Постановка вопроса неслучайна: формы образуются в зависимости от субъектов.
Ст.9 КРФ государственная – муниципальная – частная.
Государственная (РФ и субъекты РФ).
Государство – крупный собственник.
Господствующая форма собственности – государственная форма собственности:
федеральная
Общее правило: относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенных на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ:
- земельные участки, реализующие федеральные функции или занятые федеральными объектами, в том числе ООПТ (особо охраняемые природные территории, кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения)
- лесной фонд (полностью)
- водный фонд, кроме прудов и обводненных карьеров (обособленных водных объектов)
- особо охраняемые, ценные и мигрирующие виды животных
- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение
- ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Более того, наблюдается четко выраженная тенденция к передаче природных ресурсов в федеральную собственность.
региональная
- ресурсы имеющие региональное значение и не отнесенные к федеральной собственности.
Муниципальная собственность – природные ресурсы, имеющие местное значение:
- земельные участки
- «городские леса»
- лечебно-оздоровительные местности и курорты
- обособленные водные объекты
Центростремительная тенденция передачи ресурсов в федеральную собственность.
Частная форма собственность:
земельные участки, с расположенными на нихприродными объектами (древесно-кустарниковая растительность, обособленные водные объекты)
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ). Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:
установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Правовое регулирование ПС на прир. объекты.
Конституция РФ и Гк признают существования различных форм соб-ти на землю и др прир рес-сы. Ст 9 К РФ провозглашает возможность (хотя и не обязательность) многообразия форм собственности на природные ресурсы. ПС на природные ресурсы установлено также в актах природоохранного и природоресурсного законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: в Лесном Кодексе (ст 8), водном кодексе (ст 8), в законе «о недрах» (ст 1.2) и фз «о животном мире» (ст.4) и в др.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 255.