Задачи государственного регулирования в области охраны окружающей среды:
улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;·
формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;·
создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;·
оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;·
активное участие в международных экологических мероприятиях;·
формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы эколого-правового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).·
Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды положен в основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран и достигается путем установления стандартов на загрязнения различного рода. Например, определяется максимально допустимый объем выбросов вредных веществ на единицу оборудования, устанавливаются нормы уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т.п. В России система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены законом «Об охране окружающей среды», который был принят в 1991 г.
Макроэкономические меры.Экономически эффективная экологическая политика государства основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры – это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народнохозяйственных комплексов). Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.
Специальные механизмы и инструменты включают мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект, а именно:
непосредственное осуществление государством различных мер природоохраного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);·
административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);·
государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);·
меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнения, купля-продажа прав на загрязнение и др.);·
формирование и реализация экологических программ.·
Дата: 2019-04-23, просмотров: 243.