СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 11 КЛАСС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 11 КЛАСС

Назначение контрольной работы

Контрольная работа направлена на определение уровня биологической подготовки учащихся, оканчивающих 11 класс с целью контроля и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения.

Содержание контрольной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Основой разработки контрольной работы является инвариантное ядро содержания биологического образования средней школы, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, примерных учебных программах и в учебниках по биологии, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.

Материалы контрольной работы направлены на проверку усвоения учащимися, оканчивающими 11 класс, важнейших знаний и умений, представленных в разделе курса биологии «Общая биология». К их числу следует отнести: эволюционную теории; экологические закономерности развития биосферы. Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у учащихся научного мировоззрения и биологическую компетентность. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса 10 класса, обеспечить валидность материалов контрольной работы.

Структура итоговой работы

Контрольная работа, направленная на оценку достижения ЗУНов по биологии учащимися, оказывающими 10 класс, проводится в форме письменной работы и включает задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности — это задания, в которых очевидны способы учебных действий; они целенаправленно формировались и отрабатывались в учебном процессе. Задания повышенного уровня сложности требуют применения биологических знаний и умений в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения задания. В некоторых случаях для выполнения таких заданий требуется самостоятельно сконструировать способ решения, опираясь на имеющийся жизненный опыт.

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 15 заданий с выбором одного верного ответа (13 — текстовых, 1 — предусматривает работу с рисунком, 1 - работа с суждениями).

Часть 2 включает 7 заданий: 1 – с выбором 3-х верных ответов из 6-и; 1 – на соответствие; 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 – на применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). 1 – на поиск ошибок в тексте; 1- работа с рисунком; 1- на обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира.

Основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез

1.1.1. основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза)

1.1.2. основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере)

1.1.3. сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического)

1.1.4. сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды)

1.1.5. сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека)

УМЕТЬ

Объяснять

2.1.1. роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

2.1.2. единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила

2.1.3. отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека

2.1.4. причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций

2.1.5. взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем;

необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды

2.1.6. причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас

2.1.7. место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека

2.1.8. зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме

Устанавливать взаимосвязи

2.2.1. строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза

2.2.2. движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции

Решать

задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции

Составлять схемы

переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) БИОЛОГИЯ, 11 класс

Распознавать и описывать

2.5.1. клетки растений и животных

2.5.2. особей вида по морфологическому критерию

2.5.3. биологические объекты по их изображению

2.5.4. экосистемы и агроэкосистемы

Выявлять

2.6.1. отличительные признаки отдельных организмов

2.6.2. приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных

2.6.3. абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах

2.6.4. источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)

2.7. сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

2.7.1. биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы)

2.7.2. процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез)

2.7.3. митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение

2.7.4. формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции

Определять

принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

Анализировать

2.9.1. различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов

2.9.2. состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере

2.9.3. результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию

Для обоснования

3.1.1. правил поведения в окружающей среде

3.1.2. мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

3.1.3. оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

3.1.4. способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними


 


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Часть 1.

1. Двусторонняя симметрия в процессе эволюции животных впервые сформировалась у

1) членистоногих

2) плоских червей

3) кольчатых червей

4) моллюсков

2. Наиболее ранней группой растений, совершившей в истории Земли переход из водной в наземно-воздушную среду обитания, стали

1) древовидные папоротники

2) псилофиты

3) зелёные мхи

4) бурые водоросли

3. Отсутствие какого газа в первичной атмосфере Земли ограничивало развитие жизни?

1) водорода

2) кислорода

3) азота

4) метана

4. Под воздействием биологических и социальных факторов происходила эволюция предков

1) птиц

2) человека

3) млекопитающих

4) пресмыкающихся

5. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

1) неандертальцев

2) кроманьонцев

3) австралопитеков

4) питекантропов

6. Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, – изменение

1) состава почвенного покрова

2) влажности воздуха

3) продолжительности светового дня

4) температуры окружающей среды

7. Антропогенными называют факторы

1) связанные с деятельностью человека

2) абиотического характера

3) биотического характера

4) определяющие функционирование агроценозов

8. Какой из организмов, изображенных на рисунке, является консументом четвертого порядка?

1) ёж

2) змея

3) лягушка

4) насекомое

9. Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме?

А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) - пример симбиотических отношений.

Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений - пример конкурентных отношений в биоценозе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Основной причиной неустойчивости экосистем является

1) колебание температуры среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированность круговорота веществ

4) повышенная численность некоторых видов

11. Агроценоз отличается от биогеоценоза

1) низкой продуктивностью организмов-производителей

2) отсутствием разрушителей органических веществ

3) отсутствием потребителей органических веществ

4) использованием других видов энергии, кроме солнечной

12. Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

1) интенсивностью размножения продуцентов

2) приспособлением организмов к условиям жизни

3) перемещением веществ в трофических цепях

4) борьбой за существование

13. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского, к биокосным телам природы относят

1) почву

2) полезные ископаемые

3) газы атмосферы

4) животных

14. Укажите экологическую проблему, которую считают глобальной для современного человечества.

1) строительство гидроэлектростанций

2) непрерывный рост численности населения Земли

3) акклиматизация растений и животных

4) высыхание мелких водоёмов

15. Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

1) сокращение численности ряда видов

2) вселение новых видов в сообщества

3) уничтожение вредителей сельскохозяйственных культур

4) устранение загрязнения окружающей среды

 

Часть 2.

16. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности

2) стопа приобретает сводчатую форму

3) большой палец верхних конечностей противостоит остальным

4) таз расширяется, его кости срастаются

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

6) уменьшается волосяной покров

Ответ:_____________________

 

17. Установите соответствие между событием в эволюции органического мира и эрой, для которой оно характерно.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ СОБЫТИЕ ЭРА
А) появление неандертальцев Б) появление первоптиц В) появление первых млекопитающих Г) господство плацентарных млекопитающих Д) полное вымирание динозавров Е) распространение и господство цветковых растений 1) Мезозойская 2) Кайнозойская

 

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А Б В Г Д Е
           

 

18. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы хордовых животных на Земле

1) Кистепёрые рыбы

2) Бесчерепные

3) Земноводные

4) Пресмыкающиеся

5) Млекопитающие

Ответ:___________________

 

19. К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трех последствий.

 


20. Что имитирует эксперимент, изображенный на рисунке?

Какие вещества были получены в ходе эксперимента?

Подтверждением какой теории является данный эксперимент?

 

21. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

 

22. Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов и поясните их.


ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

ПО БИОЛОГИИ ЗА 11 КЛАСС

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
1 2 7 1 13 1
2 2 8 1 14 2
3 2 9 1 15 4
4 2 10 3 16 124
5 2 11 4 17 211212
6 3 12 3 18 21345

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания №19 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы  
Элементы ответа: 1) Гербициды могут накапливаться в культурных растениях и попадать в пищу человеку и животным 2) Снижается популяция насекомых-опылителей, зерноядных и насекомоядных птиц, мелких млекопитающих вследствие уменьшения их кормовой базы, разрушения мест обитания 3) Снижается почвенное плодородие, т.к. снижается активность почвенных микроорганизмов 4) Попадая в грунтовые воды, гербициды могут наносить вред соседним экосистемам  
Ответ включает три из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания №20 (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы  
Элементы ответа: 1) Эксперимент С.Миллера имитирует условия первичной атмосферы Земли; 2) В ходе эксперимента были получены органические вещества: мочевина, молочная кислота, некоторые простые аминокислоты; 3) Данный эксперимент является подтверждением какой теории биохимической эволюции А.И. Опарина.  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания №21 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы  
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2- продуценты являются первым звеном пищевой цепи 2) 3- на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза, у продуцентов 3) 4- кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза  
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации 3
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются 2
В ответе указаны одна–три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются 1
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них 0
Максимальный балл 3

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания №22 (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы  
Элементы ответа: 1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород, и поглощается углекислый газ; 2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород, и выделяется углекислый газ; 3) в результате азотфиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 11 КЛАСС

Дата: 2019-05-29, просмотров: 415.