2 основных понятия кредит. системы:
Во 1-х)как совокупность кредит-х отношений, форм и методов кредитования(пункциональная форма)
Во 2-х)как совокупность кредит-х организаций аккумулирующих свободноденеж.ср-ва и предост. их ссуду(институцион. форма)
В первом аспекте кредит сис-ма представлена банковским, потребительским, коммерческим, гос-ым и др видами кредита.Всем этим формам и видам кредита свойственны специфические методы кредитования.Реализуют эти отношения спец-ые кредит-е организации образующие кредитную сис-му во втором институциональном понимании.
Ведущим звеном институц-ой кредитной сис-мы явл-ся банки.Кредитная сис-ма более широкое и емкое понятие, чем банковская система включающая лишь совокупность банков.
Функции ЦБ
1)совместно с правит-вом разрабатывает и проводит единогос.
денжно-кредит. политику
2)монопольно осущ-т эмиссию наличных денег и организует
налично-денеж.обращение
3)Явл-ся кредитором последней инстанции для кредитных
организаций и организует сис-му их рефинансирования
4)устанавливает правила осуществления расчетов
5)уст-т правила проведение банковских операций
6)обслуживает счета бюджетов всех уровней
7)управляет золото-валют-ми резервами ЦБ
8)осущ-т гос. регистрацию кред-х организаций, выдает и отзывает лицензии
9)осущ-т банковский надзор
10)регестрирует эмиссию ценных бумаг кред-ми организациями
11)осущ-т банков.операции по поручению правит-ва
12)орган-т и осущ-т валют. регулирование и валютный контроль
13) опред-т порядок осуществления междунаро-х расчетов
14)устанав-т правила учета и отчетности для банков
15)устанав. и публикует офиц. курсы иностр-х валют
16)участ-т в разработке прогноза платежного баланса РФ
17)устан-ет порядок деят-ти валютных бирж
18)проводит анализ и прогнозирование состояния эк-ки РФ.
Денежно-кредитн. политика ЦБ РФ
она выполн-ся основ-ми инструм-ми и методами:
1)процентные ставки по операциям ЦБ. ЦБ устанав. одну или несколько % ставок по операциям, ЦБ исп-т % политику для воздействия на рыночн. %-е ставки
2)нормативы обязат-х резервов депонируемых кредит организациями ЦБ(резервные требования).Они не могут превышать 20% обязательств банков. В случае отзыва коммерч-го банка лицензии эти резервы могут использоваться для погашения задолженности перед кредиторами.
3)операции на открытом рынке. Это купля-продажа ЦБ гос ценных бумаг
4)рефинансирование кредитных организаций.Это кредитование ЦБ кредитных организаций.
5)валютные интервенции.Это купля-продажа ЦБ иностр-й валюты на валют. рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег
6)установление ориентиров роста денеж. массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или неск-х показателей ден. массы.
7)прямые и количеств-е ограничения, установление лимитов на рефинансирование банков и проведение отдельных банков-х операций
8)эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ размещает свои облигации среди кредитных оргнизаций.
Коммерческие банки
Кредитн. организация-юрид. лицо,к-рое для извлечение прибыли, как основ. цели своей деят-ти, на основание лицензии ЦБ имеет право осуществлять банков.операции, предусмотренные законы о банках и банков. дея-сти.
Банк-кредит.организация,к-я имеет исключ. право осущ-ть в совокуп-ти след-щие банков. операции:
- привлечение во вклады денеж-х средств физ. юрид. лиц
- размещение указ-х ср-в от своего имени и за свой счет на условиях платности, срочности, возвратности открытия и ведения банков-х счетов физ. и юрид. лиц.
Банковские операции
1)привлечение во вклады денежных ср-в физ. и юрид.
лиц(до востребования и на опред. срок)
2)размещение указанных ср-в от своего имени и за свой счет
3)открытие и ведение банковских счетов физ. и юрид. лиц
4)осуществление расчетов по поручению клиента
5)инкассация денеж. ср-в и платежных документов, кассовое
обслуживание клиентов
6)купля-продажа иностр-й валюты в наличной и безналичной форме
7)привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов
8)выдача банков-х гарантий
9)осущ-е перевода денеж. ср-в по поручению физ. Лиц
Сделки кред-х организаций
1)выдача поручительств за 3-х лиц
2)приобретение права требования от 3-х лиц
3)доверительное управление денеж-ми средствами и иным имуществом
4)осуществление операций с драгоценными металлами и камнями
5)предоставление в аренду спец. помещений или сейфов для хранения докум-в и ценностей
6)лизинговые операции
7)оказание консультац-х и информац-х услуг.
Государственный бюджет
– совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Бюджетное устройство
— основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:а). Унитарное;б). Федеративное.Унитарное государство имеет 2 уровня:1). Общий;2). Местный.Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны. I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт - Петербург).III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).
Принципы бюджетной системы
БС.РФ основано на принципах:1принцип единства бс. Он озн. единства зак-ва принципов бюджетной орг-и и отчетности.2. прин-п разграничения расходов и дох-в, и ист-в финан-я дифицитов.бюд.м/у бюд-и ..3 принцип само-ти бюд.он означает права и обяз-ти органов гос. власти самостоят-но обеспечить сбалансированность бю-в. самос-но осущ-ть бюд. процесс, самос-но установить налоги и сборы, .4 принцип равенства бю-х прав субъектов РФ и муницип-х образований. Он озн-т определение бю-х полномочий органов гос. власти, исполь-е расходов обязательств формиров-е доходов в соотв-и с едиными принципами и требованиями. 5 принцип полноты, отражение доходов, расходов и источников финан-я диф-бюд. 6 принцип общего, совокупного покрытия расходов бюд-в. .Означает что расходы бюд. не могут быть увязаны с опред-ми доходами бюд-а и источниками финансирования дифицита.7 при-п сбалан-ти бюд. означает. 8 прин-п резуль-и и эффек-ти означает что при составлении и исполнении бюд-в необход-мо достигать заданные рез-ты с исполь-м с мин.объемов средств. 9.прин-п прозрачности. 10 прин-п достовер-ти бюд. озн надеж-ть показ-й прогноза соц-но-эк-о разв-я через территории и реалистичность расчета дох.и расчетов бюд-а. 11 прин-п адресности и целевого хар-ра бюд-х средств озн-т, что бюд. ср-ва доводятся до конк-х получателей целей их исполнения.12 прин-п единства кассы.
Бюджетная классификация РФ
Она является группировкой доходов и расходов и источником финанси-ия дефицитных бюджетов б-й системы РФ. Она исп-я для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Включает в себя: классификацию доходов бюджета; классификацию расходов бюджета; классификацию источников финансирования дефицитов бюджета; класс-ю операций сектора гос-о управления. 1) класс. доходов бюджета включ в себя код главного администратора доходов бюджета, и коды вида и подвида доходов. 2) Она вкчюч. в себя коды распорядителей бюдж. средств, а также кодов раздела, видов расходов. Едиными разделами и подразделами класс-ии расходов являются: общегос-ые вопросы: национальная оборона, национальная безопасность; нац. экономика; охрана окружающей среды, образование; социальная политика; здравоохранение.
Доходы бюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Класс. доходов бюджета включ в себя код главного администратора доходов бюджета, и коды вида и подвида доходов. Адм-р доходов б-а- это органы гос. власти, оргам местного самоупр-я, бюджетные учреждения , осуществляющие контроль за правильностью исчисления дох. бюджета. Едиными группами и подгруппами доходов явл. налоговые и неналоговые доходы а также безвозмездные поступления.
Расходы бюджета
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные.Она вкчюч. в себя коды распорядителей бюдж. средств, а также кодов раздела, видов расходов. Едиными разделами и подразделами класс-ии расходов являются: общегос-ые вопросы: национальная оборона, национальная безопасность; нац. экономика; жилищно-коммунальное хоз; охрана окружающей среды, образование; социальная политика; здравоохранение.
Бюджетные ассигнования включают в себя:
- оказание гос. услуг
- соц. обеспечение населения
- предоставление бюджетных инвестиций юр. Лицам
- предоставление межбюджетных трансфертов
- обслуживание гос долга
Дефицит бюджета
Д.Б. имеет место в том случае когда расходы б-ов превышают их доходы, в случае превышения доходов над расходами имеет место профицит бюд-та.
Источники финансирования могут быть внутр. и внешние:
Внутренние источники м/б в след. формах:
а)кредиты банков в рублях
б)гос.займы путем выпуска ценных бумаг в рублях
в)бюджетные кредиты от бюджетов других уровней
г)поступления от продажи гос. собственности
Внешние источники м/б:
а) гос. займы в иностр. валюте путем выпуска цен. бумаг
б)кредиты правительств иностр. гос-в, банков, фирм, междунар. финансовых организаций в иностр. валюте.
" Дефицит фед. Бюджета не может превышать размер нефте-газового дефицита
" Дефицит субъекта РФ не должен превышать 15% его доходов
" Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% его доходов
Бюджетный процесс
Деятельность органов гос. власти и иных участников бюд-го процесса по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюд-та исполнению и контролю за исполнением бюд-та. Начиная с 2008г. бюд-т принимается на 3 года, после истечения 1го года 3ех летнего бюд-та, бюд-ты 2,3го годов будут уточняться, но основные параметры останутся неизменными.
4 стадии::
· 1.составление проекта бюджета
· 2.рассмотрение и утверждение бюджета
· 3.исполнение бюджета
· 4.контроль за исполнением бюджета
1.прект бюджета составляется министерством финансов РФ на основе прогноза соц.-эконом. развития свободного финансового баланса и бюджетного послания президента РФ. Гл. задача определить V денежных ср-в централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций гос-ва. До 15 июля проект бюджета должен поступить в правит-во РФ. Оно в течении месяца рассмотрив. проект федер. бюджета и при необход. вносит дополнения. До 15 августа проект федер. закона о федер. бюджете вносится в госуд. думу.
2.Одновременно с проектом федер. бюджета в Госдуму вносятся проекты гос. внебюджетных фондов, сводный финансовый баланс и материалы, характириз. финансовую и денежную- кредитную политику. Гос. Дума рассматривает проект бюджета в 4 чтениях. Одновременно рассматрив. законы об изменения налогов, повышения пенсий, стипендий, мин. размеры оплаты труда.
" В 1ом чтении- Гос. дума рассматривает доходы, расходы и дефицит бюджета(профицит)
" Во 2ом чтении- расходы по разделам и размер федер. фонда финансовой поддержки субъектов федерации.
" В 3ем чтении- законопроект рассматр. и утверждается в целом.
Принятый Гос. думой закон о федер. бюджете передается на рассмотрение и утверждение совету федерации. Утвержденный закон им, передается для подписание и обнародования президенту РФ.
3.это действие по мобилизации и использованию бюджетных ср-в. Органом исполнения федер. бюджета явл-ся федер. казначейство. Оно действует по принципу единство кассы, на единый счет его поступают все бюдж. доходы. На основании бюджетной росписи гл. распорядители и распорядители бюджетных ср-в получают ср-ва для исполнения бюджета. Финансовый год длится с 1го января до 31 декабря(до 25 дек.).
4.контроль за исполнением осуществляют совет федерации и гос.дума федер. собрания РФ. Счетная палата РФ проводит в министерствах и ведомствах проверки связанные с формированием и использованием бюджетных ср-в. Ежеквартально оно представляет совет федерации и гос.думу отчеты о ходе исполнения федер. бюджета и дает ежегодное заключение по отчету прав-во РФ об исполнения бюджета.
26. Сметно-бюджетное финансирование
Это порядок выделения ср-в из бюджетов бюджетные учреждения в соответствие с их сметой. Бюджетные учреждения обычно не имеют доходов, а имеют лишь расходы, кот. финансируются за счет бюджета.
В отд. случаях бюджетные учреждения могут получать доходы за счет предоставления платных услуг. Эти дополнит. ср-ва назыв. небюджетными ср-вами.
Не один расход бюджетного учреждения не может быть осуществлен без сметы.
Смета бюджетного учреждения- это финансово-плановый документ, кот определяет объем, целевое направление и по квартальное распределение ср-в этого учреждения.
Существует несколько видов смет:
1.индивид.- составляются бюджетными учреждениями и содержат расходы этого учреждения.
2.сводные-индивид. сметы объединяются в сводные, они формируются министерствами и ведомствами в территор. размере.
Сущность и функции денег
Деньги –это один из наиболее важных разделов эк. науки.
Сущность денег проявляется ч/з:
1) всеобщую непоср-у обмениваемость
2) самостоятельную меновую стоимость
3) внешнюю в-у меру труда.
Сущность денег раскрывается в их функциях:
" Деньги как мера стоимости. (Способность денег измерять стоимость всех товаров. Для выполнения этой функции деньги должны обладать стоимостью, следовательно, золото – наилучший вариант).
" Деньги как средство обращения. (Деньги выступают посредником обмена товаров Т-Д-Т. Внутренний акт Т-Т распадается на 2 самостоятельных продажи Т-Д и купли Д-Т)
" Деньги как средство накопления (Раздвоение Т-Д-Т создает возможность и необходимость накопления денег)
" Деньги как средство платежа (В качестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги, кредитные карты)
" Функция денег как мировых денег. В этой функции мировые деньги выступают как мировое покупательное средство и как мировое средство платежа.
Деньги бывают:
- наличными
- реальные деньги;
- безналичными.
Функции:
1)средства обращения- ден. использубтся при покупке и продажи тов-в.
2) мера стоимости
3) средства сбережения.
4) средства платежа- здесь деньги выступают при отлате6 тов. в кредит, выплата з/п и др.
5) мировые деньги здесь ден. выступают в виде золота.
Денежный агрегат
В странах рыночной экономики применяются различные группировки денег. Они называются денежными агрегатами и служат альтернативными измерителями денежной массы в обращении. Известны следующие агрегаты (параметры):
М1 - наличные деньги, счета до востребования, другие денежные вклады, дорожные чеки, иногда - кредитные карточки;
М2 - состоит из М1 плюс срочные вклады небольших размеров и другие легко ликвидные сбережения (то есть которые легко обратимы в наличные деньги);
М3 - состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров.
Бывает ещё L - состоит из М3 плюс большая часть ценных бумаг, имеющих 18-месячный срок погашения. Они являются самыми широкими.
Виды денег
1)натуральные(действительные)- включают все виды товаров которые яв-ся всеобщими эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения, а т.ж деньги из драгоценных металлов. Характерная особенность в том что эти деньги могут существовать не только в качестве денег, но и в качестве товара. Номинальная стоимость данного вида соот-т их реальной стоимости( ст-ти золота или серебра)
2) символические деньги- называют знаками стоимости, заменителями натуральных денег..
· квазиденьги (почти деньги) – это бесчековые депозиты в коммерческих банках; это все те вклады до востребования, это все срочные вклады, это текущие счета фирм в коммерческих банках, и это государственные ценные бумаги
· кредитные деньги (банковские деньги) – это банкноты, чеки и векселя. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая, что какое-то лицо купило у продавца товар в кредит
· электронные деньги, которыми расплачиваются с помощью электронных сигналов компьютеров и компьютерных сетей. пластиковые карточки, кредитные карточки, дебетовые карточки.
· безналичные деньги – это все текущие счета фирм и все депозиты в коммерческих банках.
Понятие денежного обращения
Оно осуществляется в наличной и безналичной формах. Наличное денежное обращение- это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций ср-ва платежа и ср-ва обращения.
Наличные деньги использ. для:
1.оплаты товаров, работы, услуг.
2.расчетов не связанных с движением товаров, а именно: выплата з/п, пенсий, стипендий, пособий, выплата страховых возмещений при оплате ценных бумаг, налогов, коммун. расходов, командировочных, на представительские расходы, и сельхоз-прод-цию.
Безналичное обращение- это движение ст-ти без участия наличных денег. Доля безналичных расчетов составляет более 90%.
Существует 2 группы безналичных расчетов:
1.по товарным операциям
2.по финансовым обязательствам: платежи в бюджет, погашение кредитов, расчеты со страх. компаниями.
Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость ср-в, сокращают наличные деньги в обороте и сокращают изд-ки на печатание и доставку наличных денег.
Расчеты предпр. по своим обязательством производится в безналичном порядке через учрежд. банка для этого определены след. формы безналичных расчетов:
-расчеты платежными поручениями
-расчеты платежными требованиями-поручениями
-инкассовые расчеты
-расчеты с применением аккредитивов, чеков, векселей, пластиков. карточек
Виды денежной системы
Денежная система-это устройство денежного обращения сложившийся исторически и закрепленная национ. законодательством.
Ден. сис-ма сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капитоалистического произв-ва и централизованного гос-ва и нац. рынка. Исторически сложились 2 типа денежных систем, в зависимости от денег выполняющих роль всеобщего эквивалента, т.е.
- система металлич. обращения
- система бумажно- кредитного обращения.
Система Металлического обращения базируется на действит. деньгах, кот. выполняют все 5 функций, а находящиеся в обращение бумажные беспрепятственно обмен-ся на действит. деньги. В зависимости от того какое кол-во Ме принято в качестве всеобщего эквивалента выделяют:
-биметаллизм
-монометаллизм
Биметаллизм- денежн. система, при кот. роль всеобщего эквивалента закреплена гос-вом за 2-мя Ме-ми: медь и серебро/ серебро и золото.
Предусматривается неограниченное обращение и свободное чеканка монет из 2х металлов, а также на 1 товар устанавливались 2 цены. Биметаллизм функ-вал в 16-18 вв., а в ряде стран Зап. Европы и в 19 в. Это система не обеспечивало устойчивости денежного обращения.
Монометаллизм- денежн. система, при кот. роль всеобщего эквивалента выполняет 1 металл. В этом случае монеты свободно чеканят из 1го металла: золото/ серебро, и действует одна цена. В России сначала функ-вал серебряный монометаллизм 1842 – 1852 гг., а с 1887г. –золотой.
Различают 3 разновидности золотого монометаллизма:
-золото-монетный
-золото-слитковый(введен после первой Мировой)
-золото-девизный.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.