Формирование речевых актов при помощи частицы “ну” может производиться разными способами:
1. Частица может создавать речевой акт:
1.1. Речевой акт представлен одной частицей:
а) Но он не повернулся, не ответил и плакал.
- Ну? - сказал я нетерпеливо. (Л. Андреев. Красный смех) - побудительный речевой акт;
б) Баргамот присел на корточки около Гараськи.
- Ну... - смущенно гудел он. - Может, оно не разбилось? (Л. Андреев. Баргамот и Гараська) - экспрессивный речевой акт.
1.2. Речевой акт представлен сочетанием с частицей “ну”:
а) И все глядели на Сергея Пестрикова, который суетился около своей разрушенной печки и восклицал:
- С чего бы это она, господа?
Но ему ничего не говорили. Только говорили:
- Ну и ну! (М. Зощенко. Поимка вора оригинальным способом) - экспрессивный речевой акт;
б) - Но позвольте, он же к вам приехал? Где же он остановился?
- Да у меня и остановился, черт его возьми, - сказал тоскливо Агапенов.
- Ну и...
- Да теща ко мне с сестрой приехала сегодня. (М. Булгаков. Записки покойника) - побудительный речевой акт;
в) - То есть как? Ведь письмо еще не отправлено.
- Ну и что? Значит, референты Брежнева чуточку оперативнее вас... (С. Довлатов. Компромисс) - верификативный речевой акт.
2. Частица может подключаться к созданию речевого акта, который выражается другими средствами (повелительным наклонением глагола, вопросительными словами и пр.):
2.1. В самостоятельном употреблении:
- Ладно, валяй, рассказывай, - великодушно согласился Чонкин. <...>
Теперь Запятаев заартачился, говоря, что Чонкин сбил настроение. Но все-таки, видно, уж очень хотелось ему кому-нибудь поведать свою историю. Он ждал “вышку” и боялся, что никто никогда не узнает о его героической деятельности.
- Ну, слушайте, - сказал он торжественно. - Вот в двух словах мое начало. (В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина) - побудительный речевой акт.
2.2. В устойчивых сочетаниях:
а) Сестричка растерялась... Покраснела.
- Ну а как же? - спросила. (В. Шукшин. Психопат) - вопросительный речевой акт;
б) -Выучил?
- Выучил...
- А ну-ка... (И.А. Бунин. Деревня) - побудительный речевой акт.
3. Частица может не участвовать в создании речевого акта и выражении цели, а просто присутствовать в реплике, выполняя функцию поддержания контакта в самом общем виде - только в самостоятельном употреблении:
а) - Вам сколько лет? - вдруг спросил Иван Трофимыч.
- Двадцать четыре года, пять месяцев, а что?
- Ну, вот видите! А мне сорок... (И. А. Бунин. Перевал) - экспрессивный речевой акт;
б) - За что же душить? - улыбнулся Алеша.
- Ну я соврал, может быть, соглашаюсь. (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы) - верификативный речевой акт;
в) Нарастало какое-то настроение. Точно все ждали чего-то... Вот, вот... Сейчас...
- Ну какое же может быть после этого сомнение? - сказал за мной голос Розанова. (Н.А. Тэффи. Распутин) - вопросительный речевой акт.
II. Дифференцирующая роль частицы “ну” в разных типах речевых актов.
Как уже было показано в таблице, частица “ну” используется во всех типах речевых актов: информативных, верификативных, вопросительных, побудительных и экспрессивных. Разнообразные значения ее в самостоятельном употреблении и в различных сочетаниях описываются в работах А.Т. Кривоносова, А.В. Знаменской, И.Н. Кручининой, А.Н. Баранова и И.М. Кобозевой, выводами которых мы и будем пользоваться. Кроме того, уже говорилось о том, что частицы, внося дополнительные оттенки значения в высказывание, участвуют в создании разнообразных частных речевых актов рамках одного общего типа. Речевые акты создаются также и при помощи других средств: лексического наполнения высказывания и интонации говорящего.
1. Частица “ну” в информативных речевых актах придает значения
а) следствия; по А.В.Знаменской - результативно-следственное значение (Знаменская, 1970, с. 243-257):
А. Она получила вот эти работы / и должна была к пятому мая выслать все //
Б. Угу //
А. Ну и поэтому / она говорит / я должна ехать двадцать девятого / <...> (Русская разговорная речь. Тексты).
б) недовольства; по А.Н. Баранову, И.М.Кобозевой - значение вызова (Баранов, Кобозева, 1988, с. 50-62):
В. Дай мне пожалуйста банку я забыла //
А. Ага // Сейчас // (пауза) Сейчас вытру я вымыла //
В. Там вытертая-вымытая стояла //
А. Ну вымыла уже // (Русская разговорная речь. Тексты).
в) категоричности, недопущения возражений:
Заговорил майор. Он говорил медленно и бесстрастно.
- Ну вот что, милейший. Как вы только что слышали, Курт арестован. (В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина).
г) несогласия:
А. Да конечно / Она нас надула // (бывшие жильцы квартиры продали неудобный карниз для штор)
В. Да ну уж / надо разориться на палки // Вон в кухне как / и горя нет // (Русская разговорная речь. Тексты).
д) колебания, затруднения; по А.Н.Баранову, И.М.Кобозевой - значение выбора (Баранов, Кобозева,1988, с. 50-62):
А. А как одеваться-то? Холодно / нет?
Б. Н-н-у не знаю // Днем было совсем не холодно // (Русская разговорная речь. Тексты).
е) поиска; по А.Н.Баранову, И.М.Кобозевой - поиска (Баранов, Кобозева, 1988, с. 50-62):
Б. А современных пианистов вы кого любите / из наших?
А. Кого / видите ну... нравится мне конечно Рихтер // (Русская разговорная речь. Тексты).
2. Частица “ну” в верификативных речевых актах придает значения
а) собственно положительной верификации; по И.Н.Кручининой - значение признания существующего положения (Кручинина, 1988, с.118-119):
- А если бы он был сейчас здесь, - спросил Чик, - он бы подарил их мне?
- Ну да, - сказала Ника. (Ф. Искандер. Ночь и день Чика).
б) собственно отрицательная верификация с участием частицы “ну” не создается;
в) “подтверждения”; по И.Н.Кручининой - значение признания существующего положения (Кручинина, 1988, с. 118-119):
- Они когда уезжают?
- Кажется, в пятницу.
- Ну, в пятницу. (Пример из : Добрушина, 1997, с. 198).
г) “опровержения”:
- Ты не знаешь души моей, Лиза, ты не знаешь, что значил для меня человек этот...
- Ну вот не знать, все знаю. (Ф.М. Достоевский. Подросток).
д) “согласия”; по И.Н.Кручининой - значение уступки-допущения (Кручинина, 1988, с. 118-119):
- ...Только я не понимаю, сколько это будет в рублях.
- Полтинник.
- Ну ладно, пусть будет полтинник. (И. Засурский. Выборы в Нижнем).
е) “несогласия”:
- Да как ты узнаешь? - удивлялся Чик. - Может, это кто-нибудь другой топает...
- Ну что ты, - говорила Ника.., - у папы совсем особый звук. (Ф. Искандер. Ночь и день Чика).
3. Частица “ну” в вопросительных речевых актах придает значения
а) недоверия:
- ...Хотел испортить кремлевские куранты, чтоб они на всю страну неправильно время показывали.
- Да ну? - председатель недоверчиво посмотрел на Лешу. (В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина).
б) побуждения к ответу:
И вдруг один - безмятежно - обернулся ко мне:
- Ну как: ничего, лучше сегодня? (Евг. Замятин. Мы).
в) вынужденного вывода:
И вновь спросили - ты поляк?
И он сказал - поляк.
Ну, что ж, - сказали, - значит так?
И он ответил - так! (А. Галич. Кадеш).
г) изумления:
Б. А вы знаете что-о / в абонементах есть Миша Дихтер в этом году?
В. Ну-у?
Б. Правда // (Русская разговорная речь. Тексты).
д) безразличия:
- ...Самые изощренные подлецы приспосабливаются к ним еще до того, как эти перемены происходят.
- Ну и что? (В. Пелевин. Чапаев и Пустота).
4. Частица “ну” в побудительных речевых актах придает значения
а) побуждения к действию:
- ...Всю бумагу изгадил! Ну, слушай, я тебе прочту. (А.П. Чехов. Канитель).
б) безразличия; по А.В.Знаменской - значение недовольства, вызова при согласии (Знаменская,1970, с. 243-257); по И.Н.Кручининой - значение признания существующего положения (Кручинина, 1988, с. 118-119):
- ...Ты не читаешь газет, многое от тебя скрывают, - ты еще не все знаешь, брат...
Я счел это шуткой - как будто бы забыл я в этот момент... все то, что видел я там.
- Ну и пусть себе скрывают, а мне надо вылезать из ванной. (Л. Андреев. Красный смех).
в) подбадривания; по И.Н.Кручининой - значение примирения (Кручинина,1988, с. 118-119):
Я вздохнул. Лгать мне не хотелось, а правду сказать я стыдился.
- Ну, ничего, - продолжал Лушин, - не робейте. (И.С. Тургенев. Первая любовь).
г) согласия; по И.Н.Кручининой - значение примирения (Кручинина, 1988, с. 118-119):
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись, - вздыхает та. (А. Барто. Любочка).
5. Частица “ну” в экспрессивных речевых актах придает значения
а) восхищения; по А.В.Знаменской - эмоционально-оценочное значение (Знаменская, 1970, с. 243-257), по И.Н.Кручининой - значение признания существующего положения (Кручинина, 1988, с. 118-119):
Сквозь пелену пота я видел счастливые лица акушерок, и одна из них мне сказала:
- Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию! (М. Булгаков. Записки юного врача).
б) недовольства, раздражения; по А.Н.Баранову, И.М.Кобозевой - значение вызова, недовольства при согласии (Баранов, Кобозева, 1988, с. 50-62):
1) - Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.
- Ах, ну, обыкновенное пятно. (А.И. Куприн. Куст сирени).
2) - Какие предпочитаете? - повторил неизвестный.
- Ну, “Нашу марку”, - злобно ответил Бездомный. (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).
в) возмущения, негодования; по А.В.Знаменской - эмоционально-оценочное значение (Знаменская, 1970, с. 243-257):
1) - Сколько в среднем выходит? - спросил Костя.
- Сто пятьдесят самое большое... Больше не дадут заработать.
- Ну, братцы!.. Надо совесть иметь. Я техникум кончил, работаю завгаром и то столько не получаю. (В. Шукшин. Хахаль).
2) - Ну и Виталий, - сказал я, чтобы поддержать разговор, - хорош! (Б. Окуджава. Отдельные неудачи среди сплошных удач).
г) иронии, недоверия:
- Близко, значит? - перебил урядник и переглянулся с Алешкой и кучером. - Так, так... Ну, доказывай, доказывай! Ты, брат, на удивление горазд рассказывать! (И.А. Бунин. Захар Воробьев).
д) нетерпения:
- Да у вас тут, знаете, коней куют, а я укол пришел делать...
- Ну-ну, - прервал его врач. (В. Шукшин. Психопат).
е) успокоения, утешения:
Отец, прижав младшенького к груди, бегал вокруг костра и вроде баюкал его:
- Ну, сынок... Ты чо же это? Обожди маленько. Счас молочка скипятим, счас продохнешь, сынок, миленький... (В. Шукшин. Думы).
Кроме описанных выше значений частицы “ну” и создаваемых с ее помощью речевых актов, исследователи выделяют и другие. Так, А.В. Знаменская рассматривает количественное (Ну и глупый же ты!) и отрицательно-ироническое (Мы только немножко с ним потолковали. - Ну и немножко!) значения частицы “ну и” (Знаменская, 1970, с. 243-257). А И.М. Кобозева и А.Н. Баранов выделяют некоторые значения модальной частицы “ну”: признания (Ты можешь сказать толком, откуда у тебя мой магнитофон? - Ну, мама твоя принесла его...), непонимания цели (Петр приехал. - Ну, приехал (и что с того?)) и отсылки к упомянутому (Слушай, - сказала она вдруг, - может, к вам податься, а? - Куда? - не понял Сергей. - Ну в Рудный.) (Баранов, Кобозева, 1988, с. 50-62).
Исследуя материал, можно прийти к выводу, что при помощи частицы “ну” могут не только создаваться речевые акты, которые полностью соответствуют определениям тех или иных типов, но и наблюдается их взаимное проникновение: информативные речевые акты с экспрессивными оттенками недовольства и верификативными оттенками несогласия, вопросительные речевые акты с побудительными оттенками и экспрессивными оттенками изумления, побудительные речевые акты с верификативными оттенками согласия и др.
Наблюдения над употреблением частицы “ну” в устном (разговорном) диалоге и его отраженной (литературной) форме показывает, что в разговорной речи эта частица употребляется гораздо чаще, чем в литературно-художественных текстах. Основной функцией частицы “ну” в разговорной речи является функция установления и поддержания контакта, так же, как и в “литературном” диалоге.
Что касается функционирования частицы “ну” в различных речевых актах, можно сказать, что наиболее частотна она в речевых актах побуждения, или, по мнению А.Т. Кривоносова, “в предложениях русского языка, выражающих настояние, просьбу, приказ” (Кривоносов, 1982, с. 51).
§ 4. Коммуникативно-синтаксические функции частицы “ну”.
Как в устном диалоге, так и в его литературной форме частица “ну” одновременно с коммуникативно-прагматическими выполняет и коммуникативно-синтаксические функции. Наиболее характерной для этой частицы является релятивная функция - осуществление связей между репликами. Связи между репликами “ну” осуществляет как в самостоятельном употреблении, так и в сочетаниях:
1. в самостоятельном употреблении:
а) - Заходите, Семен Янович, “Жигулевское” есть.
- После, - сказал Таратута.
- Ну, после так после! (А. Галич. Блошиный рынок).
б) К. (приносит бутерброды) А чего тебе налить?
А. Чайку //
К. Он еще сырой // Может кефиру налить?
А. Ну налей / полчашечки // (Русская разговорная речь. Тексты).
2. в составе устойчивых сочетаний (“ну и”, “ну вот”, “ну уж и”, “ну как же” и др.):
а) А. <...> если есть какие-то явления / их надо искать в известных законах / в уточнении
Б. (перебивает) Ну и ради бога / ищите их // (Русская разговорная речь. Тексты).
б) - И опять пулю в грудь? - спросил я.
- Ну вот: не каждый же раз пулю. (Л. Андреев. Красный смех).
в) Ваня подымает глаза:
- Федор, не стыдно тебе? Зачем?.. Не виноват Генрих ни в чем. Мы все виноваты.
- Ну уж и все... (В. Ропшин. Конь бледный).
г) Б. Галк / а там чего-нибудь перекусить нету?
А. Ну как же нету! (Русская разговорная речь. Тексты).
Также частица “ну” может осуществлять функцию коммуникатива и выступать в роли целого ответного высказывания:
а) А. А вот еще про... Как в деревне-то я жила / рассказать вам?
В. Ну-у!
Б. Интересно конечно // (Русская разговорная речь. Тексты).
б) Б. Как наш цветок-то дует // (“растет”)
В. (скептически, потому что не верил, что цветок будет расти) Ну-ну // (Русская разговорная речь. Тексты).
в) Б. Ну там вот драки у них // очень пластически красиво поставлены / я не помню драки там под музыку // Вряд ли наверно // Ну просто очень красиво // Это как танец какой-то //
Г. Ну // (Русская разговорная речь. Тексты).
Наименее характерной для частицы “ну” является функция актуализатора. Чаще всего частица в этой функции встречается в разговорной речи:
а) А. Пыль я вытру сегодня //
В. Нет / ну честное слово / ты как маленькая // Ну будь ты хоть день без движения как-то // (Русская разговорная речь. Тексты).
б) А. Ты прям сию секунду уходишь?
Б. Да не сию //
А. Ну полчаса ты еще побудешь? (Русская разговорная речь. Тексты).
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее характерными и основными функциями частицы “ну” в диалоге являются ее первичные функции: коммуникативно-прагматические и коммуникативно-синтаксические.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.