В законе предусмотрена уголовная ответственность за разглашение указанных сведений в свете ФЗ « О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22.03.95 г. Этим законом предусмотрены меры защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц в целях обеспечения государственной защиты от посягательств преступников и создание надлежащих условий для отправления правосудия и борьбы с преступностью. Положения закона нашли конкретизацию в статьях 311 и 320 УК РФ.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, по части второй – к средней тяжести.
Общественная опасность рассматриваемого состава преступления заключается в том, что само разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении названных лиц, заключается в том, что преступники получают возможность воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов предварительного расследования, контролирующих органов или отомстить им за такую деятельность.
Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие:
1. Нормальную деятельность органов правосудия, правоохранительных и контролирующих органов;
2. Охрану личности указанных потерпевших и их близких.
По объему посягательств рассматриваемое преступление отличается от преступления, предусмотренного ст. 311 УК, объектом которого являются нормальная деятельность органов правосудия по уголовным делам и личность судей, присяжных заседателей и других участников уголовного процесса, указанных в диспозиции ст. 311 УК РФ.
Объективная сторона преступления выражается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.
Разглашение этих сведений, которые должны сохраняться в тайне, признается сообщение любым способом соответствующих сведений хотя бы одному лицу, которое заинтересовано в их получении или тому, кто может передать их заинтересованному лицу.
Состав преступления по своей конструкции – формальный. Преступление окончено с момента разглашения этих сведений, не подлежащих огласке.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и обязательно наличие специальной цели – воспрепятствование служебной деятельности лица, в отношении которого приняты меры безопасности.
Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и которому эти сведения были доверены. Если разглашение этих сведений было совершено должностным лицом с использованием своего служебного положения, то при наличии всех других признаков должностного преступления его действия должны дополнительно квалифицироваться по соответствующей статье о должностном преступлении.
Квалифицированный состав – то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.
Тяжкие последствия могут относиться к защищаемому лицу и его близким и могут привести к дезорганизации органов, назначающих и осуществляющих меры безопасности (например, изъятие и уничтожение важных документов). Вред может быть выражен в больших материальных затратах, которые понесло государство для обеспечения новых мер безопасности.
Состав преступления по своей конструкции – материальный.
Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: прямой умысел по отношению к факту разглашения сведений о мерах безопасности и неосторожность по отношению к наступившим тяжким последствиям. Если будет прямой умысел к наступлению тяжких последствий – то налицо совокупность со ст. 318 ч. 2 УК РФ.
Ст. 321. Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угроза применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы – законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести, по части третьей – к особо тяжким преступлениям.
Общественная опасность преступления заключается в том, что оно может повлечь за собой дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности мест лишения свободы и мест содержания под стражей, а также причинить вред, как личности сотрудников этих учреждений, так и личности осужденных и вред имущественный.
Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие:
- законную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию осужденных от общества и их нормальную деятельность;
- безопасность сотрудников мест лишения свободы и мест содержания под стражей, а также осужденных к реальному отбыванию лишения свободы либо содержащихся под стражей.
Потерпевшие – сотрудники указанных учреждений; осужденные к лишению свободы или содержащиеся под стражей.
Объективная сторона преступления выражается в применении насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа ФСИН. Здесь не говорится, но подразумевается и лицо, содержащееся под стражей (по аналогии с сотрудником этих учреждений).
Одна из основных задач мест изоляции от общества – это исправление осужденных и ее закон рассматривает как одну из форм дезорганизации нормальной деятельности мест лишения свободы. По этой же статье квалифицируется угроза применения насилия к осужденному из мести за исполнение им общественной обязанности (например, за активное участие в самодеятельных организациях осужденных).
Если виновным не преследовалась указанная в законе цель и угроза насилием была вызвана личными мотивами (ссора, корысть, ревность и др.), то содеянное при наличии признаков, указанных в законе, квалифицируется по ст. 119 УК РФ. Ответственность за угрозу насилием в отношении сотрудника указанных учреждений квалифицируется по ст. 321 УК РФ независимо от мотивов, по которым нанесена угроза.
При угрозе сотруднику указанных учреждений ни цель, ни мотив угрозы не оказывают влияния на квалификацию, но учитываются в случаях, предусмотренных п.п. «е» и «ж» ч. 1 ст. 63 УК РФ, как обстоятельства, отягчающие наказание. В таких случаях угроза не обязательно должна быть связана с его служебной деятельностью. Если же угроза имеет место не на территории указанных мест и не связана с его служебной деятельностью, например, по мотивам ревности, то для квалификации по ч. 1 ст. 321 УК РФ нет оснований. Наказуема в подобных случаях только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Она квалифицируется по ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью).
Состав преступления по своей конструкции – формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а в отношении осужденного или лица, содержащегося под стражей, специальной целью – воспрепятствовать его исправлению либо специаль-ного мотива в качестве мести за исполнение им общественной обязанности.
Субъектом преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, а также осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, и подозреваемые, находящиеся в местах содержания под стражей (специальный субъект). Лица в возрасте 14-15 лет, применившие в отношении сотрудника указанных мест либо осужденного насилие, опасное для жизни или здоровья, несут ответственность в случаях причинения здоровью данных лиц тяжкого либо средней тяжести вреда соответственно по ст. 111 или 112 УК РФ.
Квалифицированные составы:
По части второй – деяния, предусмотренные частью первой, совершенные в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких.
По части третьей – деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни и здоровья.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.