Молитва о детях, которым трудно дается учение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Гoспoди Иисусе Христе, Бoже наш, вселивыйся в сердца двунадесятих апостолов нелицемерно, бла гoдатию Всесвятагo Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне oтверзый, и начаша глаголати иными языки; Сам, Гoспoди Иисусе Христе, Бoже наш, ниспoсли Духа Твоего Святагo на oтрoча сие (имя), и насади во ушеса сердца его Священная Писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалех начерта закoнoпoлoжнику Моисею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

О помощи в учении молятся преподобному Сергию Радонежскому, святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

 

 

Часть четвертая

Пост для детей и родителей

 

Как приучить себя к посту

 

О снова поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержания, а не изнурения тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами и степенью подготовленности. Пост – аскетический подвиг, требующий терпения. Необходимо входить в пост постепенно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Некоторые необдуманно и поспешно начинают поститься безмерно. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпимы и раздражительны, – пост делается для них невыносимым, и они бросают его. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется пищи и питья; понемногу надо уменьшать это количество, чтобы не ослабнуть. Главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие поститься должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и взять благословение на пост.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов. «Все благочестиво постящиеся строго должны воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Существует пять степеней строгости поста:

1. Полное воздержание от пищи.

2. Сухоядение.

3. Горячая пища без масла.

4. Горячая пища с маслом (растительным).

5. Вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

 

Отцы церкви о посте

 

 

Поскольку мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай (святитель Василий Великий).

 

 

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному, и – весьма справедливо, потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе (Святитель Филарет Московский).

 

 

Пост тела есть пища для души (святитель Иоанн Златоуст).

 

 

Сколько отнимаешь у тела, столько придашь силы душе (святитель Василий Великий).

 

 

Челнок легче плывет, когда он не обременен излишнею поклажею; так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею, утучняющею пищею и питьем, или, что то же, когда человек постится (Иаков, архиепископ Нижегородский).

 

 

Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень: подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный (святитель Филарет Московский).

 

 

Невозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и покаяние без поста (святитель Иоанн Златоуст).

 

 

Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище (авва Пимен).

 

 

Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение (преподобный Иоанн Лествичник).

 

 

Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть (авва Леонтий).

 

 

Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну (авва Леонтий).

 

 

Вспомни, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством, – возомнил обойтись без поста – и что вышло? (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

 

 

Лот среди самого Содома процветал добродетелями; вне Содома сложил с себя пост – и что произошло? (Инокентий, архиепископ Херсонский).

 

 

Кто из животных столько силен, как лев? Но из‑за чрева своего и он попадает в сети, и тогда все могущество его смиряется (преподобный Иоанн Колов).

 

 

Толстое чрево не родит тонкого смысла (святитель Иоанн Златоуст).

 

 

Когда Давид боролся со львом, то ухватывал его за гортань. И мы, если удержим гортань и чрево, то победим с Богом невидимого льва (авва Пимен).

 

 

Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало (преподобный Иоанн Лествичник).

 

 

Чрево – самый неверный в договорах союзник. Это – ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет (святитель Василий Великий).

 

 

Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек для того, чтобы наполнить малое и несмысленное чрево! Как унижается разум, когда истощается в изобретениях, чтобы дань, ежедневно требуемая чревом, как неумолимым владыкою, была ему приносима как можно в большем количестве! И как ругается над сим раболепствующим разумом чрево, концом всех его забот о изяществе полагая нечистоту и смрад! (Святитель Филарет Московский)

 

 

Если влечет тебя похотение вкусной и многой пище, вспомни смрад, происходящий от нее, – и успокоишься (авва Исаия).

 

 

Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами; а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопро вождается здравием и трезвенностью (преподобный Ефрем Сирин).

 

 

Мы не для того живем, чтобы есть, но для того едим, чтобы можно было жить и исполнять свои обязанности (протоиерей П. Соколов).

 

 

Если, в чем не трудно удостовериться, настоящее назначение пищи и пития есть поддержание и возобновление телесного состава, который неприметным образом непрестанно снедает тление; а вкус пище и приятность питию даны, как средства для сей цели: то каждый кусок пищи, сверх утоления глада, снедаемый для вкуса, есть доля объедения: каждый глоток питья, после угашения жажды и после ободрения сил, употребляемый для приятности, принадлежит к чаше пьянства (святитель Филарет Московский).

 

 

Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобресть ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями (авва Серапион).

 

 

Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить (святитель Василий Великий).

 

 

Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным (преподобный Нил Синайский).

 

 

Врач С. Апраксин «О посте»

 

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир.

Послание апостола Павла к Римлянам, глава 8, стих 6

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.