосрочной перспективе.
Соответственно необходимы разработка и реализация рациональной культурной политики, которая была бы ориентирована на развитие имеющихся и создание недостающих предпосылок для модернизации страны. В то же время целенаправленное изменение культурных объектов и процессов возможно только при осознании постоянно воспроизводящегося напряжения в отношениях между культурными инновациями и консерватизмом культурных ценностей и стереотипов прошлого. Отсюда следует необходимость сбалансированности консервативного и новаторского начала при построении культурной политики, включающей в себя модернизационную ориентацию.
Описание важнейших тенденций с указанием критических точек, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях
Отечественное законодательство в сфере культуры сегодня не отвечает решению социально значимых проблем, требующих правового регулирования. Это относится к разделению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления в сфере культуры; к государственному регулированию культурных процессов; к государственной собственности в сфере культуры; к финансированию отрасли; к отношениям социального партнерства в сфере культуры.
Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой "тушения пожара".
Таким образом, сложившаяся ситуация сферы культуры в России сегодня оставляет желать лучшего. Такая обстановка оказывает огромное влияние на функционирование различных учреждений культуры в современных рыночных российских условиях.
Многие театры, дворцы культуры, музеи по всей стране оказались в очень сложной ситуации, когда при мизерном объеме финансирования и низкой рентабельности деятельности, они вынуждены выживать. Конечно, если речь идет об обычном производственном или торговом предприятии, то лучшим вариантом в ситуации нерентабельности является только ликвидация. Однако что касается учреждений сферы культуры, то здесь такой закон не работает. Несмотря на низкое финансирование, такие учреждения обязаны функционировать, так как именно они благодаря своей деятельности позволяют повышать наш культурный уровень в современных тенденциях низкой культуры. Здесь руководство вынуждено разрабатывать различные мероприятия и направления для привлечения зрительских интересов, дополнительных материальных поддержек со стороны государства и спонсоров. А это уже нелегкая задача, которая строится, прежде всего, на анализа финансового состояния учреждения культуры. Таким образом, мы приходим к выводу, что анализ финансового состояния учреждения культуры является тем необходимым и отправным пунктом, который обеспечивает повышение рентабельности и эффективности функционирования такого учреждения.
В связи с актуальностью целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Алтайского краевого театра драмы в городе Барнауле.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть задачи в области культуры и искусства
2. рассмотреть показатели оценки искусства
3. рассмотреть основные направления анализа ситуации в сфере искусства
4. привести краткую организационно- экономическую характеристику Алтайского краевого театра драмы
5. провести анализ основных показателей деятельности театра
6. провести анализ рынка театральных услуг города Барнаула
7. разработать предложения по формированию зрительского интереса театра
8. рассмотреть направления по государственной поддержке театра
В качестве предмета исследования в рамках дипломной работы выступает финансовый анализ театра.
В качестве объекта исследования в дипломной работе выступает Алтайский краевой театр драмы.
Периодом исследования в работе выступает 2002- 2004 годы.
В работе были использованы нормативные документы функционирования театра, а также его Устав, бухгалтерские балансы и отчеты и прибылях и убытках за соответствующие периоды.
В качестве методов исследования в работе использовались методы финансового анализа.
Дипломная работа представлена третями главами. Первая глава посвящена написанию теоретических основ сущности и оценки театральной деятельности. Вторая глава носит аналитический характер и посвящена исследования финансового состояния Алтайского краевого театра драмы. Третья глава носит рекомендательный характер и посвящена разработке предложений по совершенствованию деятельности театра.
Показатели оценки искусства
При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей, которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в динамике. Так в таблице 1.1 приведены показатели оценки культуры и искусства на территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы
Таблица 1.1
Показатели оценки искусства на территории Барнаула за 2003- 2004 годы [19, с. 176]
№ п/п | П О К А З А Т Е Л И | Единица измерения | 2003г. | 2004 г. | Темп роста, (снижения) ( % ) |
I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.
в том числе:
3.
4.
Продолжение табл.1.1
6.
10.
11.
12.
в том числе:
Продолжение табл. 1.1
13.
Продолжение табл. 1.1
II. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ
1
в том числе:
2
в том числе:
в том числе:
3.
Продолжение табл. 1.1
в том числе:
4.
в том числе:
5.
в том числе
6.
в том числе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения дипломной работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, оставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Задачи культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная задача феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. Задачу трансляции социального опыта нередко называют задачей исторической преемственности, или информационной. Задачу трансляции социального опыта нередко называют задачей исторической преемственности, или информационной. Регулятивная задача культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Семиотическая или знаковая задача, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Ценностная, или аксиологическая задача отражает важнейшее качественное состояние культуры.
При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей, которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в динамике.
По большинству показателей культуры и искусства в городе Барнауле, можно сделать вывод об упадке культурного уровня в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия по развитию культурно- духовной сферы в городе Барнауле.
В ближайшее десятилетие стране грозит увеличивающееся отставание от развитых стран в широком использовании имеющегося культурного потенциала, во внедрении новых информационных средств, в активизации модернизационных процессов в обществе, т.е. постепенное снижение общего культурного уровня представителей трех поколений: учащихся, которые будут в дальнейшем нести ответственность за социальное и экономическое состояние страны; взрослого работающего населения, которое сегодня занято в системе общественного разделения труда и функций, и старшего, культурный потенциал которого уже сегодня оказывается невостребованным.
Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу.
Одним из таких примеров выступает Алтайский краевой театр драмы, взятый в качестве объекта исследования в рамках данной дипломной работы.
Алтайский краевой театр драмы - это старейший театр на Алтае, один из крупнейших театральных коллективов Западной Сибири. Организован в ноябре 1921 года на основе слияния лучших профессиональных театральных сил края в труппу Первого Государственного театра.
В театральном сезоне 1999-2005 гг. Алтайский краевой театр драмы имеет в репертуаре около 20 постановок, и в своем творчестве ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики: "Три сестры" А.П. Чехова, "Счастливый день" и "Свои люди - сочтемся" А.Н. Островского, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера, "Деревья умирают стоя" А. Касона.
В своей деятельности Алтайский краевой театр драмы руководствуется Законом о культуре, Гражданским кодексом РФ и Уставом, а также другими нормативными актами РФ и Алтайского края.
Учредителем театра является Алтайский край в лице Министерства имущественных отношений Алтайского края. Театр находится в отраслевом подчинении Министерства культуры Алтайского края.
Целью деятельности театра является формирование и удовлетворение потребностей населения Восточно- Сибирского региона в сценическом искусстве, развитие театра, как вида искусства и искусства в других регионах России и за рубежом.
Предметом деятельности театра является создание и прокат спектаклей
Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом театра.
Художественный руководитель – директор является высшим должностным лицом, который назначается и освобождается от должности Министерством культуры Алтайского края по согласованию с Министерством имущественных отношений Алтайского края.
Результаты анализа баланса позволяют сделать вывод, что в 2002 году предприятие было относительно стабильно, однако в 2003 году, а тем более в 204 году большинство статей баланса предприятия практически стало равно 0, что является отрицательной тенденцией и свидетельствует об ухудшении финансового состояния театра в 2004 году.
Показатели фиансово- экономической деятельности театра свидетельствуют об отрицательном финансовом состоянии театра, особенно об его ухудшении к 2004 году. Так чистая прибыль театра в 2002 и 2004 годах составила отрицательное значение.
Среднесписочная численность работников, занятых театрально- зрелищной деятельность в 2003 году составила 122 человека.
За 2003 год было показано спектаклей при плане 172 фактически 177 спектаклей, что составило к плану 103 %. Число зрителей при плане 54,4 тыс. руб. фактически составило 54,8 тыс. , что составило к плану 101 %. Вместимость зрительного зала с учетом произведенного капитального ремонта – 416 мест, средняя наполняемость зала – 250 мест. Средняя цена билета на вечерни спектакли – 116 руб., средняя цена билета на дневной спектакль – 67 руб.. Стоимость аншлага – 47,4 тыс. руб.
Дебиторская задолженность по состоянию на 0.101.2004 составила в сумме 650,6 тыс. руб.. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2004 составила в сумме 225,7 тыс. руб..
В 2003 году наибольшую долю выручки собрал спектакль «Люми» (20%), а наименьшую – Елена Премудрая (5%).
Среднесписочная численность работников, занятых театральной деятельностью в 2004 году составила 126 человек.
В течение 2004 года было показано 186 спектаклей при плане 182, что составило к плану 104 %.
Средняя наполняемость зала 274 места или 65 %.
Средняя цена билета на вечерние спектакли составила 122 руб., на дневные - 80 руб.
В 2004 году выпущено 7 новых спектаклей.
Получено из бюджета на новые постановки 1417,3 тыс. руб.
Получено доходов от премьерных спектаклей 2570,9 тыс. руб.
Средняя продолжительность проката спектаклей 2-3 года.
Дебиторская задолженность на 01.01.2005 уменьшилась по сравнению с дебиторской задолженностью на 01.01.2004 на 267,1 тыс. руб. и составила 383,4 тыс. руб..
Кредиторская задолженность на 01.01.2005 составила 145,4 тыс. руб., что на 80,3 тыс. руб. меньше, чем на 01.01.2004.
При анализе основных средств театра следует отметить, что рост отдачи и снижение фондоемкости в 2004 году характеризует улучшение использования основных средств театра в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
Ликвидность предприятия при вертикальном анализе можно охарактеризовать положительно, так как значения коэффициентов соответствуют нормативным.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности театров в городе Барнауле за 11 месяцев 2005 г. показывает, что существует большой разброс показателей удельного веса собственных средств.
Театры города далеко не в полной мере используют свои возможности для качественного удовлетворения потребительских вкусов и улучшения своего финансового состояния.
Существующая унификация театров в рамках репертуарного театра обусловливает определенную узость репертуара. Решение проблемы невостребованности актеров, режиссеров, художников и более активная политика обновления репертуара театров связаны с поиском и использованием новых более динамичных моделей организации театральной деятельности.
В рамках третьей главы дипломной работы предложена маркетинговая стратегия привлечения зрителей театра.
В рамках предлагаемой стратегии Алтайского краевого театра драмы следует концентрироваться на удержании эффективных зрителей и увеличении их численности, одновременно оптимизируя работу с малоприбыльными категориями. Данная концепция взаимоотношений изначально предполагает долгосрочное и устойчивое сотрудничество в рамках целостности системы "театр - зритель".
Задача руководства театра, с точки зрения театрального проекта, заключается в повышении заполняемости залов, снижении затрат на рекламные и маркетинговые издержки, более эффективном распространении билетов и постоянном "ведении" зрителя вне фестиваля.
Это становится возможным благодаря современным CRM-технологиям, новым методам, которые способны помочь грамотно выстроить партнерские отношения.
Реализация маркетинговой стратегии приведет к появлению общей прибыли в размере 129,6 тыс. руб. за 7 лет ее внедрения. Таким образом, внедрение маркетинговой стратегии благоприятно скажется на финансовом состоянии театра.
Единственно реальным способом активизации Алтайского краевого театра драмы является создание Банка культуры или Фонда развития культуры на территории города Барнаула как направления государственной поддержки театра.
Кроме того, можно выделить несколько конкретных направлений государственного фиксирования и поддержки Алтайского краевого театра драмы со стороны руководства Алтайского края. Предполагаемый объем государственной поддержки театра на 2006 год составит сумму 2117 тыс. руб.
Проведение мероприятий в рамках государственной поддержки позволит получить театру дополнительный доход в сумме 279360 руб. в 2006 году.
Разработанные в рамках дипломной работы концепции улучшения финансового состояния театра были приняты его руководством к сведению и дальнейшей реализации в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
4. Федеральный закон РФ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»
5. Постановления Правительства РФ от 5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений»
6. Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»
7. Постановления Правительства РФ от 3.07.1998 г, № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения Реестра федерального имущества»
8. Постановления Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»
9. Постановления Правительства РФ от 4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ
10. Постановления Правительства РФ от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности
11. Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий
12. Распоряжения Мингосимущества РФ от 16.02.2000 г. № 189-р «Об утверждении Примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия
13. Распоряжения Минимущества РФ от 7.06.2002 г. № 1424-р «Об утверждении Примерного положения о комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий»
14. Приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и МНС РФ от 18.09.2001 г. № 320/208/БГ-3-21/355-а «Об утверждении Порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
15. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учеб. пособ./ М.С. Абрютина, А.В. Грачев.-2-е изд., испр.- М.:Дело и сервис, 2003.- 256 с.
16. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с.
17. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования // Экономист. – 2003. - №9. – С. 56
18. Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий// Экономист. – 2004. - №10. – С. 23
19. Бабиков М.М. Правовые проблемы реализации государственной собственности.- Иваново , 2003. – 452 с.
20. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.
21. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 112с.: ил.
22. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы - М.: ИНФРА-М, 2002. - 298с.
23. Бородина Е.И. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 - 208с.
24. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2002. – 392 с.
25. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской ( финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Г. Фомина.- СПб.: Герда,2002.-288с.
26. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях : Учеб.пособ. /П.И. Вахрин.- М.: Маркетинг,2002.- 319с.
27. Виртянский В. Правовое положение государственных и муниципальных предприятий // Журнал российского права. – 2004. - №10-11
28. Витрянский В. Эти загадочные унитарные предприятия // Экономика и жизнь. – 2004. № 32-33
29. Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова.- 3- е изд., перераб.,доп.- М.: Дело и сервис,2002.- 304 с.
30. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2003. – 351 с.
31. Идрисов А. Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов, С.В. Картышев, А.В. Постников.- 2-е изд.,стереотип.- М.: Филинъ,2003.-272 с.
32. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2002. – 188 с.
33. Ковалев А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев, В.П. Привалов.- 4-е изд.,испр.,доп.- М.:Центр экономики и маркетинга,2002.- 208 с.
34. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с.
35. Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. – 150 с.
36. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2003. – 111с.
37. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной, инновационной, финансовой и хозяйственной деятельности предприятия / Э.И. Крылов.- СПб.: Гос. ун-т экон. и финансов,2001.- 356с.
38. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 471 с.
39. Лялин В.А. Финансовый менеджмент / В.А. Лялин, П.В. Воробьев.- М.: Д и С, 2000.- 405 с.
40. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с
41. Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2003. – 558с.
42. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура. Диагностика. Управление. Оздоровление: Учеб. пособ. / Н.Н. Тренев.- М.: Приор,2002.- 240 с.
43. Управление организацией : Учеб. / Под ред. А.А. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд.,перераб.,доп.- М.: Инфра –М ,2000.- 669 с.
44. Финансовая стратегия предприятия в современных условиях / О.В. Терещенко,Е.В. Титаев,А.С. Белый и др.- Новосибирск: НГТУ,2003.- 149с.
45. Финансовый менеджмент: теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2003. – 267 с.
46. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с
47. Шевченко В.А. Несостоятельность производства и его оздоровление / В.А. Шевченко.- М.: Дело и сервис,2002.- 257 с.
48. Шеремет А.Д Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин.- М.: Инфра- М,2002.-256 с.
49. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособ. / Под ред. А.П. Градова.- 3-е изд.,испр.- СПб.: Спецлит,2002.- 589 с.
50. Экономика предприятия : Учеб. пособ. / В.В. Бузырев, Т.А. Иващенцева, А.Г. Кузьминский и др.- Новосибирск: НГАСУ,2003.- 312 с.
АННОТАЦИЯ
Дипломная работа на тему : «Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия» выполнена на примере ГУК Алтайский краевой театр драмы. Объем работы - 96 страниц. В работе представлено 12 рисунков и 23 таблицы.
Первая глава «Сущность и оценка театральной деятельности» посвящена исследованию основных задач в области культуры и искусства, а также показателей оценки искусства. Кроме того, в главе представлены основные направления анализа ситуации в сфере культуры сегодня.
Вторая глава «Анализ хозяйственной деятельности предприятии» посвящена практическим аспектам исследования финансового состояния Алтайского краевого театра драмы. В главе рассматривается организационно- экономическая характеристика театра. Проводится анализ основных финансовых показателей деятельности, а также анализ рынка театральных услуг в городе Барнауле.
Третья глава «Направления развития хозяйственной деятельности предприятия» посвящена разработке предложений по формированию зрительского интереса и совершенствованию репертуара театра. В главе также рассмотрены основные направления государственной поддержки театра.
При написании работы использованы статистические , финансовые и другие материалы по предприятию ГУК «Алтайский краевой театр драмы» и литературных источников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные задачи в области культуры и искусства
1.2 Показатели оценки искусства
1.3 Основные направления анализа ситуации в сфере культуры
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика
2.2 Анализ основных финансово – экономических показателей
2.3 Анализ рынка театральных услуг
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
3.1 Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара
3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в стране социальные и экономические изменения оказали существенное влияние на состояние отечественной культуры, в том числе ее институциональной (ведомственной) сферы.
Государство сегодня не несет ответственности за приобщение широкой общественности к отечественным и мировым культурным ценностям. Хотя общеизвестно, что только непосредственная приобщенность к явлениям культуры позволяет людям лучше ориентироваться в сложном и динамичном современном мире, контролировать свою жизненную среду, реализовать свои интересы и запросы. В то же время такая приобщенность выполняет компенсаторную функцию, снимая социально-психологическое напряжение.
При этом необходимо принимать во внимание, что современная кризисная ситуация в России обусловлена ее включенностью в глобальные процессы модернизации, с одной стороны, и недостаточной степенью развитости модернизационных предпосылок - с другой. Характерная для России вторичная модернизация, как известно из мирового опыта, реализуется не спонтанно, но с помощью целенаправленных изменений, осуществляемых политическими средствами.
Культуру с точки зрения государственной политики целесообразно понимать как социально значимый опыт, воплощенный в искусственных объектах (вещи, идеи и образы, технологии, регулирующие образования, оценочные критерии) и представленных в символической форме. Отношение к той части культуры, которая являет собой наследие, должно характеризоваться критериями отношения к государственной собственности. В то же время под культурой понимаются не просто традиционные формы прошлого социального опыта нации, но и нововведения, появляющиеся в ответ на общественные изменения.
Следует учитывать, что деятельность, связанную с сохранением и изменением культурных объектов в сфере культуры как подведомственной отрасли, отличает так называемый отложенный результат. Развитие учреждений культуры, инновации в области искусства влияют на динамику социальных и экономических параметров общества, но влияние это опосредовано и сказывается в долгосрочной перспективе.
Соответственно необходимы разработка и реализация рациональной культурной политики, которая была бы ориентирована на развитие имеющихся и создание недостающих предпосылок для модернизации страны. В то же время целенаправленное изменение культурных объектов и процессов возможно только при осознании постоянно воспроизводящегося напряжения в отношениях между культурными инновациями и консерватизмом культурных ценностей и стереотипов прошлого. Отсюда следует необходимость сбалансированности консервативного и новаторского начала при построении культурной политики, включающей в себя модернизационную ориентацию.
Описание важнейших тенденций с указанием критических точек, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях
Отечественное законодательство в сфере культуры сегодня не отвечает решению социально значимых проблем, требующих правового регулирования. Это относится к разделению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления в сфере культуры; к государственному регулированию культурных процессов; к государственной собственности в сфере культуры; к финансированию отрасли; к отношениям социального партнерства в сфере культуры.
Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой "тушения пожара".
Таким образом, сложившаяся ситуация сферы культуры в России сегодня оставляет желать лучшего. Такая обстановка оказывает огромное влияние на функционирование различных учреждений культуры в современных рыночных российских условиях.
Многие театры, дворцы культуры, музеи по всей стране оказались в очень сложной ситуации, когда при мизерном объеме финансирования и низкой рентабельности деятельности, они вынуждены выживать. Конечно, если речь идет об обычном производственном или торговом предприятии, то лучшим вариантом в ситуации нерентабельности является только ликвидация. Однако что касается учреждений сферы культуры, то здесь такой закон не работает. Несмотря на низкое финансирование, такие учреждения обязаны функционировать, так как именно они благодаря своей деятельности позволяют повышать наш культурный уровень в современных тенденциях низкой культуры. Здесь руководство вынуждено разрабатывать различные мероприятия и направления для привлечения зрительских интересов, дополнительных материальных поддержек со стороны государства и спонсоров. А это уже нелегкая задача, которая строится, прежде всего, на анализа финансового состояния учреждения культуры. Таким образом, мы приходим к выводу, что анализ финансового состояния учреждения культуры является тем необходимым и отправным пунктом, который обеспечивает повышение рентабельности и эффективности функционирования такого учреждения.
В связи с актуальностью целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Алтайского краевого театра драмы в городе Барнауле.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть задачи в области культуры и искусства
2. рассмотреть показатели оценки искусства
3. рассмотреть основные направления анализа ситуации в сфере искусства
4. привести краткую организационно- экономическую характеристику Алтайского краевого театра драмы
5. провести анализ основных показателей деятельности театра
6. провести анализ рынка театральных услуг города Барнаула
7. разработать предложения по формированию зрительского интереса театра
8. рассмотреть направления по государственной поддержке театра
В качестве предмета исследования в рамках дипломной работы выступает финансовый анализ театра.
В качестве объекта исследования в дипломной работе выступает Алтайский краевой театр драмы.
Периодом исследования в работе выступает 2002- 2004 годы.
В работе были использованы нормативные документы функционирования театра, а также его Устав, бухгалтерские балансы и отчеты и прибылях и убытках за соответствующие периоды.
В качестве методов исследования в работе использовались методы финансового анализа.
Дипломная работа представлена третями главами. Первая глава посвящена написанию теоретических основ сущности и оценки театральной деятельности. Вторая глава носит аналитический характер и посвящена исследования финансового состояния Алтайского краевого театра драмы. Третья глава носит рекомендательный характер и посвящена разработке предложений по совершенствованию деятельности театра.
СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 225.