Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.
Общественная опасность деяния состоит в том, что оно унижает достоинство представителя власти, тем самым подрывает авторитет органов власти, что может привести к нарушению их нормальной деятельности.
Непосредственный объект преступления – общественные отношения, регулирующие нормальную законную деятельность органов власти и их авторитет.
Дополнительным объектом могут быть – честь и достоинство представителей власти.
Потерпевший – представитель власти (см.: примечание к ст. 318 УК РФ).
Необходимо отметить, что закон не предусматривает специального состава преступления – оскорбления представителей власти, осуществляющих правосудие или производящих предварительное расследование. Поэтому оскорбление таких лиц в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования также не охватывается признаками рассматриваемого состава преступления.
Оскорбление должностного лица, не являющегося субъектом рассматриваемого преступления и представителем власти, квалифицируется по ст. 130 УК РФ.
Объективная сторона деяния выражается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Само преступление выражается в унизительном и обидном обхождении с представителями власти, которое роняет их авторитет в глазах окружающих, а также унижает их честь и достоинство. Для состава преступления важна форма, в которой высказана отрицательная оценка личности или конкретного поступка потерпевшего. В законе говорится об унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприличной форме.
Поэтому не будет признаков оскорбления в действиях лица, сделавшего представителю власти в корректной форме замечание, хотя оно и было неприятно последнему, независимо от того, было ли оно обоснованным.
Оскорбление может быть нанесено словесно (путем произнесения в адрес потерпевшего неприличных выражений), в письменной форме либо в СМИ. Оно может заключаться также в действиях, например, в нанесении пощечин, сшибание головного убора, различного рода неприличных телодвижениях и т.д.
Необходимым признаком рассматриваемого преступления является публичное нанесение оскорбления представителю власти может быть подорван только при условии публичного нанесения им оскорбления. Если же оскорбление представителю власти нанесено оскорбление один на один либо при условиях, которые исключают возможность третьим лицам сознавать, что потерпевшему нанесено оскорбление, то действия виновного должно квалифицироваться по ст. 130 УК (при наличии доказательной базы).
Особенностью состава преступления является то, что оскорбление представителя власти квалифицируется по данной статье не только в том случае, когда оно нанесено при исполнении им своих должностных обязанностей, но и не при их конкретном исполнении.
Состав преступления по своей конструкции – формальный. Преступление окончено с момента публичного нанесения оскорбления представителю власти.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Если виновный не сознавал, что оскорбляет представителя власти, то ответственность по ст. 130 УК РФ. По этой же статье должно квалифицироваться оскорбление представителя власти, совершенное из побуждений личного характера (ревность, корысть и т.д.), не связанных с исполнением им своих должностных обязанностей. Цель – унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания, но она не оказывает влияния на квалификацию.
Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Оскорбление, совершенное путем активных действий (пощечина), по внешним признакам сходно с преступлением, предусмотренным ст. 318 УК РФ. Они различаются как по объективной стороне, так и по субъективным признакам. Если наряду с нормальной деятельностью органов власти является честь и достоинство последнего, то, совершая преступление, предусмотренное ст. 318 УК РФ, виновный посягает на здоровье или телесную неприкосновенность потерпевших и на их нормальную служебную деятельность. Нанося оскорбление, виновный преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие, виновный имеет цель нанести вред здоровью потерпевшего либо причинить ему физическую боль.
В судебной практике встречаются случаи, когда в действиях виновного одновременно содержатся признаки различных посягательств на представителей власти (оскорбление и посягательство на жизнь и т.п.). В таких случаях совершенное должно квалифицироваться по статье, предусматривающей ответственность за более тяжкое из числа совершенных виновным. Совокупность преступлений образует только в случае, когда они были совершены в разное время и не охватывались единым намерением, т.е. образуют реальную совокупность.
Рассматриваемое преступление имеет сходство с хулиганством. Сложности, возникающие при отграничении этого преступления от хулиганства, заключаются в том, что с объективной стороны хулиганство может выразиться в оскорблении представителя власти. Различие здесь идет по объекту и субъективной стороне. Если оскорбление представителя власти совершается из хулиганских побуждений, в целях проявления явного неуважения к обществу, то оно должно квалифицироваться по ст. 213 УК РФ. При отсутствии указанных признаков хулиганства оскорбление квалифицируется по ст. 319 УК РФ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.