СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 9 КЛАСС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 9 КЛАСС

Назначение контрольной работы

Контрольная работа направлена на определение уровня биологической подготовки учащихся, оканчивающих 9 класс с целью контроля и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения.

Содержание контрольной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Основой разработки контрольной работы является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, примерных учебных программах и в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.

Материалы контрольной работы направлены на проверку усвоения учащимися, оканчивающими 9 класс, важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни», предметных умений и видов познавательной деятельности. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса 9 класса, обеспечить валидность материалов контрольной работы.

Структура итоговой работы

Контрольная работа, направленная на оценку достижения ЗУНов по биологии учащимися, оказывающими 9 класс, проводится в форме письменной работы и включает задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности — это задания, в которых очевидны способы учебных действий; они целенаправленно формировались и отрабатывались в учебном процессе. Задания повышенного уровня сложности требуют применения биологических знаний и умений в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения задания. В некоторых случаях для выполнения таких заданий требуется самостоятельно сконструировать способ решения, опираясь на имеющийся жизненный опыт.

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 15 заданий с выбором одного верного ответа (13 — текстовых, 1 — предусматривает работу с рисунком, 1 - работа с суждениями).

Часть 2 включает 7 заданий: 1 – на аналогию; 1 – с выбором 3-х верных ответов из 6-и; 1 – на соответствие; 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 – на включение пропущенных в текст терминов и понятий; 1- работа с графиком; 1 — на работу с текстом.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

1.1 признаки биологических объектов:

1.1.1 живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий);

1.1.2 генов, хромосом, клеток;

1.1.3 популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

1.2 сущность биологических процессов:

1.2.1 обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

1.2.2 круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

1.3 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

УМЕТЬ

2.1 объяснять:

2.1.1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

2.1.2 родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных

групп);

2.1.3 роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

2.1.4 взаимосвязи организмов и окружающей среды;

2.1.5 роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

2.1.6 необходимость защиты окружающей среды;

2.1.7 родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

2.1.8 взаимосвязи человека и окружающей среды;

2.1.9 зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

2.1.10 причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

2.1.11 роль гормонов и витаминов в организме;

2.2 изучать биологические объекты и процессы:

2.2.1 описывать и объяснять результаты опытов;

2.2.2 описывать биологические объекты;

2.3 распознавать и описывать:

2.3.1 на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;

2.3.2 на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

2.3.3 на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;

2.3.4 на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;

2.3.5 культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

2.4 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

2.5 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

2.6 определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

2.7 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

2.8 проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Часть 1.

1.Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения

2) хроматографии

3) центрифугирования

4) выпаривания

2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

1) из клеток состоят только животные и растения

2) клетки всех организмов близки по своим функциям

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки всех организмов имеют ядро


3. Какую из перечисленных функций выполняет изображенный на рисунке органоид клетки?

1) синтез белка

2) выделение

3) фотосинтез

4) дыхание

4. Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки?

1) высокая химическая активность

2) способность образовывать много энергии

3) нерастворимость в воде

4) способность к самоудвоению

5. По своей природе подавляющее большинство ферментов – это

1) белки

2) липиды

3) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

6. Ген – это часть молекулы

1) белка

2) ДНК

3) РНК

4) АТФ

7. Что характерно для автотрофных организмов?

1) живут без пищи

2) способны синтезировать органические вещества из неорганических

3) потребляют готовые органические вещества

4) поедают друг друга

8. Главный критерий вида – это

1) внешнее сходство особей

2) обитание особей на одной территории

3) свободное скрещивание и плодовитое потомство

4) одинаковые требования к условиям среды

9. К какому виду эволюционных приспособлений относят сезонные миграции птиц?

1) морфологическому

2) биохимическому

3) поведенческому

4) физиологическому

10. Направляющим фактором эволюции является

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

3) географическая изоляция

4) естественный отбор

11. Для зайца-беляка абиотическим фактором является

1) лисица

2) ель

3) снег

4) человек

12. Известно, что семена некоторых растений (чистотел, фиалка, копытень) распространяются с помощью муравьёв. Как называют такой вид связи между организмами?

1) симбиоз

2) хищничество

3) паразитизм

4) конкуренция

13. Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?

1)  длинные цепи питания

2)  преобладание растений одного вида

3)  замкнутый круговорот химических элементов

4)  наличие производителей, потребителей, разрушителей

14. К невозобновимым природным ресурсам относят

1) почву

2) растительный мир

3) микроорганизмы

4) нефть

15. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2.

16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Объект Процесс
ядро хранение информации
деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Ответ:_____________________

 

17. Что происходит в процессе фотосинтеза? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расщепление молекул воды

2) образование глюкозы

3) поглощение энергии света молекулами хлорофилла

4) образование белка

5) поглощение кислорода

6) выделение углекислого газа

 

18. Установите соответствие между строением клетки и ее видом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ВИД
А) Отсутствует оформленное ядро. Б) Хромосомы расположены в ядре. В) Имеется аппарат Гольджи. Г) В клетке одна кольцевая хромосома. Д) АТФ накапливается в митохондриях. Е) Половых хромосом нет. 1) Прокариотическая 2) Эукариотическая

 

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А Б В Г Д Е
           

 

19. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление коры в больших полушариях

2) формирование хитинового покрова

3) возникновение лучевой симметрии тела

4) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями

5) появление в черепе челюстей

Ответ:___________________

 

20. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй – трансляция.

Перечень терминов:

1) и-РНК

2) ДНК

3) транскрипция

4) мутация

5) ген

6) рибосома

7) комплекс Гольджи

8) фенотип

А Б В Г
       

 

21.
Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа. (По оси x – отложена концентрация углекислого газа, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза.) Чему будет равна относительная скорость фотосинтеза, если концентрация углекислого газа в воздухе теплицы будет составлять 0,03%?

Концентрация углекислого газа (% об.)

 


Ответ:___________________

 

22. Прочитайте текст и выполните задание.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель.

В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.

Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Как на мясе в открытых банках в эксперименте Ф. Реди могли появиться черви?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?


 



ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

ПО БИОЛОГИИ ЗА 9 КЛАСС

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
1 3 8 3 15 2
2 3 9 4 16 клеточный центр
3 3 10 4 17 123
4 3 11 3 18 122121
5 1 12 1 19 34251
6 2 13 2 20 5163
7 2 14 4 21 25
22.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла):

Ответ на первый вопрос.

В открытых банках на мясо мухи отложили яйца, из которых вывелись червеобразные личинки.

Ответ на второй вопрос.

Объект исследования в опытах Л. Пастера – процесс зарождения жизни .

 

Указания по оцениванию задания №22   Баллы  
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки   1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 9 КЛАСС

Дата: 2019-05-29, просмотров: 303.