Удовлетворение личных потребностей в браке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мотивом вступления в брак, как правило, является удовлетворение потребности в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продлении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Брак организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворение этих потребностей.

К моменту вступления в брак каждый из супругов имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми.

В брачной жизни удовлетворяются сексуальные, духовные, материальные потребности супругов. Особое место среди них занимают эмоционально-психологические потребности, которые связаны с психологической структурой и содержанием «Я-концепции».[44; с.156]

Эмоционально-психологические потребности включают в себя потребность любить и быть любимым, потребность в чувстве собственного достоинства, осознании ценности и значимости своей личности, потребность в интимно-доверительном общении, потребность в психической поддержке и понимании. Перечисленные потребности выполняют важнейшие функции, обеспечивающие устойчивость психической жизни индивида, дают ему необходимые условия для гармоничного равновесия всей психической (душевной) жизни, резко повышают общую психическую устойчивость ко всем другим жизненным трудностям.

Потребность в сохранении и поддержании чувства собственного достоинства тесно связана с такими понятиями, как гордость, тщеславие, самолюбие, и затрагивает глубинные слои психики. Анализ человеческих взаимоотношений показывает, что в структуре личности самым болезненным и уязвимым является именно чувство самоуважения, чувство собственного достоинства [51]. Можно предполагать, что устойчивость брака и удовлетворенность семейной жизнью зависят от того, как супруги относятся друг к другу, как поддерживается и сохраняется чувство собственного достоинства. Человек должен испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, что возможно лишь в условиях, когда другие подтверждают собственную самооценку. Быть любимым и почитаемым близкими людьми - есть весьма сильная гарантия от опасности одиночества, отчуждения, изоляции.

Таким образом, потребность быть любимым выражает психологическую нужду человека быть объектом внимания, заботы, заинтересованности, быть желанным, полезным и нужным его близким и родным. Одно из самых тяжелых и мучительных чувств - бесполезность и ненужность собственного существования. В тех семьях, где супруги относятся друг к другу пренебрежительно, презрительно, унижая чувства другого, появляются вражда, ненависть, отчуждение.

Человеку необходимо интимное, эмоционально-положительное, доверительное общение. Брак и семья дают возможность такого общения. В семейном общении человек может отбросить социальные маски, отстраниться от тех социальных ролей, которые он исполняет в общественной, политической или профессиональной сферах. Личность может полностью прочувствовать свою самобытность и неповторимую индивидуальность. [44]

Таким образом, семейное общение выполняет свои особенные функции, отличные от других видов человеческого общения. К семейному общению по своим функциям, качествам и свойствам вплотную приближается только дружеское общение. В благополучном браке семейное общение отчасти и является именно дружеским.

Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями во многом зависит от того, в какой мере, и степени каждый из супругов испытывает чувство радости, удовольствия от совместной жизни. В случае если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности. Социально-экономические, психологические и физиологические последствия хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана.

Например, если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны отрицательные последствия: измена, половая холодность, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу.

Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности.

В.П. Левкович и О.Э. Зуськова [25], изучая негативный характер супружеских отношений, выделили пять групп, наиболее значимых для совместной жизни супругов и влияющих на удовлетворенность браком, потребностей:

1. Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье.

2. Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

3. Познавательные потребности супругов.

4. Материальные потребности.

5. Потребность в защите собственной «Я-концепции».

Результаты проведенного ими исследования привели их к выводу, что наиболее конфликтогенным и влияющим на удовлетворенность браком оказался блок «культура общения», т.е. соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения. Стабильность брака в значительной степени обусловлена высокой культурой общения брачных партнеров. Систематическое нарушение супругами семейной этики в общении друг с другом негативно влияет на их взаимоотношения, приводя к возникновению устойчивых, хронических конфликтов в семье. При этом высокая степень конфликтности данного блока объясняется не только низкой культурой общения брачных партнеров, но и тем, что в нем, прежде всего, отражается неудовлетворенность супругов в потребностной сфере.

Вторым по значимости источником конфликтов в семье явилась недостаточная удовлетворенность потребности в защите Я - концепции. Отсутствие со стороны супруга внимания, заботы, согласия, психической поддержки приводит к неудовлетворенности потребности в любви, уважении, в ощущении своей значимости, в сохранении чувства собственного достоинства, необходимых для поддержания «Я - концепции».

Третье место по конфликтности занимают две сферы взаимодействия супружеской диады:

1. Ролевая (удовлетворение ролевых потребностей супругов: матери-отца, мужа-жены, хозяина-хозяйки, мужчины-женщины, главы семьи). Конфликт возникает в результате неоднозначного понимания супругами этих ролей и неоднозначного представления об исполнении каждым партнером той или иной семейной роли. Особенно остро протекает конфликт из-за расхождения представлений о семейном лидерстве.

2. Информационная (информированность о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера). Высокий уровень взаимной информированности супругов является основой формирования доверительных отношений в семье. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, планах порождает подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение во взаимоотношениях партнеров, снижает уровень удовлетворенности браком, провоцирует возникновение конфликтов.

Таким образом, взаимное удовлетворение брачными партнерами своих основных потребностей, положительный характер межличностных отношений, однозначное понимание семейных ролей, взаимная информированность и совместное проведение семейного досуга могут служить критериями совместимости брачной диады.

Рассмотрим понятие «совместимость», и определим роль, которую она играет в развитии супружеских отношений.

Супружеская совместимость

 

В настоящее время нет единого подхода к проблеме психологической совместимости, как не существует однозначной трактовки самого понятия "совместимость", общепринятых критериев и индикаторов совместимости.

В психологических работах дается лишь описательное определение совместимости. Например, определение, данное Ф.Д. Горбовым и М.А. Новиковым: «Совместимость — это понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений».[28; с.20]

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой (1981) выделить три подхода к исследованию психологической совместимости [28; с.24].

В русле структурного подхода совместимость рассматривается как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров. При анализе эмпирических фактов, полученных различными авторами, отчетливо прослеживается, что те свойства, которые базируются на врожденных особенностях индивида (например, обусловленные свойствами нервной системы, половой принадлежностью) у совместимых партнеров скорее контрастны, чем подобны. Свойства, обусловленные влиянием воспитания, воздействиями социокультурной среды, (например, установки, ценностные ориентации) чаще всего подобны.

Функциональный подход (А.С. Алексеева, 1981; И.Ю. Дундулите, 1981; А.Н. Волкова, 1979 и др.) рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность социальных и ролевых ожиданий партнеров [11]. Так как семейная жизнь строится на распределении обязанностей: кто-то должен покупать продукты, готовить обед, забирать детей из детского сада, мыть полы и посуду. В семьях, в которых установки мужа и жены в этом отношении совпадают, наблюдается большая удовлетворенность браком.

Адаптивный подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. В данном случае речь идет о совместимости как толерантности партнеров. При адаптивном подходе вниманием исследователей пользуются «высшие этажи» личности: Я-образ, установки, ценностные ориентации, мнения, оценки, — словом, культурный фонд личности. В исследованиях когнитивистского направления зарубежной психологии доказано, что согласование этих характеристик партнеров является источником их совместимости. Так как многие из этих характеристик поддаются коррекции в ходе взаимодействия людей, а также под влиянием целенаправленной работы терапевта, то исследования, в рамках адаптивного подхода к совместимости, имеют большое практическое значение.[28]

Исходя из многоуровневой структуры семейно-брачных отношений, можно говорить лишь о совместимости супругов на каждом из уровней: о совместимости психофизиологической (темперамент эмоциональность, реактивность организма), психологической (характер и другие свойства личности, интеллект и др.), социально-психологической (ценностные ориентации, общность целей и позиций, межличностный статус и т. д.) и социокультурной (социально-экономический статус, профессия, образование).

Лабораторией дифференциальной психологии им. Б.Г. Ананьева НИИКСИ ЛГУ было проведено исследование уровней совместимости в зависимости от стадии развития семьи. Были отобраны пары, подавшие заявление о желании вступить в брак, благополучные и конфликтные семьи, имеющие стаж от 1 года до 3 лет супружеской жизни.[30]

В результате исследования по изучению психологического уровня совместимости выявили:

1) у вступающих в брак существует связь между психологической удовлетворенностью браком и сходством характеров. Подобной связи у состоящих в браке не обнаружено, и поэтому, можно считать, что при создании семьи партнеры более удовлетворены, если они имеют сходство характеров, но в дальнейшем подобное сходство уже теряет свою значимость и не оказывает влияния на психологическую удовлетворенность браком;

2) с накоплением стажа супружеской жизни повышается знание партнеров друг о друге, при этом, чем больше и глубже муж узнает жену, тем сильнее у жены возникает потребность узнать мужа, и наоборот. В конфликтных семьях эта тенденция доходит до своего крайне негативного предела - происходит накопление наблюдений за отрицательными чертами характера партнера, что приводит к использованию их в качестве придирок.

При изучении социально-психологического уровня совместимости — внутрисемейных ценностей, выявлено что:

1) в конфликтных семьях наблюдается недооценка сексуального общения в браке, происходит падение значимости ценности «внешняя социальная активность»;

2) у только что вступивших в брак ценность «внешняя социальная активность» наиболее значима, давно состоящие в благополучном браке занимают промежуточное положение;

3) ценность «рождения и воспитания детей» оценивается высоко как в конфликтных, так и в благополучных семьях.

Иерархии семейных ценностей мужчин и женщин отличаются. Женщины на первое место по важности ставят ценность «организация досуга» как сферу самореализации и развития личности, а на второе — «рождение и воспитание детей». Мужчины, наоборот, на первое место поставили ценность «рождение и воспитание детей», а на второе — «организация досуга».

При исследовании социокультурного уровня были сделаны следующие выводы:

1) в период развития молодой семьи у партнеров происходит значимая переориентация ценностей;

2) у вступающих в брак ценности носят более альтруистический характер, а у состоящих в браке доминируют ценности, носящие более эгоцентрический характер;

3) у вступающих в брак основным компонентом межличностного взаимодействия является аффективный. У состоящих в браке — поведенческий и когнитивный;

4) у вступающих в брак ценности имеют четкую семейно-бытовую направленность; у состоящих в браке ценности имеют сбалансированную ориентацию на работу и семью, характеризуются половой направленностью.

Данные исследования указывают на то, что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности, в зависимости от того, на какой стадии развития находится семья.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 227.