К числу обязательств банка необходимо отнести предоставл. ссуд в соответсв. суммах и в опред. сроки. За нарушение этого обязат-ва предполпг-ся взыскание штрафа в пользу клиента. Также в договоре может быть право банка отказ-ся от предост. кредита, если банк узнает. что клиент не сможет возвратить кредит. В обяз-ва также могут входить оказание консульт. услуг и тд. Обяз-ва заёмщика более обширны, и они свызаны с соблюд. принципов. условий и правил кредитования. Заемщик берёт обяз-ва предоставлять достоверн. инфу. Отдельно выделяются вопросы организ-ии банк. контроля. они выдел-ся в случае долгоср. кредита. Банк также в праве проверять финанс. состояние заемщика, его кредитоспособность, использ-е кредита по назначению и тд. Каждый банк разраб-ет типовые формы крелитного договора, котрые периодически заполн-ся с учётом накапл. опыта.
Финанс. инвест. деят-ти
В наст время в кач-ве источника финансир-я инвестиций,на ряду с классич., исп-ся и др. способы привлечения средств. напр, лизинговые операции.
Лизинг - специфич. форма финансир-яв осн. фонды путём покупки осн. средств с послед.. предачей хоз. субъекту, осуществляющему инновации.
С эк-кой точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, т.к. в случае покупки имущества в кредит до полного погашения продавец остается собственником своего имущ-ва. В состав лиз. платежа входят амортизации и лиз. процент. Лизинг не явл. банк. операцией в узком смысле слова. В-1. очередь это компетенция лиз. обществ.
Трастовые операции. Траст - это операции по управлению средствами клиента (имуществом), осуществляемые от своего имени и по поручению клиента на основании договора с ним. В рос. практике созд-ся ОФБУ- общ. фонды банк. упраления. они созд-ся путём аккумул-я ден. средств и ценных бумаг вкладчиков. чтобы потом вложить их в ценные бумаги и банк. депозиты др. банков.
Гарантия
Это особый вид договора поручительства, применяемый для обеспечения обязательства между юрид. лицами. Ответственность гаранта носит субсидарный характер, т. е. основным должником в качестве гаранта могут выступать вышестоящие организации. Гарантия оформляется гарантийным письмом. Банковская гарантия выдаётся клиентам банка ха определённую плату.
Залог имущества
Залог имущества означает, что залог движимого и недвижимого имущества вправе реализовать его, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен не только обеспечить возврат ссуды, но и уплату процентов и неустоек по договору. Предметом залога может быть любое имущество, которое может быть отчуждено залогодателем, а также ценные бумаги и имущественные права.
Различают 2 вида залога:
1)При котором предмет залога может оставаться у залогодателя;
2)При котором предмет залога передаётся в распоряжение залогодателю
В первом случае залогодатель вправе владеть и пользоваться предметом залога. Залогодатель обязан застраховать предмет залога и обеспечить меры по его сохранности.
Формы 1-го вида залога:
а)залог товаров в обороте. Заёмщик может реализовать заложенные товары при условии одновременного погашения части долга или заменой выбывших товаров другими;
б)залог товаров в переработке. Заёмщик вправе перерабатывать в своём производстве заложенные сырьё и материалы;
в)залог недвижимости (ипотека) – это залог предприятий, зданий, сооружений.
Второй вид залога (заклад) предпочтителен, если передаётся имущество, не являющееся недвижимым или передача которого не требует гос. регистрации.
Формы заклада:
а)Твёрдый залог – предусматривает передачу имущества банку и его хранение на складе банка или на складе заёмщика (товарно-транспортные документы, ценные бумаги)
б)Залог прав. В качестве заклада могут выступать документы о передаче прав владения и пользования имущества, а также прав на объекты интеллектуальной собственности.
Неустойка, штрафы, пени
Неустойка – это определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Неустойка устанавливается заранее независимо от размеров причиненных убытков. Неустойка может выступать в виде конкретной суммы, процента от стоимости обязательства (штраф) и в виде периодически взыскиваемых сумм, начисляемых за каждый день просрочки (пени).
Поручительства
Поручитель обязывается перед кредитором физ. или юрид. лица отвечать за исполнение его обязательства. Поручитель и заёмщик отвечают перед кредитором как солидарные должники. Договор поручительства совершается в письменной форме как приложение к кредитному договору. Поручительство заканчивается с прекращением обеспеченного им обязательства.
Страхование
Заёмщик заключает со страховщиком договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита страховщик выплачивает кредитору возмещение в размере от 50 до 90% непогашенной суммы кредита.
Цессия
Это переуступки в пользу банка требований и счетов заёмщика третьему лицу по дебиторской задолженности. Цессия оформляется спец. договором.
Виды:
а) Открытая. Заёмщик извещает своих дебиторов о цессии и они перечисляют платёж банку-кредитору.
Б) Тихая. Заёмщик не извещает своих дебиторов.
Понятие фин. контроля
Фин. контроль – это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке фин. операций в органах бюджетных организаций, иных хоз. субъектов населения.
Фин. контроль – это форма реализации контрольной ф-ии финансов. Он пронизывает всю систему финн. отношений в стране. Предметом фин. контроля выступают:
- Бюджетные показатели на всех этапах бюджетных процессов
- Фин. показатели хоз. субъектов
- Налоговые платежи
- Показатели денежно кредитного рынка
- Страховой рынок
- Валютный рынок
Цель фин. контроля содействовать успешной реализации фин. политики гос-ва. Задачи фин. контроля:
- Содействовать сбалансированности м/у потребностью фин. ресурсов и размерами ден. фондов гос-ва
- Обеспечение соблюдения фин. законодательства
- Обеспечение своевременности и полности поступивших доходов в бюджет
- Содействие эффективному и целевому использованию бюджетных средств
- Выявление резервов, роста доходной базы бюджетов
- Обеспечение правильности бух. учета
Виды фин. контроля
Фин. контроль можно классифицировать по различным критериям:
· В зависимости от субъектов осуществляющих фин. контроль:
- Гос.контроль, к-ый проводят органы гос.власти
- Ведомственный контроль, к-ый осуществляют контрольно-ревизные упр-ия министерств и ведомств
- Внутрихоз-ый контроль, к-ый проводят финансово-эк-ие службы субъектов хозяйствования
- Общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными органами
- Правовой контроль, к-ый проводится правоохранительными органами
- Гражданский контроль, осуществляемый физ. лицами при налогообложении их доходов и имущества
- Аудиторный контроль, к-ый осуществляет аудиторские фирмы при проведении независимых проверок
· По времени проведения:
- Предварительный, осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, смет расходов, фин. планов. Он носит предупреждающий характер и способствует предотвращению нецелевого и неэффективного расходования средств и выявлению резервов роста дохода и прибыли.
- Текущий, - это основной вид деятельности субъектов фин. контроля. Он ведется в процессе совершения фин. операций с целью выявления нарушений фин. дисциплины.
- Последующий, проводится по окончании фин. года или иного отчетного периода. В ходе его проверяются выполнения показателей по доходам и расходам, путем анализа отчетных документов выявляются причины отклонения плана, а так же резервы увеличения бюджетных доходов.
Органы фин. контроля
Состав и структура органов фин. контроля опр-ся гос. устройством, а так же задачами выполняемые гос-ом да данном этапе. Принципы разделения властей предопределяет создание органов фин. контроля. Подотчетных органам исполнительной и представительной власти.
Исполнительная власть осуществляет ф-ии фин. контроля посредством след. институтов:
· Президент РФ, он осуществляет президентский контроль, путемформирования нормативно-правовой базы орг-ии финн. контроля
· Контрольное упр-ие президента РФ, осуществляет надзор за деят-ью органов фин. контроля. Рассмотрения жалоб и обращений к президенту, проверку исп-ия федеральных законов и распоряжений президента
· Правительство РФ, контролирует фин. деятельность министерств и ведомств, а так же вопросы бюджетного федерализма.
· Министерство финансов РФ, - оно занимает особое место в системе гос. контроля.. Фин. контроль осуществляют в пределах своей компетенции все упр-ие министерства финансов.сущ-ют так же спец. подразделения:
- Федеральная служба финансово- бюджетного надзора,- эта служба проводит ревизии и проверки, контролирует исп-ие всех бюджетов, организует контроль ден. обращения и использование валютных и кредитных ресурсов, состояние гос. внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот, а так же деят-ть аудиторских фирм.
- Федеральная служба страхового надзора, осуществляет надзор за деят-ью страхового рынка
- Фед. казначейство, осуществляет контроль за исполнением фед. Бюджета.
- Фед. налоговая служба. Ее основные задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства, проверка правильности исчисления полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов.
- Фед. таможенная служба, контролирует уплату таможенных пошлин, а так же осуществляет валютный контроль.
- ЦБ, осуществляет надзор за деят-ью кредитных орг-ий и осуществляет валютный контроль.
Органы законодательной власти осущ-ют парламентский контроль: В обоих палатах фед. собрания созданы комитеты, к-ые контролируют показатели доходов и расходов, целевое исп-ие привлеченных средств. Кроме того создан спец. контрольный орган – счетная палата РФ. Она ежегодно составляет отчет об исполнении фед. бюджета, а так же проводит экспертизу фед. законов.
Методы фин. контроля
Основными методами проведения фин. контроля яв-ся проверки, обследования,анализ и ревизии.
· Проверки проводимые органами фин. контроля подразделяются на:
- Документальные(выездные). Проводится непосредственно на п/п по отчетным док-ам в присутствии должностных лиц.
- Камеральные, проводятся по месту нахождения органов фед. контроля на основе представленных отчетов.
· Обследование, оно заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте, с отдельными сторонами финансово-хоз-ой деят-ти п/п, при этом могут рассматривать не только первичные и отчетные док-ты, но проводятся контрольные замеры работ, расходы ресурсов, поверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, наблюдения и т.д.
· Анализ, проводится на основе изучения периодической и годовой отчетности, в ходе анализа выявляются: уровень выполнения плановых показателей, фин. планов и смет, соблюдение норм и нормативов фин. дисциплины.
· Ревизия(основной метод).Виды:
- По ведомственной принадлежности:
Ø Ведомственные
Ø Внутрихоз-ые
- По полноте обхвата:
Ø Полные
Ø Частичные
Ø Комплексные
Ø Тематические
Ø Сплошные
Ø Выборочные комбинированные
- По отношению к плану:
Ø Плановые(раз в 2 года)
Ø Внеплановые
Ø Внезапные
- По привлекаемым материалам:
Ø Документальные
Ø Фактические
- По очередности исп-ия ресурсов:
Ø Первичные
Ø Дополнительные
Ø Повторные
В ревизионном процессе выделяют 4 этапа:
a) Подготовительный
b) Собственно проверка
c) Обработка материалов
d) Выводы и рекомендации
По результатам ревизии составляется акт ревизии. В нем констатируются выявленные нарушения, указываются виновные лица, делаются окончательные выводы и предлагаются меры по устранению выявленных нарушений.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.