Пост и молитва – это средства к спасению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пост прежде всего заключается в воздержании от известной пищи, из этого определения уже следует, что он связан с упражнением воли. Как мускулы слабеют от бездеятельности, так в еще большей степени слабеет воля, если человек не упражняет ее.

Человек, живущий в довольстве, удовлетворяющий всякое плотское желание, обычно приходит к тому, что с трудом может устоять от различных соблазнов – воля его слабеет. И наоборот, нужда, постоянные отказы в плотских желаниях делают человека более сильным, закаляют волю.

Отказ от известного рода пищи – пост – в узком смысле этого слова является подобным же стимулом. Опасения, что постная пища может повредить здоровью, не выдерживают научной критики. Как показывает опыт подвижников, употреблявших минимум пищи, при растительном рационе мы легко можем доставить организму все нужное для поддержания сил.

Обычное ощущение голода при переходе на постную пищу – у привыкшего питаться мясом – есть не что иное, как ощущение недостатка привычного возбудителя, подобно тому как это бывает у курильщика, отвыкающего от табака, или у алкоголика без водки. Обычно спустя некоторое время это ощущение проходит.

Но если бы только к ограничению в пище сводилось значение поста, то его легко было бы заменить каким‑нибудь другим упражнением в воздержании… В том‑то и дело, что средство это в самом существе своем заключает одну особенность. Укрепляя волю путем воздержания, пост содействует улучшению функций головного мозга. При этом пост просветляет разум, а сферу чувств делает более восприимчивой ко всему положительному.

Таким образом, мы подходим к вопросу о разнице во влиянии растительной и животной пищи на организм человека вообще и в частности – на нервную систему и головной мозг.

Я постараюсь доказать, во‑первых, что деятельность головного мозга зависит до некоторой степени от веществ, питающих клетки мозга, во‑вторых, что жизненные, а отчасти и научные наблюдения свидетельствуют в пользу растительной пищи.

Но, спросят, в чем разница между питанием растительной и животной пищей, если химический состав той и другой почти одинаков: те же белки, жиры, углеводы – только в другом сочетании? Но сходство это только кажущееся. Кроме трех основных веществ (белков, углеводов и жиров), в животной пище содержится еще много так называемых экстрактивных веществ, которых нет в растительной пище, или, по крайней мере, нет в таком количестве. Кому не известно возбуждающее действие мясного бульона, заключающего в себе очень немного питательных веществ в буквальном смысле этого слова? Также известно вредное влияние этих веществ, аналогичное влиянию алкоголя, и на некоторые больные органы, например, на почки при их воспалении.

Это, так сказать, общие рассуждения и повседневные наблюдения, а вот что говорят о влиянии мяса на человеческий организм венские физиологи Лихтенфальс и Фрелих:

 

Мясо, особенно же бычье, производит, подобно спиртным напиткам, искусственное возбуждение, в большей части случаев непродолжительное, за которым следует понижение жизнедеятельности организма.

 

Вот в этой‑то физиологической разнице растительной и животной пищи надо искать главный смысл телесного поста. Воздержание от мяса, соединенное с умеренностью в пище, улучшает все функции организма, просветляет ум, делает более восприимчивой сферу чувств и укрепляет волю. Великие отцы Церкви никогда не пренебрегали этим средством, а перед каждым значительным поступком налагали на себя пост, тем самым признавая его действенность для просветления духовных сил.

Опыт святых отцов свидетельствует в пользу этого. Постоянный пост помогал подвижникам доживать до глубокой старости и сохранять до конца жизни необыкновенную ясность мысли, чистоту души и твердость воли. Наконец, в последнее время и в медицинской науке начинают все более и более раздаваться голоса, что обычное питание, в особенности мясное, составляет причину многих болезненных состояний и прежде всего вредно действует на нервную систему, на функцию головного мозга, потом на сердце, сосуды, почки и в конце концов приводит к различным заболеваниям, при которых, как показывают наблюдение и повседневный опыт, и душевная сфера редко бывает в равновесии и чистоте. Таким образом, для души пост является горнилом, очищающим сердце, просветляющим ум и закаляющим волю; для тела же – предохранительным клапаном, предупреждающим чрезмерное накопление в крови вредно действующих продуктов неполного окисления белковых веществ при обычном обильном питании. Пост же предотвращает развитие многих болезней и преждевременную смерть.

 

Посты православной церкви

 

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Таин. Постом воздерживаются от скоромной пищи – мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

 

История постов

 

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40‑дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста – Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница), в том виде как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства Крещения продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо – грех даже в праздники и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные.

К многодневным постам относятся:

1. Великий пост, или Святая Четыредесятница.

2. Петровский пост.

3. Успенский пост.

4. Рождественский пост.

К однодневным постам относятся:

1. Еженедельные посты в среду – в память предательства Спасителя Иудой; и в пятницу – в память страданий и смерти Спасителя.

Однако в среду и пятницу некоторых недель поста нет. Это: пасхальная неделя, которая почитается как бы за один Светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещенского сочельника; неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); масленица (хотя во время нее действует запрет на мясо).

2. Праздник Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

3. День усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября.

4. Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения – 18 января.

 

Великий пост

 

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы – всего 48 дней. Его называют Великим не только из‑за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.

Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала 3‑й седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также сырной, или масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться Постной Триодью – книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.

В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из 50‑го псалма: «Покаяния отверзи ми двери…». Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и 5‑й седмиц Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне – вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: «На реках Вавилонских…» (псалом 136).

Неделя о Страшном Суде – третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном Суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья – Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей.

Неделя воспоминания Адамова изгнания – Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во‑первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям – литургия Василия Великого.

Во‑вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В‑третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

Первая седмица Великого поста. Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, – молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо – это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия – восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.

Вторая седмица. В субботу – поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия – поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица. В субботу – поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная. Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду – преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу – поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

Пятая седмица. В четверг на утрене – Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица. В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на 4‑й день после его смерти, – Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).

Страстная седмица. Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи…» и «Чертог Твой…» Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии – прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий Четверг воспоминается Тайная Вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения – Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Таин.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 Евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений «12 Евангелий», называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В великую Пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы – вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургния Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств – куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужение Постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.

 

Петровский пост

 

Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и по этому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста – 6 недель, самая малая – 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

 

Успенский пост

 

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели – с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.

 

Рождественский пост

 

Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в Сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.

 

 

Рецепты постных блюд

 

Закуски

 

 

Грибной винегрет

 

200 г соленых грибов, 2 луковицы, 2 моркови, 1 маленькая свекла, 2 картофелины, 1 небольшой свежий огурец, 4 столовые ложки растительного масла, 2 столовые ложки лимонного сока, зелень петрушки и сельдерея, листья салата, сахар, соль.

 

Соленые грибы мелко нарежьте. Лук, отваренные морковь, свеклу и картофель, а также огурец нарежьте мелкими кубиками, перемешайте. Полейте винегрет маслом, с добавлением лимонного сока или раствора лимонной кислоты.

 

Винегрет овощной

 

2 моркови, 1 свекла, 4 картофелины, 1 соленый огурец, 150 г квашеной капусты, 1 головка репчатого лука или зеленый лук, соль, растительное масло.

 

Сварите и охладите овощи. Нарежьте маленькими кубиками морковь, картофель, огурец, мелко порежьте лук и капусту и, полив половиной масла, перемешайте. Добавьте нарезанную кубиками свеклу и, долив остальное масло и посолив, перемешайте. Важно сохранить эту последовательность для того, чтобы остальные овощи не окрасились свеклой и винегрет был более красивым.

 

Икра из яблок и моркови

 

3–4 крупные моркови, 4 головки репчатого лука, 3–4 кислых яблока (лучше всего антоновки), растительное масло, соль, сахар.

 

Морковь очистите, нарежьте довольно крупными кусочками и обжарьте в растительном масле до мягкости, затем обжарьте лук, нарезанный кольцами, и подготовленные яблоки (очищенные и нарезанные на четвертинки). Все вместе пропустите через мясорубку, добавьте по вкусу соль и сахар, хорошо перемешайте и прогрейте еще раз на сковороде. Следите, чтобы икра не пригорела. Подавайте охлажденной, выложив горкой в салатник.

 

Салат зимний

 

4–5 картофелин, полголовки репчатого лука или несколько перьев зеленого, 2 соленых или свежих огурца, 1 яблоко, 2 моркови, 1/2 стакана зеленого горошка, 3–4 столовых ложки растительного масла, соль по вкусу.

 

Отварите картофель и морковь, охладите, нарежьте кубиками, добавьте зеленый горошек, мелко нарезанный репчатый лук, измельченный огурец и яблоко. Перемешайте, посолите, заправьте растительным маслом.

 

Салат из свежей капусты

 

Капусту тонко нашинкуйте, посыпьте солью, помните руками до образования сока и дайте полежать 15–20 мин. Отожмите капусту, положите в салатницу, посыпьте сахаром, полейте уксусом и растительным маслом, перемешайте и подавайте, посыпав нарезанным зеленым луком. Хорошо выглядит салат из капусты, украшенный клюквой или брусникой. Так же можно приготовить салат из краснокочанной капусты.

 

Первые блюда

 

 

Борщ

 

3–4 картофелины, 300 г белокочанной капусты, 1 крупная или 2 небольшие моркови, 1 головка репчатого лука, 1 средняя свекла, 1 столовая ложка томата, 3 зубчика чеснока, 1 лавровый лист, 10 горошин черного перца, соль, 3 столовые ложки растительного масла.

 

Подготовьте овощи: картофель очистите и нарежьте кубиками, капусту нашинкуйте длинной соломкой (если борщ будут есть дети, лучше капусту нарежьте небольшими квадратиками), натрите на крупной терке морковь и свеклу, мелко покрошите лук. В кипящую подсоленную воду положите картофель, через 5 мин – капусту, лавровый лист и перец. В это время обжарьте свеклу с морковью и луком в растительном масле и немного потушите под крышкой, добавив небольшое количество воды, затем положите в кастрюлю. В конце варки добавьте томат, 1 десертную ложку сахарного песка и немного лимонной кислоты или 1 десертную ложку уксуса. Для обогащения витаминами в начале варки можно положить в борщ кусочек мелко нарезанной тыквы. Дайте настояться несколько часов. Летом в борщ хорошо положить свежие помидоры, обжаренные с морковью и свеклой. В готовый борщ положите мелко нарезанный чеснок.

 

Гороховый суп

 

2 стакана гороха, 5 картофелин, 1 головка репчатого лука, 1 морковь, 2–3 столовые ложки растительного масла, соль.

 

Горох вымойте и замочите в холодной воде на ночь. Поставьте варить в той же воде. Когда горох начнет развариваться, посолите, положите в суп нарезанный кубиками картофель и обжаренные измельченные морковь и луковицу. Готовый суп можно про тереть через сито и прокипятить его, чтобы получился суп‑пюре.

 

Суп грибной с лапшой

 

40–50 г сушеных грибов, 2 головки репчатого лука, 1 морковь, 1 пучок зелени, 2–3 столовые ложки растительного масла, 4 картофелины, 2 горсти вермишели или лапши.

 

Сварите сушеные грибы с луковицей и пучком зелени, процедите. Грибы нарежьте и вместе с измельченными луковицей и морковью обжарьте в растительном масле, положите в грибной бульон. Добавьте туда же несколько нарезанных кубиками картофелин. Отдельно сварите лапшу или вермишель, промойте охлажденной кипяченой водой и положите в суп. Доведите суп до кипения, посыпьте зеленью.

 

Суп из абрикосов

 

1 л воды, 200 г кураги (урюка), цедра 1 лимона, 4 ломтика белого хлеба, сахар, соль по вкусу.

 

Промытую в теплой воде курагу (урюк) варите в воде. Добавьте цедру лимона, белый хлеб (без корки). Когда хлеб размокнет и курага (урюк) станут мягкими, добавьте по вкусу сахар и соль. Подавайте горячим или холодным с печеньем.

 

Суп из кабачков

 

500 г свежих очищенных, промытых и мелко нарезанных шампиньонов потушите с 1–2 мелко нарезанными репчатыми луковицами, добавив 2 столовые ложки растительного масла и немного воды. Туда же положите натертые на крупной терке 1–2 моркови и 1 корень петрушки.

Когда грибы, морковь и петрушка станут мягкими, залейте их 2 л воды. Варите на медленном огне. Добавьте 4–5 очищенных картофелин, 1 маленький очищенный и нарезанный пластинками кабачок, 3–4 нарезанных дольками свежих помидора. Дайте прокипеть.

 

Суп из крапивы или щавеля

 

7 картофелин, 1 морковь, 1 головка репчатого лука, пучок щавеля или крапивы (или того и другого).

 

В подсоленную кипящую воду положите картофель, морковь и луковицу, нарезанные кубиками или соломкой. Когда овощи будут готовы, добавьте нарезанные лапшой листья крапивы (предварительно ошпаренные кипятком) или щавеля и проварите несколько минут.

Этот суп варят только из верхних листочков молодой крапивы, собранной за городом.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.