Проблема представлений о семейных ролях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К моменту вступления в брак человек имеет уже сложившиеся потребности, ценности, установки. Значимый вклад в разработку связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком был внесен И.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой. Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи. Ими так же было показано, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака. [29]

В исследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что такие показатели, как ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого, каждым из супругов тесно коррелируют с удовлетворенностью браком.[46; с.100]

Отсюда следует, что согласованность в ролевой сфере т.е. соответствие взглядов на ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, проведение досуга, во многом определяется выбором партнера по браку. Для того, что бы понять механизм брачного выбора рассмотрим ряд концепций.

Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса. [40;с.19-22]

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул-ценность-роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди.

Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, у них складывается первоначальное мнение друг о друге. Если первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии - сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию - ролевую. На третьей стадии - партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Первый фильтр — место жительства — отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.

«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, как они чувствуют себя в обществе друг друга.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим.

3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных потребностей личности: потребности в любви, доверии, и др.

Когда молодые люди вступают в брак, то у них, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Однако их представления и взгляды могут не совпадать, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов.

Рассогласование семейных ценностей – одна из причин семейной дисгармонии супругов. Это рассогласование проявляется в том, что партнеры критикуют друг друга за излишнее внимание к тем или иным сторонам семейной деятельности, пренебрежение к другим, по их мнению, более важным. Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной семьи в соответствии с этими установками. [23;с.56]

Следовательно, детерминантами проблем в будущем могут быть модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. В результате наблюдений нескольких тысяч супружеских пар Сипова [23] делает следующие выводы. Ребенок учится у родителя того же пола роли, которая в дальнейшем сохраняется. Образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству. Если роль родителя противоположного пола в семье положительна, выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. Если же родитель противоположного пола играет в семье недостойную роль и ребенок не может ее принять, то партнер с подобными характеристиками становится источником негативных реакций. В этом случае, став взрослым, он ищет себе партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, правильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми особенностями партнера он не может примериться.

Модель родительской семьи определяет в главных чертах модель семьи, которую создают впоследствии их дети. Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семьи, из которых происходят супруги.

Сравнительное исследование Терман в благополучных и конфликтных супружеских парах подтвердили, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство [23].

Не малое влияние на всю последующую жизнь человека, отмечает Рональд У. Ричардсон в работе «Силы семейных уз», порядок рождения и ролевая позиция ребенка в родной семье.[36]

Фрейд был первым из психиатров, заметивших, что „позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни". Старшие в семье дети обладают некоторыми общими характеристиками: ориентация на достижение, качества лидера. Другим ролевым позициям также присущи свои отличительные признаки.[51]

Интересным представляется анализ, как комбинация ролевых и порядковых позиций влияет на отношения супругов. При прочих равных условиях, некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Хорошее взаимодополнение обычно означает воспроизведение одних и тех же условий в отношении возрастов и ролей, к которым каждый привык в своей родной семье. Поскольку большая часть основных представлений о жизни зависит от занимаемого места среди братьев и сестер, то и в последующей жизни человек испытывает наименьшие трудности, когда это место сохраняется и во взрослых отношениях в той или иной форме [36].

Характеристики, детерминированные различным положением в порядке рождений, построены на исследованиях и публикациях многих известных психологов Уолтера Тоумена, Луцилла К. Форера и Альфреда Адлера, Рональда У. Ричардсона.[51;53- с.78-85].

Подводя итоги можно сделать выводы, что:

– психологическими механизмами формирования семейных ролей являются: процесс идентификации ребенка с родителями, социальные подкрепления, осознание социальной роли и социальные ожидания относительно половых ролей;

– для успешного выполнения семейных функций важно соответствие представлений о семейных ролях каждого супруга и личных установок относительно семейной жизни;

– согласование ролей в семье зависит от выбора партнера по браку, порядка рождения, а так же модели семьи, в которой вырос каждый из супругов.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.