Основы административного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы административного права

Предмет и метод.

Административное право - самостоятельная отрасль в системе права, она отличается собственным методом и специфическим методом регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере гос управления. Эта отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов гос управления. Система административного права состоит из общей и особенной части.

Первая включает в себя нормы, которые регулируют отношения управления в целом, а вторая - нормы регулирующие в пределах конкретных сфер управления. Правовое регулирование осуществляется через нормы права, обязательные для всех субъектов регулируемых отношений. Эта отрасль регулирует, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов с гражданами, гос и негос организациями. Во-вторых, регулирует внутриаппаратные управленческие отношения. Метод правового регулирования: обладает особой спецификой, здесь используется общие способы правового воздействия.

  1. Обязывания(возложение прямой юр. обязанности совершить в активной форме то или иное действие, предусмотренное в условиях правовой нормы)
  2. Запрет(возложение прямой юр. обязанности не совершать то или иное действие в условиях предусмотренной правовой нормы)
  3. Дозволение(юр. разрешение совершать или не совершать по усмотрению субъекта те или иные действия, предусмотренные правовой нормой)

Это общие способы, которые используются. На ряду с этим используются специфические способы. Административно правовое регулирование рассчитано на такие общ. отношения, в которых положение сторон исключает их юр. равенство, они находятся в отношениях субординации и это качественно отличает эти отношения от гражданско-правового регулирования общ. отношений. Следовательно, в административно-правовом отношении важно установить правовое положение сторон.

Нормы административного права

Эти нормы представляют собой правила поведения, которые устанавливаются гос-вом в целях регулирования общественных отношений в сфере исполнительно-распределительной управленческой деятельности. С помощью этих норм определяются границы управомоченного должного или запрещённого поведения. Эти нормы регулируют общ. отношения путем определения взаимных прав и обязанностей ответственности сторон и по своему содержанию они носят повелительный характер. Эти нормы могут быть подразделены на виды по разным критериям:

  1. В зависимости от функции права, нормы могут быть регулятивные и охранительные

2. По содержанию: материальные и процессуальные. Первые определяют объем прав и обязанности участников, то есть их административно-правовой статус. Вторые определяют порядок, процедуру реализации прав и обязанностей установленные материальными нормами

  1. По характеру предписываемого правила поведения нормы: запрещающие, обязывающие управомачивающие.
  2. По юр силе нормы законов и подзаконных актов
  3. По степени общности содержания(общие и специальные)
  4. По времени действия (постоянные и срочные)

Реализация норм административного права это их практическое претворение в реальное поведение субъектов в соответствии с целями правового регулирования управленческих отношений. Субъектами, которые реализуют эти нормы являются гос и негос организации, гос и гос муниципальные служащие, общ. объединения, граждане и другие субъекты.

 

Основы уголовного права

Понятие и система

Уголовное право, как отрасль права представляет собой совокупность юр норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основание уг ответ системы наказаний, порядок и условия их назначения. В качестве предмета регулирования уг права выступают общественные отношения возникающие в связи с совершением преступления. Метод состоит в установлении преступности уг запретов совершения преступлений и их наказуемости. Уг право, как и любая другая отрасль права является не простой, а систематизированной совокупностью правовых норм. Система уголовного права представляет собой целостное единство взаимосвязанных уг правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их содержания, характера и сущности. Система уг права составляет общая и особенная части. Общая часть - совокупность уг правовых институтов и норм, в которых определяются задачи уг законодательства, его принципы и другие общие вопросы уг права. Особенная часть - система норм, которые содержат описание отличительных признаков конкретных преступлений и устанавливают виды и размеры наказаний.

Задачами уг права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общ порядка и общ безопасности, окружающей среды конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества и так же предупреждение преступлений. Помимо этих общих задач единство норм институтов и частей уг права обеспечивают принципы уголовного права. Принципы уг права - основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного права, которые предопределяют содержание построение его правовых норм, институтов и отраслей права в целом.

К числу принципов уг права относятся:

  1. Законность
  2. Равенство граждан перед законом
  3. Ответственность за вину
  4. Справедливость
  5. Гуманизм

Понятие уголовного закона

Уголовное законодательство состоит из уголовного кодекса. Все новые законы, которые предусматривают уг ответ подлежат включению в этот кодекс. Значение уголовного закона состоит в том, что он, являясь основным средством осуществления уголовной политики госва обеспечивает нормальные условия существования общества путем предупреждения преступлений и воспитания граждан в духе соблюдения законов и управления правил общежития. Внешней формой выражения уголовного права является уг законодательство.

Для соблюдения и применения уголовного закона необходимо знать принципы его действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В соответствии с действием закона во времени, вопрос о преступности и наказуемости деяния должен решаться на основании закона, который действовал во время совершения деяния, причем временем преступления признается время совершения общ опасного деяния независимо от наступления последействий. При этом следует иметь в виду, что закон, устраняющий преступность деяния или другим образом, смягчающим положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. С другой стороны, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица совершившего преступления обратной силы, не имеет. Действие уг закона в пространстве и по кругу лиц определяется в соответствии с принципами территориальности и гражданства, которые преобладают в российском законодательстве вообще. Сущность территориального принципа состоит в том, что все лица, граждане рф, иностранцы, совершившие преступление на территории РФ подлежат уг ответственности по УКРФ. Сущность принципа гражданства выражается в том, что граждане РФ равно как и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России подлежат уг ответ по УКРФ если совершенное ими деяния признано преступлением в госве, на территории которого оно было совершено и они не были осуждены в этом госве, при этом наказание таких лиц не должно превышать верхнего предела санкций предусмотренный в госве, где было совершено деяние. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые совершили преступление вне России и находятся на ее территории могут быть выданы иностранному государству для привлечения уг ответ или отбывания наказания, если имеется международный договор с РФ.

Состав преступления

Каждое отдельное преступление как социальное явление отличается большим кол-вом индивидуальных признаков. Для того, чтобы выделить из этого многообразия признаков наиболее существенные и типичные из них, на основе обобщения характеристик преступлений того или иного вида, была разработана категория - состав преступления. Состав преступления - это совокупность установленных уг законом признаков определяющих общ деяние, как преступление. В случае установления в деяние лица признаков конкретного состава преступления, лицо может быть в соответствии с законом и по приговору суда подвергнуто уголовному наказанию. Процесс и результат установления соответствия между признаками инд совершенного общ опасного деяния и признаками конкретного состава преступления называется квалификацией преступления. Признаки конкретных составов преступления описаны в уг правовых нормах особенной части УКРФ. В уг праве признаки состава преступления делятся на 4 группы, которые именуются элементами состава преступления:

  1. Объект
  2. Субъект
  3. Объективная сторона
  4. Субъективная сторона

Причем во всех этих группах признаки могут делиться на обязательные и факультативные, обязательные признаки это такие признаки, которые присуще всем составам преступления, а факультативные только некоторым составам. Объект преступления - те общ отношения охраняемые уг законом, на которые преступление посягает, причиняя им существенный вред или создавая угрозу причинения такого вреда. От объекта преступления следует отличать предмет преступления. Предмет преступления представляет собой конкретную вещь материального мира, непосредственное воздействуя на которую, преступник посягает на общ отношения, являющиеся объектом преступления. В тех случаях, когда преступление причиняет физ мораль или материальный ущерб человеку, этого человека признают потерпевшим, субъект преступления может быть физ вменяемое лицо совершившее общественно опасное деяние и способное нести уг ответственность. Для того, чтобы физ лицо было способно отвечать за свои поступки, оно должно быть вменяемым и достигшим возраста, по достижению которого возможна уг ответственность. Физ лицом, как субъектом преступления может быть гражданин рф, иностранец, лицо без гражданства. Под вменяемостью понимается способность лица отдавать отчет о своих действиях и руководить ими. В уголовном законе понятие вменяемости не сформулировано, но оно может быть выведено из определения невменяемости(есть в укрф). Невменяемость - такое состояние лица, в момент совершения им общ опасного деяния, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и общ опасность своих деяний, либо руководить ими в следствии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Невменяемое лицо не может быть подвергнуто уг наказанию, тк оно не способно понимать сущность наказания, поэтому в соответствии с укрф по решению суда, к таким лицам могут быть применены принудительные меры медицинского характера, с целью излечения таких лиц или улучшений психического состояния, а также с целью предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных укрф.

Возраст лиц, по достижению которого возможна уг ответственность определяется уг законом, который гласит, что уг ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16 лет, однако применительно к тем случаям, когда общ опасность и противоправность очевидны, уг ответ может наступать в более раннем возрасте, по достижению 14 лет.

Субъективная сторона

Содержит признаки, которые характеризуют психическое отношения лица, совершившего преступление к данному общественно опасному деяние и его последствию. К признакам субъективной стороны относится вина(в форме умысла или неосторожности), мотив, цель, а также эмоциональное состояние лица в момент совершения общ опасного деяния. Вина характеризует психическое отношение лица к совершенному преступлению. Умысел, как форма вины бывает двух видов - прямой и косвенный. Неосторожность - легкомыслие и небрежность. Преступление, совершенное умышленно по сравнению с неосторожным деяния, обладает более высокой степенью общественной опасности. Следует иметь в виду, что совершение деяния повлекшего за собой последствия всегда влечет привлечение лица к уголовной ответ, даже если лицо достигло необходимого возраста и вменяемо. Не может быть привлечено к уг ответ лицо, которое хотя и совершило деяние, повлекшее за собой общ опасные последствия, но сделало это невиновно. Невиновное причинение вреда называется случайным или казусом, мотив преступления характеризует побуждение, в силу которого виновный совершает преступление. Цель преступления - представление о результаты которого он желает достичь, совершая деяние. Эмоциональное состояние - это состояние психики человека, возникающее в результате субъективной реакции человека, на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Субъективная стороны характеризует осознание, предвидение и отношение лица к совершенному им деянию и его последствию, однако, люди могут заблуждаться относительно совершенных им деяний и последствий. В уг праве неправильное представление лица о юр и фактический свойствах совершенного деяния называют - ошибками. Ошибки бывают двух видов, юридические и фактические.

Юридическая ошибка - представляет собой неправильное представление лица о юр свойствах совершенного деяния, то есть о преступном или не преступном характере. Совершения лицом деяния, которое он считает преступным, когда как оно таковым не является, признается мнимым преступлением и, следовательно, не влечет уголовной ответ. Другая юр ошибка состоит в том, что лицо совершая общ опасное деяние, не считая их таковыми, следовательно, эти деяния не исключают уг ответ. Либо существует заблуждение лица относительно размера и вида наказания, которое может быть назначено за совершенное преступление.

Фактические ошибки заключаются в ошибочном представлении лица, относительно фактических обстоятельств совершенного им деяния.

Уголовное наказание

Уголовное наказание является основной формой реализации уг ответ. Уголовная ответственность понимается как обязанность лица, совершившего общ опасные деяния, претерпевать предусмотренным уголовным законом по приговору суда меры гос принуждения. Реализуются уг ответ посредством применения к лицу конкретной меры гос принуждения. Уг наказание является особой мерой принуждения, которая применяется к лицу от имени гос ва и по приговору суда.

Признаки уг наказания:

  1. Наказание предусмотрено в уг законе
  2. Назначается и применяется гос вом
  3. Содержит отрицательную морально-политическую оценку содеянного и личности виновного от имени госва
  4. Проявляется только по приговору суда за совершение преступления
  5. Может повлечь за собой особое правовое состояние - судимость

Как всякое социальное явление, уг наказания имеет свойственное ему сущность, содержание, цель.

Сущностью является - кара, способность причинять лица подвергнутому наказанию определенные страдания посредством лишения или ограничения его прав и свобод.

Содержание - ограничение, лишение и обусловленное ими специфические обязанности права, которые возникают у лица, подвергнутого наказанию. Назначаемое наказание должно быть таким, чтобы оно обеспечивало достижение целей, стоящих перед наказанием.

Цели - те конечные фактические результаты, которых стремится достичь госво, устанавливая уг ответ, осуждая виновного и применяя меру наказания. В укрф определены следующие цели наказания:

  1. Восстановление соц справедливости
  2. Исправление осужденного
  3. Предупреждение в совершении новых преступлений

Чтобы обеспечить решение задач перед уг законом, закон содержит исчерпывающий, обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести, который называются системой наказания. Значение системы наказания состоит в том, что она гарантирует применение только тех наказаний, которые предусмотрены законом и позволяют выбрать тот вид и размер наказания, который будет эффективным.

В систему наказания входит следующие виды наказания:

  1. Штраф
  2. Лишение права занимать должности или занятия деятельности
  3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или гос наград
  4. Обязательные работы,
  5. Исправительные работы
  6. Ограничение по военной службе,
  7. Конфискация имущества
  8. Ограничение свободы
  9. Арест
  10. Содержание в дисциплинарной воинской части
  11. Лишение свободы на определённый срок
  12. Пожизненное лишение свободы
  13. Смертная казнь

Основы экологического права

Основы административного права

Предмет и метод.

Административное право - самостоятельная отрасль в системе права, она отличается собственным методом и специфическим методом регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере гос управления. Эта отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов гос управления. Система административного права состоит из общей и особенной части.

Первая включает в себя нормы, которые регулируют отношения управления в целом, а вторая - нормы регулирующие в пределах конкретных сфер управления. Правовое регулирование осуществляется через нормы права, обязательные для всех субъектов регулируемых отношений. Эта отрасль регулирует, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов с гражданами, гос и негос организациями. Во-вторых, регулирует внутриаппаратные управленческие отношения. Метод правового регулирования: обладает особой спецификой, здесь используется общие способы правового воздействия.

  1. Обязывания(возложение прямой юр. обязанности совершить в активной форме то или иное действие, предусмотренное в условиях правовой нормы)
  2. Запрет(возложение прямой юр. обязанности не совершать то или иное действие в условиях предусмотренной правовой нормы)
  3. Дозволение(юр. разрешение совершать или не совершать по усмотрению субъекта те или иные действия, предусмотренные правовой нормой)

Это общие способы, которые используются. На ряду с этим используются специфические способы. Административно правовое регулирование рассчитано на такие общ. отношения, в которых положение сторон исключает их юр. равенство, они находятся в отношениях субординации и это качественно отличает эти отношения от гражданско-правового регулирования общ. отношений. Следовательно, в административно-правовом отношении важно установить правовое положение сторон.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 189.