Денежно-кредитная политика (ДКП) - это составная часть единой государственной экономической политики, направленная на изменение показателей денежного обращения, объемов выдаваемых кредитов с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.
Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.
Общими инструментами регулирования выступают:
1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков — денежный капитал, конторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.
Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта, повышением уровня цен или в силу других причин, приводит к необходимости в соответствующем увеличении денежного предложения со стороны банков, то есть в осуществлении ими денежной эмиссии.
Эмиссия денег - это дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту обращающейся денежной массы; это выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссионными органами являются центральные банки, осуществляющие выпуск банкнот, и казначейства, эмитирующие казначейские билеты и разменную монету.
Стоит отметить, что понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам.
Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.
Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от выпуска денег, эмиссия всегда приводит к росту денежной массы, т.е. денежную эмиссию можно охарактеризовать как процесс формирования и пополнения денежной массы и сопровождающие его, регулирующие и управленческие воздействия на денежную массу.
Денежная эмиссия, так же как и инфляция и денежный дефицит, может быть идентифицирована через формализованное выражение закона денежного обращения: Д • С = Т - Ц, где денежная масса в обороте (Д), взвешенная по скорости оборота денег (С), балансируется с товарной массой (Т), взвешенной по ценам (Ц). При этом рост (Д) может быть охарактеризован как прямая эмиссия, а увеличение (С) — как косвенная.
. Однако более интересно определение факторов и причин, либо вызывающих необходимость проведения денежной эмиссии, либо предопределяющих негативные последствия ее проведения. В первом случае эмиссия, прямая или косвенная, восстанавливает нарушенный баланс, во втором - она сама формирует дисбаланс между объемом денежной массы и потребностью в ней со стороны экономики, что находит свое проявление в инфляции.
К числу факторов, обусловливающих денежную эмиссию, можно отнести:
1) увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа мелких производителей, рыночной ориентации крупных производств; активность и организованность торговли, увеличивающей товарное предложение и снижающей порчу и потери товаров; расширение структуры товарного рынка за счет выведения на рынок товаров, купля-продажа которых ранее была запрещена, и т.д;
2) рост цен (в первую очередь не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг), спекулятивные операции; неадекватную налоговую политику при отсутствии конкурентных условий формирования цен; появление посредников, часто не осуществляющих доработку и перемещение товаров; усиление монополий и влияния криминальной среды, искусственно взвинчивающих цены и пресекающих попытки их снижения, и т.д.;
3) снижение скорости оборота денег: увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы и сбережений населения; плохую организацию торговли, дефицит и неадекватность ассортимента товарного предложения, замедляющие товарный и соответственно денежный оборот; политические и административные ограничения, сужающие возможности использования накоплений; общие риски и т.д.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 298.