УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«История»

(«ИСТОРИЯ РОССИИ», «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»)

 

Направление подготовки, специализация

Все направления

Профиль подготовки

Все профили

Форма обучения

 

Все формы

Москва, 2015

 Учебно-методическое пособие «Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «История» («История России», «Отечественная история»)»  предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину, и содержит краткое изложение важнейших проблем учебного курса для закрепления изученного материала при подготовке к экзамену. Соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования и рабочим программам дисциплины.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основной целью преподавания курса «История» («История России», «Отечественная история»)» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. В процессе изучения истории студенты должны получить представления о политическом, экономическом и социальном развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания.

 

 


 ТЕМА I


Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Особенности российского исторического процесса

  

Образование государства у восточных славян. Основные теории происхождения Древнерусского государства.

Рассмотрение этой темы рекомендуется начать с анализа общетеоретического вопроса о причинах образования государства у любого народа.

Государство – это политическая структура общества, обладающая следующими              признаками:

· единство территории;

· наличие основ правовой/законодательной системы;        

· наличие вооруженных сил (дружина, армия), действующих на постоянной основе для защиты границ от внешних врагов и для обеспечения порядка внутри страны;

· наличие аппарата управления, отделенного от основного населения;

· наличие налоговой системы.

Основываясь на данных современной науки, можно выделить две группы причин, образования государства:

· внутренние причины - общественное разделение труда, имущественное расслоение населения, возникновение обмена и торговли;

· внешние причины – необходимость объединения для защиты территории, культурное и политическое влияние более развитых народов.

 У восточных славян формирование этих предпосылок происходило несколько сотен лет. В IХ в. государственность была создана.

Восточные славяне миновали рабовладельческий этап развития и сразу перешли к феодальному строю. Это объясняется, прежде всего, суровыми климатическими условиями, отсутствием постоянного притока рабов за счет пленных.

Необходимо также отметить, что помимо славян в образовании древнерусского государства участвовали и другие народы, но восточные славяне играли в этом ведущую роль как наиболее многочисленный этнос.

По вопросу этнического происхождения руссов и самого названия «Русь», возникновения правящей династии Рюриковичей, степени участия норманнов в этом процессе среди историков нет единства. Во многом это связано с почти полным отсутствием письменных источников этого периода.

Следует рассмотреть норманнские и антинорманнские теории по этому вопросу. Сторонники норманнской теории (немецкие ученые ХVIII в. Миллер, Байер, Шлецер, современные шведские и датские ученые) утверждают, что восточные славяне в силу своей отсталости были неспособны самостоятельно создать государство  за них это сделали норманны, которых славяне пригласили в качестве своеобразных третейских судей, либо норманны вообще выступили в роли завоевателей. Русы – это одно из норманнских племен, вождем которых был Рюрик. Среди антинорманнистов можно выделить теории М.В.Ломоносова и академика Б.Ф.Рыбакова. Они утверждали, что государство возникло у славян исключительно в результате внутренних предпосылок, что название государства восточных славян связано с названием речки Рось, на которой жило племя с таким же названием, оно входило в союз полян. Слабая сторона этих теорий состояла в том, что они фактически отрицали материалы летописей и тенденциозно относились к самому факту существования Рюрика.

Общий вывод: в каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Точная картина событий, скорее всего, никогда не будет полностью восстановлена из-за почти полного отсутствия письменных источников. Общее же во всех современных теориях: признание того факта, что государство Русь возникло в ходе длительного формирования внутренних предпосылок, и в его создании приняли участие не только восточные славяне, но и другие народы

.

ТЕМА II

Ключевые даты.

980-1015 гг.─ правление Владимира I  Святославича (Красное солнышко, Святого);

988 г. ─ принятие христианства в восточном обряде.

 

ТЕМА III

ТЕМА IV

Ключевые даты

 1 этап (1605 – 1606 гг.) — смерть Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия I.

Апрель 1605 г. – смерть Бориса Годунова.

Июнь 1605 – Боярская Дума присягает Лжедмитрию I, убийство сына Бориса Годунова Федора и его матери; торжественный въезд в Москву Лжедмитрия I; венчание на царствование.

Июнь 1605 – май 1606 — правление Лжедмитрия I.

17 мая 1606 — свержение Лжедмитрия I. Избрание царем В. Шуйского («выкликнутый царь»)

2 этап (1606 –1610гг.) характеризуется существованием в стране двух альтернативных центров власти: Василий Шуйский в Москве и Лжедмитрий II в Тушине, началом открытой интервенции иностранных держав; полной анархией в стране.

Ключевые даты

1606 – 1610 гг. — правление Василия Шуйского,

Июль 1606 – сентябрь 1607 гг. — восстание И.И. Болотникова.

Июнь 1608 г. — Лжедмитрий II захватывает Тушино, формируется второй центр власти со своей Боярской Думой, армией и патриархом.

17 июля 1610 г. — свержение Василия Шуйского, начало правления Семибоярщины, полная анархия в стране.

3 этап (1610 – 1613гг.) характеризуется открытой польско-шведской интервенцией,  угрозой ликвидации России как государства, антинациональной политикой Семибоярщины, деятельностью первого и второго народного ополчения, выборами нового царя на Земском Соборе.

Ключевые даты

Март – июль 1611 г. — первое народное ополчение, во главе которого стояли Д. Трубецкой, И. Заруцкий, П. Ляпунов. Оно состояло в основном из казаков и дворян; взять Москву они не смогли.

Осень 1611 г. — организация второго народного ополчения (Минин и Пожарский).

26 октября 1612 г. — капитуляция польского гарнизона после длительной осады.

Январь 1613 г. — Земский Собор, выборы нового царя.

Избранный царем Михаил Романов был компромиссной фигурой, он устраивал всех в силу ряда причин, в том числе и по малолетству и неопытности.

Последствия Смуты:

· политические — временное ослабление центральной власти, рост влияния Земских Соборов, но в долгосрочной перспективе неизбежно было развитие страны по пути усиления деспотических черт в управлении, так как большинство населения устало от безвластия и жаждало “твердого порядка”, пусть и в ущерб их правам;

· экономические — тяжелейший кризис, разруха, потеря 1/3 национального богатства и 1/4 населения, восстановительный период длился до 50-х гг. XVII века.

· социальные — временное приостановление закрепощения, восстановление Юрьева дня.

Но все же ценой огромных потерь России удалось сохранить независимость.

 

Ключевые даты

1492 г. – открытие Америки.

ХIV - ХVI вв. – Ренессанс – Возрождение античного наследия и светского начала в жизни общества.

ХVI в. – Реформация в Европе.

1566-1609 гг. - революция в Нидерландах.

1640-1689 гг. – революция в Англии.

1613 – 1645 гг. — правление Михаила Романова.

1645 – 1676 гг. — правление Алексея Михайловича.

1649 г. – Соборное Уложение. Окончательное утверждение крепостного права.

 

2. Экономическое развитие. Новшества здесь связаны с появлением первых ростков капиталистических отношений, выразившихся в возникновении первых мануфактур — предприятий капиталистического типа.

Обязательно нужно знать признаки и особенности первых русских мануфактур.

Признаки:

· крупное производство;

· разделение труда по операциям;

· применение ручного труда.

В целом же в экономике мануфактуры играли пока еще незначительную роль, они обслуживали в основном военные нужды (оружейные мануфактуры в Туле). Господствовало по-прежнему натуральное хозяйство, а в городах — мелкотоварное производство.

Второе новшество — это начало складывания единого всероссийского рынка и проведение политики протекционизма, т.е. поощрительной политики по отношению к отечественным производителям и купцам и защита их от конкуренции со стороны иностранных купцов. Это новшество связано с именем А.Л. Ордин–Нащокина, фактического руководителя правительства в 60-е гг. XVII в.

Ключевые даты:

1653 г. — Торговый устав. Вместо множества торговых пошлин установлена одна в размере 5% от стоимости товара, с иностранных купцов бралось 6% и еще 2%, если товар ввозился внутрь страны.

1667 г. — Новоторговый устав, который носил еще более протекционистский характер, иностранные купцы должны были платить при въезде в страну 5-процентную пошлину, а если везли товар внутрь страны, то 10%; кроме того, могли торговать только оптом и только с русскими, а не между собой.

Таким образом, в середине XVII в. началось складывание единого всероссийского рынка. При этом развитие экономики тормозилось отсутствием выхода к морям, что и предопределило основные задачи во внешней политике в последующий период

 

  Народные движения в России в XVII в.

Общая причина — закрепощение крестьян (прикреплены к личности владельца) и горожан (прикреплены к месту жительства) по Соборному Уложению 1649г., что вызвало резкое недовольство этих слоев населения и стремление возвратить старые порядки.

1648–1650 гг. — «Соляной бунт» в Москве и восстания в других городах. Причины: резкое увеличение налогов, в том числе на соль; злоупотребления чиновников и купцов; недовольство посадского населения существованием «белых слобод». В результате были частично удовлетворены требования восставших (ликвидация «белых слобод», отмена налога на соль и т.д.), но одновременно произошло юридическое оформление крепостного права по Соборному Уложению 1649 г.

1650-е гг. — церковный раскол, его причины; особое внимание следует обратить на превращение чисто религиозного движения в социальное. Наиболее яркое проявление — «Соловецкое  сидение» 1668 –1676 гг.

1662 г. — «Медный бунт» в Москве Причины: выпуск медных денег вместо серебряных из-за продолжающейся войны с Польшей, инфляция, рост цен. Восстание привело к отмене медных денег.

1667-1671 гг. – Народное движение под руководством Степана Разина. Следует обратить внимание студентов на то, что это движение часто называют «крестьянской войной». Как вы думаете, справедливо ли такая характеристика? Приведите аргументы.

  Внешняя политика.

1653 – 1654 гг. — воссоединение Левобережной Украины с Россией и последовавшая за ним война с Польшей (1654 – 1667 гг.).

1686 г. — «Вечный мир» с Польшей.

1689 г - Нерчинский договор с Китаем, установление границ по Амуру, почти все спорные территории отошли к Китаю.

Россия смогла решить только одну из своих внешнеполитических задач – добилась возврата захваченных Польшей территорий. Вторую задачу – добиться выхода к морям – решить не удалось.

 

Административные реформы

Они проводились в направлении максимальной централизации управления и усиления личной власти монарха.

Реформы местного управления.

Цель – переложить на органы местного управления расходы по сбору налогов, наладить строгий контроль над поступающими доходами.

1699-1700 гг. – создание Ратуши в Москве и земских изб в городах, с целью переложить на них расходы по сбору налогов и пошлин.

1708-1710 гг. – первая областная реформа, деление страны на восемь губерний с фактически диктаторской властью губернатора. Создание 2-звенной системы (уезд – губерния) административного деления.

1719 г. - вторая областная реформа: замена 2-звенной системы на 3-звенную (уезд – провинция – губерния).

Реформы центрального управления

1711 г. – создание вместо Боярской Думы Сената и органов контроля – прокуратуры и института фискалов.

1717-1721 гг. – вместо  приказов были созданы   коллегии.

 – завершение церковной реформы, создание Синода – части государственного аппарата, что означало окончательное подчинение церкви государству.

1722 г. – издание «Табели о рангах».

 

Реформы в области культуры и образования:

· насильственное насаждение западного образа жизни и культурных ценностей;

· усиление светских начал в образовании и культуре, переход на новое летоисчисление, введение гражданского шрифта, организация первого музея Кунсткамеры, первой печатной газеты, первого общедоступного театра и т.д.;

· организация ассамблей;

· новшества в архитектуре (строительство Петербурга по заранее намеченному плану, первые дворцово-парковые ансамбли в Петергофе и Ораниенбауме – подражание французскому Версалю) и живописи (появляется портретный жанр – портреты Петра I А. Матвеева и И. Никитина).

 

Насильственное насаждение западных культурных ценностей имело как плюсы, так и минусы; искусственно создавался культурный барьер между дворянством и социальными низами.

 

Внешняя политика

Главная цель – борьба за выход к морям. Первоначальной целью Петра I была борьба вовсе не за выход к Балтийскому морю, а за выход к Чёрному морю. Попытка реализации этой цели – два Азовских похода 1695,1696гг. и «Великое посольство» 1697-1698 гг.

Лишь из-за неудачи «Великого посольства» происходит переориентация всей внешней политики с Южного направления на Северное направление (борьба со Швецией за выход к Балтике).

1700-1721 гг. - Северная война. Самым тяжелым периодом для России был первый этап войны – от разгрома под Нарвой до выхода Польши и Саксонии из Северного Союза (1700-1706 гг.)

На втором этапе (1706-1710 гг.) шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой (1709 г.)

Завершающий этап войны (1711-1721 гг.) был периодом блестящих побед российского флота (мыс Гангут, остров Гренгам, высадка русских моряков в Швеции). По Ништадтскому миру, заключенному в 1721 г., Россия получила выход к Балтийскому морю и превратилась в мощную военную державу европейского масштаба.

Общий итог петровских реформ: Россия превратилась в централизованную абсолютную монархию с неограниченной властью царя, который в 1721 г. принял титул императора.

 Был совершен индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Реформы были проведены путем усиления налогового и крепостнического гнета, что привело к многочисленным народным восстаниям (самые крупные: 1705г. – восстание стрельцов и посадских людей в Астрахани; 1707-1708 гг. – восстание казаков под руководством Кондратия Булавина на Дону; 1705 – 1711 гг. – восстание в Башкирии).

В целом петровские реформы предопределили дальнейший путь развития страны в направлении еще большего усиления деспотических черт в управлении. Северная война изменила геополитического положения России.

 

Россия во второй  четверти – середине XVIII века. Дворцовые перевороты.

 

История России этого периода получила название эпохи дворцовых переворотов. Дворцовый переворот - это вооруженный захват власти придворными дворянскими группировками путем смены монарха на более выгодного, через которого легче проводить свои интересы.

Обязательный атрибут решения вопросов престолонаследия - участие гвардии.

При дворцовых переворотах нет резкого изменения политического курса. Это просто персональная смена правящей группировки у власти.

Причины дворцовых переворотов.

Первая причина - указ Петра I о престолонаследии 1722 г., по которому отменялся принцип автоматического наследования престола по старшинству; монарх мог назначить наследника по своему желанию (причина издания этого указа - дело царевича Алексея в 1718 г.)

Вторая причина - Петр I не оставил завещания и не воспользовался своим указом, к тому же прямых наследников у него не было.

Хронология «больших» и «малых» дворцовых переворотов:

1725 г. – жена Петра I Екатерина при помощи гвардии и «новой знати» становится императрицей; фактически страной правит «Верховный тайный совет» во главе с князем А.Д. Меншиковым.

1727 г. – «малый» дворцовый переворот, свержение А.Д. Меншикова, номинально у власти Петр II (1727-1730 гг.) под опекой «старой знати» (Голицыны, Долгорукие).

1730-1740 гг. – Анна Иоановна.   «Бироновщина» - начало эпохи фаворитизма в России, когда решения принимаются не официальными государственными органами, а личным другом монарха, засилье иностранцев в аппарате управления, террор тайной политической полиции.

1740 г. - «малый» дворцовый переворот - свержение Бирона- регента при малолетнем Иоанне VI Антоновиче.

25 ноября 1741 г. – свержение Иоанна VI Антоновича и всего Брауншвейгского семейства, воцарение Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.)

Июнь 1762 г. – свержение Петра III (1761-1762 гг.) его женой Екатериной Алексеевной, которая стала императрицей под именем Екатерины II (1762-1796 гг.).

ТЕМА V

Отмена крепостного права.

Особое внимание следует уделить подготовке реформы; показать, как изменялась позиция Александра II в вопросе об освобождении крестьян.

По данным секретного отчета III отделения большинство дворян по-прежнему выступало против освобождения крестьян, бесплатный труд был для них выгоден. Правительство пошло, по сути, на прямое насилие над своей социальной опорой ради общегосударственных долгосрочных интересов. Этим объясняется и разработка реформы на первом этапе (1856-1857гг.) в обстановке строжайшей секретности.

1857-1858гг. – второй этап подготовки, разработка условий освобождения на местах (преобладал принцип личного освобождения без земли).

19 февраля 1861г. – Манифест об отмене крепостного права и ряд положений, разъясняющих условия освобождения:

· крестьяне получили гражданские права и личную свободу;

· получили надел земли;

· принцип постепенности освобождения: за первые два года – составление уставных грамот путем соглашения с помещиком; если оно не достигнуто, то освобождение осуществляется по закону;

Первый этап – крестьяне объявлялись временно-обязанными. Они продолжали нести оброк и другие повинности, пока не накопят 20-25% выкупной суммы.

 Второй этап – выкупная операция. 20-25% суммы крестьянин платил сразу, остальные – получал в виде ссуды у государства, затем выплачивал ссуду в течение 49 лет с процентами.

В целом реформа была прогрессивной, но проводилась в интересах помещиков, сохранила много феодальных пережитков (помещичьи земли, отрезки, отработки и т.д.) Она носила половинчатый характер и привела к усилению малоземелья крестьян, что обострило социальные противоречия в деревне.

Финансовая реформа.

1860 г. – учрежден Государственный банк, который заменил заемный и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения.

С 1 января 1863 г.  откупа заменялись акцизной системой.

1861 г. – увеличена подушная подать.

1862 г. – попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформа начального и среднего образования – 1861г.

1862 г.- утвержден устав женских гимназий.

1863 г. – утвержден университетский устав. Предоставлял университетам широкую автономию. Действие устава распространялось на 6 университетов.

1864 г. – утвержден новый устав гимназий. Он вводил принцип федерального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные.

Реформа цензуры. 1865 г. – утверждены «Временные правила» о цензуре (отменялась предварительная цензура).

 Подводя общий итог, следует отметить, что в 60-70е гг. XIX в. в результате реформ Россия окончательно вступила на путь буржуазного развития, но оставались многочисленные феодальные пережитки, которые тормозили это развитие (огромный фонд помещичьих земель при малоземелье крестьян; абсолютная монархия в политической сфере).

 

ТЕМА VI 

 Общественная мысль и особенности общественного движения

России XIX в.

 

Движение декабристов

При изучении этого вопроса, необходимо исходить из того, что в современной историографии нет однозначной оценки этого движения.

Первые декабристские организации.

Союз Спасения (1816-1817 гг.), первоначально в него входило 10-12 человек (братья Муравьевы – Апостолы, Трубецкой, Якушкин), создан был по типу масонского ордена, имел строго конспиративный характер Основными целями его были уничтожение самодержавной формы правления и введение Конституции, ликвидация крепостного права.

В целом они занимались чисто просветительской деятельностью (публикация переводов произведений французских мыслителей с целью воздействия на общественное мнение и т.д.), союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.

Союз Благоденствия (1818 – 1821гг.)

В него входило более двухсот человек, цели – те же, методы изменились: помимо воздействия на общественное мнение применялась политика «гувернаментализма» – проникновение в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат («ланкастерские школы»).

В 1821 г. Союз Благоденствия раскололся на две части: Южное и Северное общества.

 1822-1823 гг. – разработка плана военного переворота.

19 ноября 1825 г. - неожиданная смерть Александра I

14 декабря 1825 г. - восстание на Сенатской площади.

 Значение восстания декабристов:

· это было первое открытое выступление дворянства против существующего общественно-экономического строя;

· первое революционное выступление в истории России.

Николай I воспринял восстание декабристов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что наложило отпечаток на выбор внутриполитического курса.

ТЕМА VII

Экономическая политика.

1884-1887гг. – отмена подушной подати – явного пережитка феодализма; начало активного вмешательства государства в экономику (система государственных заказов, поощрение железнодорожного строительства, финансовая стабилизация).

Произошло резкое ужесточение политического режима, была достигнута внутри- и внешнеполитическая стабилизация. При этом шло успешное экономическое развитие. Однако большинство проблем, стоявших перед страной (крестьянский и рабочий вопросы, феодальный по своей сути политический режим) не были решены, были загнаны вглубь. В дальнейшем они стали еще больше обостряться и, в конечном итоге, привели к революционному кризису.

 

  Внешняя политика России во второй половине XIX в.

При рассмотрении данной темы необходимо иметь ввиду, что во внешней политике России этого периода можно выделить три основных направления:

1. Первое направление – самое главное - борьба за ликвидацию последствий Крымской войны, выход из политической и дипломатической изоляции, поиск союзников. Россия добилась отмены невыгодных для себя условий Парижского договора, не прибегая к военным действиям, дипломатическими средствами. Циркуляр Горчакова. Лондонские конгрессы.

2. Второе направление – борьба за усиление влияния России на Балканах.

Центральное событие – русско-турецкая война 1877-1878 гг. В результате  победы по условиям Сан-Стефанского мирного договора Россия получила Южную Бессарабию, Карс, Ардаган, Батум, Баязет. Болгария получила автономию, Сербия, Черногория, Румыния стали независимыми. Необходимо обратить внимание на ситуацию в которой оказалась Россия на Берлинском конгрессе.

Несмотря на заключение в 1881 г. второго Союза трех императоров, начинается резкое охлаждение отношений России с Германией, и особенно с Австро-Венгрией из-за противоречий на Балканах.

1882 г. ─ был заключен Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия), фактически направленный против Франции и России. Это было начало формирования военно-политических блоков, борющихся за сферы мирового влияния.

1891-1893 гг. – Российско-Французское сближение, как противовес Тройственному союзу. Заключение военно-политического союза России и Франции.

3. Третье направление – борьба с Англией за влияние в Средней Азии.

Наметилось сближение, завершившееся в 1907 г. присоединением Англии к русско-французскому союзу. Был создан военный блок под названием «Антанта».

 

  Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX – начале XX века.

  Основные тенденции экономического развития в сельском хозяйстве и промышленности, изменения в социальной структуре населения. Основные факторы, повлиявшие на эти процессы.

 Основной фактор, повлиявший на характер социально-экономического развития, – буржуазные реформы 1860-1870-х гг. Так как большинство населения по-прежнему проживало на селе, то логичнее начать рассмотрение вопроса с положения дел в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство. Окончательно наметился буржуазный путь развития, хотя он тормозился многочисленными феодальными пережитками. Обычно выделяют два возможных пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

- прусский – на основе помещичьего хозяйства и отработочной системы (преобладал в центральных губерниях);

- американский – на основе личного крестьянского хозяйства (фермерский путь), преобладал на окраинах (Северный Кавказ, Сибирь, Прибалтика, Западная Украина и Белоруссия), где не было общинного землевладения.

 В целом темпы развития сельского хозяйства были очень низкими. Главной причиной этого было сохранение общинного землевладения с переделами земли, что не заинтересовывало крестьян вкладывать дополнительные средства в землю; к тому же самих средств в виде свободных капиталов у большинства крестьян не было, так как почти весь доход уходил на выплаты по выкупным платежам.

Промышленность. В 80-е гг. завершился промышленный переворот, выразившийся в переходе к фабрично-заводскому производству. Однако и в этой сфере имелись значительные пережитки феодальных времен; в частности, это выразилось в положении рабочих, которых предприниматели считали своего рода крепостными. Полностью отсутствовали пенсии, пособия по болезни и увечьям и другие виды социального обеспечения. Безжалостная, ничем не ограниченная эксплуатация рабочих, отсутствие социальной политики со стороны государства привели к тому, что рабочий вопрос, наряду с аграрным, стал одной из наиболее острых проблем России того времени.

На путь капиталистического развития Россия вступила значительно позже ведущих западных стран. Начавшийся в 90-е гг. подъем производства во многом определялся интенсивным железнодорожным строительством, создавшим устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы. В 90-е гг. производство в стране выросло в среднем в 1,5 раза. Определяющей чертой крупной российской промышленности явилась высокая концентрация производства и капитала.

Процесс модернизации России тесно связан с именем С.Ю.Витте:

· в экономической сфере модернизация выразилась в переходе к индустриализации (резкое увеличение темпов роста промышленного производства, его преобладание над сельскохозяйственным производством), в концентрации и монополизации производства и капиталов;

· в политической сфере процесс модернизации выразился в переходе от традиционных, полуфеодальных, к буржуазным формам правления, сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием политических партий, выражавших их интересы;

· в социальной сфере этот процесс выразился в переходе от сословного к классовому обществу, урбанизации, т.е. резком увеличении численности городского населения).

Россия вступила в период империализма. Основные признаки этого этапа развития капитализма: монополизация промышленности, слияние промышленного и финансового капитала, раздел сфер влияния между монополиями, борьба за территориальный передел мира.

 

  Политические партии и движения в России в начале XX в.: программы, состав, методы борьбы за власть.

 

I. Монархические и националистические партии. Наиболее крупные и известные – «Союз русского народа» (с 1905 г., лидер – А.И. Дубровин, братья Марковы) и «Союз Михаила – Архангела» (с 1907 г., лидер – В.М. Пуришкевич). Социальный состав: очень пестрый, в основном преобладали представители мелкой буржуазии (лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т.д.), но встречались и дворяне, крестьяне, рабочие.

Максимальная численность  до 100 тыс. человек в 1907 г., однако, фиксированного членства не было.

Программные цели – сохранение самодержавия, борьба с революционерами, обвинение во всех бедах инородцев и, прежде всего, евреев; крайне националистические, антисемитские лозунги: «Россия для русских».  Методы борьбы: насилие, террор, погромы.

Большое влияние эти партии имели в III и отчасти в IV Государственных Думах, к 1917 г. фактически распались на более мелкие политические образования, после 1917 г. прекратили существование.

II. Буржуазно – либеральные партии. Их можно разделить на 2 крыла:

 Умеренно – консервативные.

Их основу составляла партия октябристов («Союз 17 октября), которая образовалась в ноябре 1905 г. и названа была в честь Манифеста 17 октября. Лидер: А.И. Гучков. Максимальная численность 60 тыс. человек в 1907 г. Социальный состав: крупные предприниматели и интеллигенция. Программные цели: дальнейшее развитие политических свобод, дарованных Манифестом 17 октября, идеал – ограниченная конституционная монархия, особое внимание уделяли экономическому вопросу: Выступали за свободу предпринимательства, отказ от мелочной опеки со стороны государства; против восьмичасового рабочего дня; полностью поддержали столыпинскую аграрную реформу. Особым влиянием пользовалась октябристы в III Государственной Думе. После 1917 г. прекратили существование. Другие партии этого же направления: Торгово-промышленная (братья Рябушинские), Прогрессивная экономическая партия. Признавали только парламентские методы борьбы.

Либеральные.

Самая крупная партия – кадеты (Конституционно – демократическая партия или Партия народной свободы). Лидер - профессор П.Н. Милюков. Она образовалась в октябре 1905 г. на основе «Союза освобождения». Максимальная численность:  100 тыс. в 1907 г. Социальный состав: интеллигенция и часть либералов-предпринимателей. В своей программе кадеты основное внимание уделяли политическому блоку вопросов: расширение демократических свобод, в идеале всеобщее избирательное право, будущую форму правления должно избрать Учредительное собрание; лозунг «ответственного министерства» перед Думой; восьмичасовой рабочий день. Особым влиянием партия пользовалась в I и II Государственных Думах, затем их влияние упало, численность партии снизилась. Снова они активизировались в IV Государственной Думе, где выступили инициаторами создания Прогрессивного блока. «Партией власти» кадеты стали в марте-апреле 1917 г. В начале 1920-х гг. прекратили свое существование. Методы: парламентская борьба, допускали гражданское неповиновение. Другие партии: Прогрессивная партия, Партия демократических реформ.

Умеренное.

- народные социалисты (энесы) – правое крыло эсеров, выделилось в 1905 г. Лидер – А.В. Пешехонов, от эсеров отличались неприятием террора, упор делали на легальные методы борьбы. Наибольшим влиянием пользовались в I и II Государственных Думах, где их программу взяли на вооружение крестьянские депутаты («трудовики»), затем эта партия потеряла свое влияние.

- меньшевики (правое крыло РСДРП) выделились в 1905 г. на III съезде РСДРП; Лидеры: Г.В. Плеханов, Ф.И. Дан, Ю.О. Мартов. Социальный состав: интеллигенция, рабочие. По численности почти всегда превосходили большевиков. Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспектив построения социализма в России, они считали, что в России нет для этого экономических предпосылок, необходим длительный путь капиталистического развития, поэтому во время революции 1905 – 1907 гг. выступали за союз с буржуазными партиями, против самостоятельной роли социал-демократов. В революционной борьбе выступали за сочетание легальных и нелегальных методов борьбы. Партия прекратила свое существование в середине 1920-х гг.

Радикальное.

- партия социалистов-революционеров (эсеры), которая образовалась в 1902 г. на основе народнических кружков. Лидеры: В.М. Чернов и М.А. Спиридонова. Социальный состав: интеллигенция, крестьяне, рабочие. Максимальная численность: » 60 тыс. в 1905 г. и до 500 тыс. в 1917 г. Программные цели: эсеры считали себя выразителями интересов крестьян, поэтому основной упор делался на аграрную программу («социализация земли»). Методы: насильственные и, прежде всего, индивидуальный террор, как у народников. Особенность – наличие Боевой организации.

- большевики (левое крыло РСДРП) название получили из-за того, что сторонники программы Ленина получили большинство голосов на выборах в руководящие органы партии на II съезде. Лидер В.И. Ленин. Социальный состав: интеллигенция, рабочие. Программные цели: считали, что, хотя в России и нет экономических предпосылок для перехода к социализму, их можно искусственно создать, для этого социал-демократы должны выступить как самостоятельная сила, захватить власть и, установив диктатуру пролетариата, провести «сверху» необходимые преобразования, отсюда и бойкот выборов в I Думу, отказ от поддержки буржуазных партий. Большевики считали себя выразителями интересов рабочих и основное внимание уделяли социальным вопросам (восьмичасовой рабочий день, рабочий контроль и т.д.). Методы: сочетание легальных и нелегальных с преобладанием последних. С октября 1917 г. – «партия власти».

В России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий и движений, от крайне правых до крайне левых. Всего к 1917 г. в России было около 50 различных партий. Особенностью является то, что почти все они действовали в полулегальной, а то и нелегальной обстановке, их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, слабость политического центра, тенденцию к всё большей поляризации и радикализации общественно – политических сил. 

 

Причины поражения России:

· переоценка собственных сил и недооценка сил Японии;

· удаленность театра боевых действий;

· техническое превосходство японского флота;

· крайне неудачная тактика российского командования.

Последствия поражения:

· рост революционных настроений в стране;

· подрыв морального авторитета правящего режима и лично Николая II.

Это поражение заставило Николая II принять программу технической модернизации армии и флота.

Из других направлений внешней политики России этого периода следует отметить завершение формирования военно-политических блоков в Европе в 1905-1907 гг. Договор России с Англией 1907 г. о разделе сфер влияния в Иране и фактическое присоединение Англии к русско-французскому союзу завершил этот процесс.

 

ТЕМА VIII

Образование СССР.

При рассмотрении этого вопроса необходимо рассмотреть ситуацию в стране и мире в условиях завершения Мировой и гражданской войны; предпосылки и условия; основные положения национальной политики большевиков.

Основные планы объединения:

Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предложил план автономизации. Его суть состояла в следующем: советские государства (республики) Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация (Армения, Грузия, Азербайджан) должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. План Сталина был раскритикован Лениным как антидемократический, как возврат к имперскому прошлому.

В.И. Ленин предложил план создания федерации. Советские республики создавали федерацию на принципах равноправия и сохранения суверенных прав, вплоть до права выхода. Этот проект и был реализован.

27 декабря 1922 г. – подписание Союзного договора (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР) об образовании СССР. В ведение Союза переходили вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, охраны границ, внешней торговли, транспорта, бюджета, связи и денежного обращения. При этом декларировалось право свободного выхода из СССР.

30 декабря 1922 г. – I Всесоюзный съезд Советов ратифицировал Союзный договор.

Январь 1924 г. – принята Конституция СССР.

 

ТЕМА IX

ТЕМА X

Советский тыл в годы войны.

Советский тыл в годы войны сыграл огромную роль в материальном обеспечении победы над Германией.

1. Организация внутреннего тыла.

Главные задачи – эвакуация предприятий и населения из прифронтовой полосы и перевод экономики на военные рельсы.

24 июня 1941 г. – создан Совет по эвакуации. К концу 1941 г. эвакуировано за Урал около. 1500 предприятий и около. 10 млн. человек. К концу 1942 г. СССР догнал Германию по производству вооружений, а в 1943 г. – превзошел ее.

2. Организация борьбы в тылу врага на оккупированных территориях.

1941-1942 гг. – организация партизанского и подпольного движения.

Май 1942 г. – с целью координации действий создан Центральный штаб партизанского движения.

Партизанские отряды и подпольщики сковывали до 10% немецких войск; самые крупные диверсионные операции – «Концерт» и «Рельсовая война» в 1943 г.

Внешняя политика СССР в годы войны характеризуется двумя основными задачами: поиск союзников и создание антигитлеровской коалиции; не допустить войну на два фронта – с Японией на Дальнем Востоке.

Январь 1942 г. – Вашингтонская декларация Объединенных наций (26 государств) о создании антигитлеровской коалиции.

Май-июнь 1942 г. – договоры СССР с Англией и США о военном союзе; начало переговоров об открытии второго фронта

ТЕМА XI

Развитие СССР в 1964-1985 гг.

ТЕМА XII

ОТВЕТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

№№ ответ №№ ответ
1 а) на Востоке 51 б) руководство местными хозяйственными делами
2 в) Геродот 52 в) суд присяжных
3 в) «Повесть временных лет» 53 а) запрещал принимать в гимназию детей низших социальных слоев населения
4 б) полян 54 а) бунтарское, пропагандистское и заговорщическое
5 б) 882 г 55 б) крестьянский социализм
6 в) великий князь 56 в) Г.В. Плеханов
7 в) при Ольге 57 в) завершение промышленного переворота
8 б) «Русская правда» 58 в) Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)
9 в) боярская республика 59 в) в установлении золотого эквивалента рубля
10 б) в 1223 г. 60 в) на большевиков и меньшевиков
11 в) баскаки 61 а) в предоставлении всему народу политических прав и свобод, в созыве Государственной законодательной Думы
12 в) Козельск 62 а) к монархическому
13 в) ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды 63 в) в разрушении общины, в свободном выходе из нее крестьян с закреплением их наделов в частную собственность в целях создания высокоэффективных семейных, фермерских хозяйств
14 в) в преобладании среди населения свободных общинников 64 в) между Германией и Англией
15 а) условный характер собственности на землю 65 в) к Антанте
16 а) вотчины 66 в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии
17 в) Дмитрия Ивановича 67 в) до созыва Учредительного собрания
18 а) внешнеполитический фактор 68 б) социалисты-революционеры
19 б) совет ближайших соратников Ивана Грозного 69 б) партия большевиков
20 б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией 70 в) 3 марта 1918 г.
21 в) присоединение Поволжья и начало присоединения Западной Сибири 71 в) обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сельскохозяйственной продукции
22 б) Федор Иванович 72 а) отмена действия Декрета о земле
23 а) об избрании новой династии Романовых 73 б) на Х съезде РКП(б) 1921 г.  
24 б) Минин и Пожарский 74 а) в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата  
25 в) титул царь самодержный «Божьей милостью» 75 а) общность исторических судеб и хозяйственного развития
26 а) абсолютизма 76 а) восстановление народного хозяйства после войны
27 в) рекрутской повинности 77 а) возможность быстрого решения общенациональных задач (подготовка к войне, форсированная индустриализация и т.д.)
28 а) окончательную победу светской власти над церковью 78 в) ликвидация технико-экономической отсталости
29 б) Петра I 79 б) отсрочка нападения Германии на СССР
30 а) «Табель о рангах» в 1722 г. 80 б) Германии на Польшу
31 в) согласно воле монарха 81 б) был сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости германской армии
32 в) создание Святейшего Синода 82 в) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны
33 б) гвардия 83 а) о сроках и месте открытия второго фронта
34 б) просвещенным абсолютизмом 84 а) речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г
35 б) интересы сословий, представленных членами комиссии, противоречили друг другу 85 б) создания блока НАТО
36 а) с Османской Империей 86 а) Крым из состава РСФСР передан УССР
37 а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г. 87 б) впервые употребил термин «культ личности»  
38 в) слабое развитие купечества 88 б) тоталитарный режим
39 а) борьба с французской революционной «заразой» на континенте 89 б) 1962 г.
40 в) монархией с господством феодально-крепостнических отношений при наличии мелкотоварного производства 90 а) введение элементов хозрасчета
41 в) узкий кружок близких друзей императора 91 в) 1975 г.
42 б) разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп 92 б) преимущественно экстенсивный характер развития
43 в) министерствами 93 б) марте 1985 г.
44 в) восстановлению в Европе прежних династий 94 а) ускорение социально-экономического развития
45 в) западники и славянофилы 95 б) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми интересами
46 а) конституционно-монархический 96 в) необходимость выделения средств на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС
47 в) П.И. Пестель 97 б) 1990 г
48 а) Турция и Россия 98 а) в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России
49 в) кризиса феодально-крепостнической системы 99 в) курса на дальнейшие реформы
50 а) 19 февраля 1861 г. 100 а) С.В. Шушкевич, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

а) основная литература:

1. История России для технических вузов: учебник для бакалавров под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева / Чернобаев А.А., Бондаренко А.Ф., Горелов И.Е., Зуев М.Н., Комиссаренко А.И.– 4-е изд., перераб. и доп. М.:Юрайт, 2014. – 640 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов под ред. А.В..Сидорова. МГУ им. М.В. Ломоносова,/ Клименко Н.Л., Кошкидько В.Г. Пронкин С.В., Сидоров А.В., Соловьев К.А.. М.: Проспект, 2011.- 452 с.

3. История (IX−XХI вв.): Конспект курса (в таблицах и схемах) / Под ред. В.В. Калинова. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015.– 320 с.

4. Павленко Н.И., Андреев И.Л, В.А. Федоров. История России с древнейших времен до 1861 года, 5-е изд. М.: Юрайт, 2011.-712 с.

б) дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, факты.

     2-е изд., доп. СПб.: Питер , 2009.- 592 с.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. - М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 385 с.

3. Горский А.А. История России с древнейших времен до 1914 года: учеб. Пособие для вузов. М. АСТ: Астрель, 2008.-288 с.

4. Данилов А.А. Краткий исторический словарь М.: Проспект, 2009. -251с.

5. Захаревич А.В. История Отечества: учебник, 4-е изд., перераб.и доп.. М.: Дашков и К, 2009.-756 с.

6. История и культура Отечества: учеб. пос. / В.В. Гуляева, Л.Р. Горланов, А.Ф. Батраков [и др.; под ред. В.В. Гуляевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект: Трикста, 2007. – 284 с.

7. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007. – 547 с.

8. История России XVIII-XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. – 784 с.

9. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.В. Милов, Б.Н. Флоря, Н. В. Козлова, Л.Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. – 767 с.

10. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов под ред. Н.Д. Козлова/ Веременко В.А., Козлов Н.Д., Никуленкова Е.В.. Травкин С.Н,. Тропов И.А., М.: Проспект, 2009, - 649 с.

11. История России с древнейших времен до начала ХХI века: учеб. Пособие под ред. А.Н. Сахарова/ Сахаров А.Н., Морозова Л.Е., Рахматуллин М.А. Боханов А.Н., Шестаков В.А., М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.-1264 с.

12. История России ХХ - начала ХХI века / Л.В. Милов. - М.: Эксмо, 2007. – 958 с.

13. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник для вузов / И. Н. Кузнецов. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 815 с.

14. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи, 2-е изд, пересмотр.М.: Норма, 2009.- 736 с.

15. Сахаров А.Н. Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник под ред .А.Н. Сахарова. М.: Проспект , 2009.-766 с.

16. Федоров В. , Моряков В.И., Щетинов Ю.А, История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов М.: Кнорус, 2010.- 536 с.

17. Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины ХIХ в. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МГУ : Омега-Л, 2007.-336 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

2. Воронин А.В. История Российской Государственности - URL: http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

3. Вторая мировая война 1939 – 1945 - URL: http://1939-1945.net/main.shtml

4. ИС КОНТИНЕНТ - URL: http://continent-online.com/

5. История России – URL: http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm

6. Карамзин Н.М. История государства Российского - URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm

7. Каталог образовательных интернет-ресурсов - URL: http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

8. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - URL: http://www.historia.ru/

9. Победители – солдаты Великой войны - URL: http://www.pobediteli.ru/

10. Учебник истории для вузов под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала ΧΧ века – URL: http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm

11. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам  URL: http://humanities.edu.ru / Электронно-библиотечная система издательства «Лань» // URL: http://e.lanbook.com/

12. Электронная библиотека РГБ // URL: http://elibrary.rsl.ru/

13. Электронно-библиотечная система IPRbooks// URL: http://www.iprbookshop.ru/

14. Электронная библиотека IQlib// URL: http://www.iqlib.ru/support/about.visp

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ТЕМА I

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса.

Особенности российского исторического процесса……………………………………….3

ТЕМА II

Этнокультурные и социально- политические процессы становления

 русского государства (IХ-ХIII вв.) в контексте мировой истории………………………5

ТЕМА III

Специфика формирования и развития единого российского государства………..............8

ТЕМА IV

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма………………….12

ТЕМА V

 На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской

 истории…….………………………………………………………………………………...22

ТЕМА VI

Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в…………27

ТЕМА VII

Россия в начале XX в.: эпоха войн и революций………………………………………….30

ТЕМА VIII

Становление Советского государства (1917-1920 гг.)……………………………….........40

ТЕМА IX

Мир между двумя мировыми войнами: парадигмы социально-экономического

и политического развития в 20-30-е гг. ХХ в……………………………………………...45

ТЕМА X

Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

 (1941 – 1945 гг.)……………………………………………………………………………..50

ТЕМА XI

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития……………………………………………………………………………………....55

ТЕМА XII

Становление новой российской государственности (1991-2000-е гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации………………………………….63

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………..…………………………….68

ОТВЕТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ………………………………………………………...76

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ…………………………79

 

 

 

Составитель: д.и.н., процессор Е.В. Бодрова, д.и.н., доцент  В.В. Калинов

 

«Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «История» («История России», «Отечественная история»)» утверждены на заседании кафедры истории.

 Протокол № ________ от ______2015 года.

 

Зав. кафедрой истории

д.и.н., доцент                                                                         В.В. Калинов 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«История»

(«ИСТОРИЯ РОССИИ», «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»)

 

Направление подготовки, специализация

Все направления

Профиль подготовки

Все профили

Форма обучения

 

Все формы

Москва, 2015

 Учебно-методическое пособие «Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «История» («История России», «Отечественная история»)»  предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих данную дисциплину, и содержит краткое изложение важнейших проблем учебного курса для закрепления изученного материала при подготовке к экзамену. Соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования и рабочим программам дисциплины.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основной целью преподавания курса «История» («История России», «Отечественная история»)» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. В процессе изучения истории студенты должны получить представления о политическом, экономическом и социальном развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания.

 

 


 ТЕМА I


Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.