Существуют общие критерии красоты, которые одинаково воспринимает и понимает любой человек. Сравним два автомобиля с одинаковыми внешними очертаниями, но один из них имеет неровные стыки элементов и большие зазоры между ними. Никто в этом случае не станет утверждать, что он также красив, как и другой. Что касается удобства, то понимание этого качества доступно каждому, кто использует конкретное изделие. Главные критерии красоты:
2. Взаимосоответствие (неразрывная связь) формы, функции и содержания (внутреннего строения).
3. Единство и целостность композиции.
Чтобы в полной мере удовлетворять этим критериям, нужно позаботиться о совершенстве как содержания, так и формы.
Если какое-либо изделие в действительности способно выполнять определенные функции и/или если оно обладает достаточной прочностью и устойчивостью, и если оно способно двигаться с большой скоростью и т. д., то его форма должна выглядеть соответственно этим функциям.
Композиция — это своего рода строение, структура, компоновка, система взаимосвязей элементов. Человек чувствует неудобство:
· когда ему не понятен замысел этого строения, например, когда имеет место бессистемное нагромождение элементов (речь идет не о физических, а о зрительно воспринимаемых категориях);
· когда рассеивается внимание, чувствуется подчиненность элементов двум или более замыслам;
· когда каждый из элементов выглядит изолированным, оторванным один от другого;
· когда не ясно какой из элементов главный, а какие находятся в подчинении и т. п.
Человеку не нравится отсутствие логики и системы. Не всегда это можно понять, а тем более создать систему, зрительно понятую и воспринимаемую как единое целое. Не случайно работа дизайнера высоко ценится за рубежом. В то же время разрабатывать конструкцию отдельно от формирования внешнего вида нельзя, так как никакое украшательство не исправит плохое содержание, так же как и самого содержания еще недостаточно, чтобы его однозначно воспринимать как красивую вещь.
Следующее очень древнее правило — элементы должны быть соизмеримы и, в частности, подчинены определенной пропорции. Речь идет в основном о размерах, но относится это также к другим средствам выразительности, например к геометрической форме, рельефу, цвету и даже светотени. Вы никогда не задумывались, почему высота и ширина страницы, картины, оконного проема очень часто соответствуют отношению 3/2 или 2/3, но почти никогда не делают квадратными. Здесь не будем вдаваться в рассуждения, почему такое соотношение, а его называют «золотым сечением», очень часто используют. Существует очень много объяснений такого рода, отметим только, что именно «золотое сечение» позволяет создавать предметы воспринимаемые, как соразмерные. Его определяют таким образом: целое а относится к части b , как часть относится к разности между целым и частью.
«Золотое сечение» характеризуется следующим рядом величин: 0,382: 0,618: 1,000: 1,618: 2,618 и т. д.
Вышеизложенное не нужно воспринимать как догму, так как в отличие от архитектуры зданий в машинах очень трудно форму подчинить данному ряду, но обеспечить пропорциональность формы стоит в любом случае.
Эргономика — это наука, возникшая на стыке технических наук, психологии, физиологии и гигиены. В ней используются данные анатомии, биомеханики, токсикологии, антропометрии, биофизики. Эргономика изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, обеспечивающих высокую производительность и открывающих возможности для интеллектуального и физического развития.
Эргономика занимается следующими проблемами:
• оптимизацией физической среды на производстве;
• конструированием средств индикации (световая, цветовая, звуковая сигнализация; лицевые части приборов шкал, символические изображения управляемых объектов на панелях, информацией, например, в виде мнемосхем и т. п.);
• конструированием органов управления;
• компоновкой постов управления;
• организацией рабочих мест.
Концептуально эргономические требования при конструировании машин можно сформулировать так: максимум внимания к человеку через конструкцию технического средства и формирование окружающей среды на производстве.
Учет эргономических требований при создании техники позволяет наиболее эффективно функционировать системе человек — техника — среда, т.е. при минимальном расходе ресурсов человека (время, уровень физиологического и психологического напряжения, здоровье) получать максимум удовлетворенности содержанием труда. Если не обеспечены наилучшие условия взаимодействия человека с техникой, то вряд ли можно рассчитывать на достижение экономического эффекта. Опыт показал, что до 30% проектной эффективности техники не реализуется в процессе эксплуатации, если при создании машины не учитывается удобство работающего с ней человека.
Создание нерациональных и неудобных в управлении и обслуживании машин и оборудования влечет за собой серьезные социальные последствия. Трудящиеся, особенно молодежь, неохотно работают на тракторах, станках и других машинах, если не обеспечены нормальные условия для безопасного и привлекательного труда.
Главная задача на стадии композиционно-конструкторского синтеза -раскрыть и привести в действие связь между всеми элементами и целым в техническом и эстетическом аспектах. На этом этапе происходит непрерывное интегрирование формы: создают объемно-пространственные формы, выявляют рабочие зоны, функциональные оси, учитывают конструктивные, технологические, эргономические и экономические требования. Художник-конструктор графически или скульптурно фиксирует свои идеи. При этом выявляется пластическая характеристика объекта, замысел формы становится зримым.
Далее следует проверка и отработка формы. Форма проверяется чувством и точным расчетом. Каждую деталь увязывают с общим ансамблем по многим направлениям: определяют масштабные отношения, ритмические характеристики объектов в различных ракурсах и удалениях, выразительность, информативные качества и т. д. Проверяют также цветофактурные решения.
После доводки и испытания опытно-промышленный образец утверждается и служит эталоном при корректировании рабочих чертежей для серийного производства.
Последовательность создания нового изделия представлена на рис. 3.1.
Рисунок 3.1 — Принципиальная схема процесса создания нового изделия
Вопросы для самоконтроля
1 В каких случаях конструктор должен думать о категориях «красота» и «удобство»? Поясните это на примере знакомой вам техники.
2 В чем суть категории «композиция»?
3 Как вы понимаете принцип «золотое сечение»?
4 Прокомментируйте суть схемы на рис. 3.1.
5 В чем суть эргономики при конструировании машин?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.