Особое положение земли как уникального объекта окружающего мира и общественных отношений не характерно для объектов гражданско-правового регулирования и земельные нормы (преимущественно регулирующие экономические земельные отношения, связанные с предоставлением, использованием и изъятием земель) неразрывно переплетаются с гражданско-правовыми нормами, взаимно дополняя друг друга. Кроме того, для земельного права, как самостоятельной отрасли права, характерно регулирование однородного вида земельных общественно-экономических отношений и их охрана, а также особый метод правового регулирования. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
т.9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
ст.36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
ст.42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
ст.58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
ст.72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 (ч.2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем, в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.
В то же время ст.72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п.»к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п.»в»).
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений, представляют собой также положения Конституции РФ:
о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8); о равенстве всех перед законом и судом (ст.19);
об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) и некоторые другие.
Вступивший в силу 30 октября 2001г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст.3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п.1 ст.1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.
Виды правового режима земель:
общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
особенный (особый - присущий отдельным категориям земель);
специальный (конкретный - присущий конкретным земельным участкам).
Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный - для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.
Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.