Предприятие в условиях рыночной экономики, его основные признаки, цели и виды, формы организации производства
Содержание ответа: Определение понятия «предприятие», признаки предприятия, основные функции производственного предприятия. Классификации предприятие: по формам собственности, по мощности производственного потенциала, по организационно-правовой форме, по производимой продукции. Основные формы организации производства: специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование, диверсификация.
ОТВЕТ:
Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Признаки предприятия:
- должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
- отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
- выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
- имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
- должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
- должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
К основным функциям производственного предприятия относятся:
- изготовление продукции для производственного и личного потребления;
- продажа и поставка продукции потребителю;
- послепродажное обслуживание продукции;
- обеспечение доходом владельцев;
- обеспечение доходом наемных работников;
- уплата налогов в бюджет;
- уплата обязательных и добровольных платежей и взносов во внебюджетные организации;
- соблюдение государственных законов и нормативных актов.
Основные классификации предприятий:
- По форме собственности – государственные, муниципальные, частные.
- По характеру правового режима собственности – индивидуальные, коллективные.
- По мощности производственного потенциала (по размеру предприятия) – малые, средние, крупные.
- По принадлежности капитала – национальные, иностранные, смешанные.
- По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности – полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие.
- По виду производимой продукции – предприятие по производству товаров, предприятия по оказанию услуг.
Организация процесса производства осуществляется в соответствии с:
- ее формой, наиболее характерной тому или иному производству;
- типом производства, отражающим специфические его особенности;
- методом организации производства, определяющим «массовость» или масштабность выпуска изделий в единицу времени.
К наиболее известным и широко распространенным в современных условиях хозяйствования формам организации производства относятся: специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование и диверсификация.
Специализация предполагает сосредоточение на одном предприятии (в его структурных подразделениях) выпуска однотипной продукции. Базируется на принципе разделения труда и концентрации однородного производства в масштабах всего предприятия (цеха, участка). Виды специализации: предметная, подетальная, технологическая
Концентрация предусматривает процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных предприятиях.
Виды концентрации:
- Агрегатная – предполагает увеличение единичной мощности технологического оборудования, достигается преимущественно интенсивным путем, т.е. применением более совершенных, с повышенной единичной мощностью машин, аппаратов.
- Технологическая – проявляется в увеличении объемов производства продукции, достигаемой путем расширения масштабов ее выпуска на основе увеличения количества однотипного оборудования, а также за счет качественного совершенствования используемой техники (в том числе и агрегатной концентрации). Уровень технологической концентрации определяется как интенсивными, так и экстенсивными факторами.
- Заводская – это укрупнение предприятий, осуществляемое как за счет технологической концентрации, так и вследствие объединения нескольких родственных по профилю производства предприятий в одно, без существенных изменений в технологии и организации производства (производственные объединения, холдинги).
Кооперирование предусматривает производственные связи между предприятиями, цехами или участками, занимающимися изготовлением одного и того же вида продукции (кооперированные процессы внутри одного предприятия выражаются в передаче полуфабрикатов или комплектующих изделий для дальнейшей их переработки из одного основного цеха в другой, в выполнении определенных услуг или работ вспомогательных производств для нужд основных цехов). В основе кооперирования лежат подетальная и технологическая формы специализации.
Комбинирование предполагает соединение в масштабах одного предприятия производство различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но достаточно тесно технологически связанных специализированных производств. Основные направления комбинирования:
- на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья,
- на основе организации производства по более полной и глубокой переработке комплексного сырья;
- на основе утилизации отходов производства.
Диверсификация означает расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклатуры производимой специализированными (монопольными) предприятиями продукции. Диверсификация всегда связана с проникновением отдельных предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности.
Виды диверсификации: связанная и несвязанная (конгломеративная).
Несвязанная диверсификация представляет собой процесс охвата таких направлений деятельности предприятия, которые не имеют непосредственной связи с основным профилем его деятельности. Такой вид диверсификации реализуется в том случае, когда объективные причины интеграции или ограничены, или вообще отсутствуют, либо такая интеграция продиктована условиями конкурентной борьбы на рынке, либо рынок целевой (базовой) продукции данного предприятия находится в стадии спада. Поэтому такую диверсификацию еще называют «латеральной», означающей в переводе с латинского «боковой», т.е. в данном случае происходит интеграция с предприятиями, «расположенными сбоку» или удаленными от основной деятельности главного предприятия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.