УК РФ Статья 204. Коммерческий подкуп
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объект – нормальное, соответствующее российскому законодательству и учредительным документам функционирование управленческого аппарата коммерческих и иных организаций.

Нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

- незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, включая ситуации, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (ч. 1-4 ст. 204 УК);

- незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (ч. 5-8 ст. 204 УК).

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также услуги имущественного характера или другие имущественные права.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицам

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК).
Получение подкупа в виде незаконного предоставления   имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

 Состав – формальный.

Преступления окончены с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа. При этом не имеет значения, получило ли лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
 

Иной момент окончания преступления будет иметь место в том случае, когда предметом подкупа являются имущественные права. В этом случае оконченный состав преступления определяется моментом перехода права лицу, выполняющему управленческие функции.

В случае если лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 204 УК.

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение коммерческий подкуп.

Получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

 Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. 1 или 2 ст. 204 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа.

 Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и соответствующая часть ст. 204 УК).

Объективная сторона – передача предмета подкупа, оказание услуг, предоставление прав (ч. 1-4 ст. 204 УК), получение предмета подкупа принятие и пользование услугами, принятие имущественных прав (ч. 5-8 ст. 204 УК).

Объективную сторону рассматриваемых составов преступлений образуют и действия, состоящие в передаче имущества или услуги имущественного характера, имущественных прав иному физическому или юридическому лицу, но по указанию лица, выполняющему управленческие функции.

Действие или бездействие со стороны лица, выполняющего управленческие функции может быть осуществлено как в интересах самого лица, дающего предмет подкупа, так и в интересах иных лиц.

 Обязательным признаком состава преступления является то обстоятельство, что действия (бездействие), требуемые от лица, выполняющего управленческие функции, входят в служебные полномочия такого лица, либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, а также за действие (бездействие), которым оно могло способствовать, следует квалифицировать, как коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

 Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект (ч.1-4 ст. 204 УК–передача) – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
 Субъект специальный (ч.5-8 ст. 204 УК–получение) – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Часть 2 ст. 204 УК предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного в значительном размере (превышает 25 тыс. руб.).

Часть 3 ст. 204 УК предусматривает ответственность за передачу коммерческого подкупа совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, за заведомо незаконные действия (бездействие) или в крупном размере.

Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

 Крупным размером признается сумма денег, превышающая 150 тыс. руб.

Частью 4 ст. 204 УК установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1, п. "а" и "б" ч. 3 ст.204 УК, совершенные в особо крупном размере (сумма, превышающая 1 млн. руб)

Лицо, совершившее деяния, предусмотренное ч. 1-4 ст. 204 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

 Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.

 Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

 Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

 Освобождение от уголовной ответственности на основании п. 2 примеч. к ст. 204 УК является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

 Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

 При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

 При добровольном сообщении о коммерческом подкупе не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение.

При получении предмета подкупа совершение самих требуемых действий (бездействия) в интересах дающего рассматриваемым составом преступления не охватывается, поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

 Частью 5 ст. 204 УК установлена ответственность за получение предмета подкупа без квалифицирующих обстоятельств, а в ч. 6-8 при наличии таких обстоятельств.

Часть 6 предусматривает ответственность за получение предмета подкупа, совершенного в значительном размере (превышает 25 тыс. руб.).

Часть 7 включает в себя такие квалифицирующие признаки:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере.


 Группу лиц по предварительному сговору могут образовать только исполнители.

Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия  незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавало лицо, осуществляющее незаконное вознаграждение, что в его получении участвует несколько лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными ст. 290 или статьей 204 УК, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК) или соучастие в коммерческом подкупе (статья 204 УК со ссылкой на статью 33 УК).

В организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.

 При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст. 204 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. При этом действия указанных лиц подлежат квалификации по соответствующей части ст. 204 без ссылки на ст. 33 УК.

 Под вымогательством предмета коммерческого подкупа (п. "б" ч. 7 ст. 204 УК) следует понимать не только требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

 
 Для квалификации содеянного по п. "б" ч. 7 ст. 204 УК не имеет значения, была ли у у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего   предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

По п. "б" ч. 7 ст. 204 УК следует квалифицировать получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем предмета коммерческого подкупа. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как пособничество в коммерческом подкупе по ч. 5 ст. 33 и п. "б" ч. 7 ст. 204 УК.

 В ч. 7 ст. 204 УК законодатель не использует понятия заведомости. Однако очевидно, что для наличия квалифицированного состав преступления лицо должно осознавать фактор незаконности.

Квалификация действий посредника в коммерческом подкупе определяется тем, чьи интересы он представлял при совершении преступления. Поэтому если он представлял интересы лица, передающего предмет подкупа, его действия квалифицируются как соучастие в незаконной передаче подкупа, или в противном случае как соучастие в получении предмета подкупа, но в обоих случаях со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК.

От совокупности преступлений следует отличать продолжаемый подкуп либо получение в несколько приемов незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.

Совокупность преступлений отсутствует, когда незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получено или передано от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц, если в интересах каждого из них лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Крупным размером признается сумма денег, превышающая 150 тыс. руб.

Часть 8 установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 5, п. "а" - "в" ч. 7 ст. 204 УК, совершенные в особо крупном размере

Особо крупный размер – сумма, превышающая 1 млн. руб.






Служебный подлог.

Объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ, исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности  или освобождающий, изменяющий объем прав и (или) обязанностей либо удостоверяющий юридически значимые факты или события.

Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи, с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей.

К официальным документам, в частности, можно отнести и листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

 Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

 Объективная сторона может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

 Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

 Как внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, следует расценивать и заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а «работает» с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

 Состав – формальный.

Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

 Субъективная сторона – прямой умысел.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (см. ст. 285 УК). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

 

Субъект специальный – должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Часть 2  ст. 292 УК предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в  ч. 1   ст. 292 УК действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см.  ст. 285 УК).

 45. Халатность.
 Объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей.

 Обязанности должностных лиц могут предусматриваться общими положениями законов, иных НПА, а обязанности по должности предусмотрены инструкциями, функциональными обязанностями и т.п., которые устанавливают полномочия должностного лица применительно к данной конкретной должности. Ненадлежащее исполнение и тех и других обязанностей, при наличии условий, установленных законом, влечет уголовную ответственность.

Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом.

Ненадлежащее исполнение обязанностей — это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица (нарушение сроков, допущение ошибок, неточностей и т.п.). И неисполнение, и ненадлежащее исполнение обязанностей должно являться следствием недобросовестного или небрежного отношения должностного лица к службе.

Важным моментом для наличия состава преступления является фактор наличия реальной возможности (объективной и субъективной) для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Наличие реальной возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях, а также имело к этому субъективную возможность, т.е. имело необходимый уровень профессиональной подготовки, опыт, не находилось в состоянии болезни, препятствующем выполнению служебных функций, и т.д. Если реальная возможность для исполнения обязанностей отсутствует, то отсутствует и признак недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает рассматриваемый состав преступления.

 Совершение указанного деяния (действия либо бездействия) для наличия состава преступления должно повлечь наступление последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

 Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.

 К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести: нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т.п. (см. также ст. 285 УК).

Состав – материальный.

Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий.

 Субъективная сторона – неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

Виновность лица, а значит и состав халатности, исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе.

 Субъект специальный – должностное лицо.

Частью 1.1 ст. 293 УК установлена ответственность за халатность повлекшую причинение особо крупного ущерба. Таковым является ущерб на сумму, превышающую 7 млн. 500 тыс. руб.

Часть 2 ст. 293 УК предусматривает квалифицированный вид халатности, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Понятие тяжкого вреда здоровью содержится в ст. 111 УК.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 293 УК) имеет место в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.

При разграничении состава халатности с иными составами преступлений необходимо исходить и из того, что этот состав является общим по отношению к целому ряду специальных норм (нарушение различных правил (строительства, производства работ, несения службы и иных)).
 46. Террористический акт.

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Непосредственный объект – общественная безопасность.

Дополнительный объект – жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

 Взрыв, поджог и иные действия являются способами совершения преступления.

 Взрыв – это мгновенное разрушение чего-нибудь, сопровождающееся образованием сильно нагретых, с высоким давлением газов. Производить взрыв способны, взрывчатые вещества.

Под поджогом следует понимать такое деяние по использованию огня, которое приводит к неконтролируемому горению, причиняющему материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

 Под иными действиями, понимаются общественно опасные действия, которые сопоставимы по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.


 Устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.

Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).

Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций.

 Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями. Они могут выражаться в причинении вреда здоровью людей, возникновении среди населения паники, страха, ухудшении экологической обстановки в регионе, появлении большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительном нарушении работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.

Угроза совершения террористического акта как психическое воздействие влечет ответственность независимо от намерения виновного лица привести ее в исполнение или от возможности реализации, важно, что она должна вызывать у населения и у власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть открытой, анонимной, устной, письменной, по телефону, с помощью иных технических средств связи, средств массовой информации и т.д.
Местом совершения преступления является территория РФ. Ответственность за совершение акта международного терроризма вне пределов территории РФ предусмотрена ст. 361 УК.

Состав – формальный.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели хотя бы одного человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.  Фактическое наступление указанных последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями.

 

Субъективная сторона – только прямой умысел.

Лицо осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, либо сознает угрозу совершения указанных действий, и желает так действовать.
 Обязательным признаком террористического акта является специальная цель — воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями. Террористы для этого могут требовать, например, выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д. Если же указанные в законе действия (взрывы, поджоги и т.д.) совершены виновными лицами с другой целью, например, ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны, то содеянное квалифицируется по ст. 281 УК (диверсия), по другим мотивам, например, уничтожение имущества с целью мести, то содеянное квалифицируется по статье 167 УК РФ и т.д. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. 277 УК и т.д.

 Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет.

 Посягательство на жизнь и здоровье другого человека путем производства взрыва, поджога или иных действий подобного характера, совершенное по мотиву мести или личных неприязненных взаимоотношений и не преследующее цель воздействовать на принятие решения органами власти или международными организациями, не образует состав преступления, предусмотренный ст. 205 УК, и квалифицируется по соответствующим статьям Особенной части УК.

Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

К квалифицирующим признакам террористического акта (ч. 2 ст. 205 УК) относятся те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Понятие группы лиц по предварительному сговору определено в ч. 2 ст. 35 УК, группы лиц по предварительному сговору — в ч. 2 ст. 35 УК, организованной группы — в ч. 3 ст. 35 УК. При квалификации действий членов организованной группы ссылки на ст. 33 УК не требуется.

 Действия пособника и организатора, не принимавших непосредственного участия в совершении террористического акта, в том числе осуществленного организованной группой, квалифицируются по ч. 3 или 4 ст. 205.1 УК и дополнительной квалификации по соответствующей части ст. 205 УК не требуют.

Причинение смерти по неосторожности предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности (см. ст. 109 УК).

 Решая вопрос о том, является ли ущерб значительным, следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например в зависимости от рода его деятельности или материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества.

Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по п. "в" ч. 2 ст. 205 УК и дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требует.

 

К иным тяжким последствиям могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы; существенное ухудшение экологической обстановки (например, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).
 

К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с ч. 3 ст. 205 УК относятся деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

 Объекты атомной энергетики — это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими реакторами, критическими и под критическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения. Источники радиоактивного излучения — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью (например, цианистый калий, зарин, синильная кислота, змеиный яд и др.).

 Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (например, аммиак, хлор).

 Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфекции и т.д.
 

К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации.

 Государственной регистрации подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества.

В п. «б» ч. 3 ст. 205 УК фактически объединены в одну норму составы терроризма и убийства. Понятие убийства, т.е. умышленного причинения смерти человеку, определено в ч. 1 ст. 105 УК. Поскольку в санкции ст. 205 УК предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, а наказание в виде смертной казни в настоящее время за убийство не назначается, то умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме не влечет квалификацию по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 277, 295, 317 УК. Умышленное причинение смерти двум и более лицам дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требует.

В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по статье 205 УК.

Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 УК или статье 317 УК.

 

Примечание к ст. 205 УК предусматривает обязательные условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, — если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.

Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий, предусмотренных ст. 205 УК. Такие действия лицо может совершить как единолично, так и с помощью других лиц.

Примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (прекращение подготовки акта терроризма), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке акта). При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось (например, неправильные действия сапера при разминировании взрывного устройства), на данное лицо должно распространяться действие примеч. к ст. 205 УК. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма.

Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), но в то же время расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. 31 УК как норма Общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности.

Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности только за те акты терроризма, предотвращению которых оно способствовало.
 Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК и соответственно ст. 220, 221, 222, 222.1, 223, 223.1 или 226 УК. 

Действия участников террористического сообщества, террористической организации, незаконного вооруженного формирования, совершивших террористический акт, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 УК и соответственно статьей 205.4, 205.5, 208 УК. 










Захват заложника.

Непосредственный объект – общественная безопасность.

Дополнительный объект – жизнь и здоровье, свобода человека.

Объективная сторона – захват или удержание заложника.

Заложник — это физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Захват заложника предполагает противоправное насильственное ограничение свободы хотя бы одного человека, совершенное открыто или тайно, путем обмана, например перемещение заложника к месту удержания с помощью обмана, с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), либо без такового, или с угрозой применения любого насилия, в случае невыполнения предъявленных государству, организации или гражданину требований, как условий освобождения заложника. Характер требований не имеет значения, они могут быть законными или незаконными. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при захвате заложника или его удержании не требует самостоятельной квалификации.

Удержание заложника означает насильственное воспрепятствование его передвижению, возвращению свободы, доступ к захваченному представителей власти, содержание его в помещении, которое заложник не может покинуть самостоятельно.

Данное преступление отличается специфичностью цели — совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника, поэтому обязательным элементом объективной стороны является выдвижение похитителями определенных требований политического, националистического, религиозного, криминального и иного характера, например, освободить какого-либо осужденного из мест лишения свободы, обеспечить деньгами, оружием, транспортом, выезд из страны пребывания и т.д. или воздержаться от совершения какого-либо действия.

 Выдвижение требований, напр. угроза расстрела заложника в целях понуждения государства к выполнению какого-либо действия как условие освобождения заложника, охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 206 УК и дополнительной квалификации по ст. 205 УК не требует.

Состав – формальный.

Признается оконченным с момента захвата, когда потерпевший фактически лишается свободы, а в случае, если лицо удерживает уже захваченного другими лицами заложника, то с момента удержания, независимо от продолжительности времени. Неудавшаяся попытка захватить заложника квалифицируется как покушение на преступление.

 Субъективная сторона – прямой умысел.

Виновный осознает, что захватывает или удерживает человека в качестве заложника с целью принудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника, и желает так действовать.
 Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 ст. 206 УК предусматривает квалифицирующие обстоятельства захвата заложника: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух или более лиц; з) из корыстных побуждений или по найму.

 Квалифицирующий признак группы лиц по предварительному сговору при захвате заложников не имеет какой-либо особенности и определяется по правилам ч. 2 ст. 35 УК.

 Квалифицирующий признак насилия, опасного для жизни или здоровья, предполагает умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК), умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести (ст. 112 УК), истязание (ст. 117 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).

Квалифицирующий признак применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, имеет в виду любое оружие, как перечисленное в Законе об оружии, так и не упомянутое в данном Законе, а предметом может быть любой предмет, как подобранный на месте, так и заранее принесенный, приспособленный для этого.

Квалифицирующие признаки о захвате заведомо несовершеннолетнего заложника, женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, могут быть применены лишь в тех случаях, когда виновному достоверно известно соответственно о несовершеннолетнем возрасте заложника, о том, что это лицо не достигло 18 лет, или о нахождении заложницы-женщины в состоянии беременности независимо от ее срока.

 Квалифицирующие признаки захвата двух или более заложников и совершения преступления из корыстных побуждений или по найму применяются аналогично квалифицирующим признакам состава убийства (ст. 105 УК).

Часть 3 ст. 206 УК предусматривает особо квалифицированные виды захвата заложника, которыми являются деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 206 УК, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Эти признаки аналогичны соответствующим признакам террористического акта (ст. 205 УК).

 Часть 4 ст. 206 УК предусматривает особо квалифицированный вид захвата заложника — деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 206 УК, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку. Этот признак аналогичен признаку террористического акта, указанному в п. «б» ч. 3 ст. 205 УК.

Субъективная сторона захвата заложника в случаях наступления по неосторожности смерти потерпевшего или иных тяжких последствий характеризуется двумя формами вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) по отношению к таким последствиям.

 В примеч. к ст. 206 УК предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно или по требованию властей освободившего заложника, если в его действиях нет иного состава преступления. Если лицо во время захвата заложника совершило другие преступления, например незаконный оборот оружия, наркотиков, умышленное причинение вреда здоровью захваченного, умышленное уничтожение или повреждение имущества, то за такие преступления уголовная ответственность наступает на общих основаниях. Такая поощрительная норма введена законодателем с целью предупредить или уменьшить возможность наступления более тяжких последствий указанного преступления.

Однако если требования лица об условиях освобождения заложника  выполнены частично или полностью, то данное примечание не применяется.

 48. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Опасность преступления состоит в том, что дезорганизуется деятельность органов власти, сеется паника среди населения, отвлекаются силы правопорядка, средства на проверку ложных сообщений, причиняется материальный ущерб

 Непосредственный объект – общественная безопасность.

Дополнительный объект – отношения собственности (материальный ущерб, состоящий из затрат органов правопорядка на проверку сообщения об акте терроризма, упущенная выгода предприятий в результате приостановления работы), права и интересы граждан, нормальная деятельность организаций, учреждений, предприятий, где якобы будет совершен акт терроризма. В некоторых случаях может быть нанесен вред здоровью людей, например, в результате возникшей паники, давки и т.д.

 Объективная сторона – выражается в действиях в виде заведомо ложного сообщения только о готовящемся акте терроризма — взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных опасных последствий, характеризующих терроризм (ст. 205 УК).

Заведомо ложное сообщение о якобы совершенном акте терроризма влечет в определенных случаях ответственность за заведомо ложный донос (ст. 306 УК).

Публичное заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте с целью опорочить другое лицо без расчета на реагирование органов власти по его предотвращению может влечь ответственность за клевету (ст. 128.1 УК) или заведомо ложный донос (ст. 306 УК), а при расчете на такое реагирование — по совокупности ст. 207 со ст. 128.1 или ст. 306 УК. Если заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма сделано с целью отвлечения внимания органов власти от готовящегося настоящего акта терроризма, то содеянное признается подготовительными действиями к акту терроризма, охватывается ст. 205 УК и дополнительной квалификации по ст. 207 УК не требует.

В ст. 207 УК не названы адресаты ложных сообщений, но таковыми могут быть любые органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица организаций, предприятий, граждане, чьи интересы затрагиваются и которые обязаны или вынуждены на них реагировать. Форма и способ передачи заведомо ложного сообщения могут быть различными — устно, письменно, с использованием технических средств связи, лично, через других лиц и т.д., не влияют на квалификацию преступления, достаточно того, что лицо уверено, что его ложное сообщение достигнет цели.

Состав – формальный.

Признается оконченным с момента получения заведомо ложной информации тем адресатом, кому заведомо ложное сообщение передано, который обязан реагировать на получение такой информации. Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма содержит сведения о лицах, якобы готовящихся его совершить, то в этом случае налицо идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 207 УК и ч. 2 ст. 306 УК (заведомо ложного доноса с квалифицирующими обстоятельствами).

Субъективная сторона – прямой умысел.

Лицо осознает, что сообщает ложные сведения о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность, и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность, и желает так действовать. Обязательным признаком преступления является заведомость ложного сообщения. Мотив преступления может быть различным, например хулиганский, месть, личные интересы и т.д., на квалификацию не влияет. Если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается. Например, лицо увидело оставленный в транспорте какой-либо предмет, воспринятый им по внешнему виду как взрывное устройство, и сделало об этом сообщение в органы правопорядка, а после проведенной проверки обнаруженный предмет таким устройством не оказался.
Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Квалифицирующие признаки

Крупный ущерб – сумма превышающая 1 млн. руб.

В отношении объектов социальной инфраструктуры.

Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.

Иные тяжкие последствия – причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, нарушение работы организации, предприятия, учреждения, общественного транспорта, связанное с длительным прекращением работы, и т.д.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.