Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

2) принцип демократизма - участие народа в формировании и организации деятельности государственных органов

3) принцип разделения властей

4) принцип законности

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников

6) принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кот. обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос. аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос. управлении;

10) принцип иерархичности - органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Выделяют такие компоненты политической системы, как:

1)  полит. орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общ-ные орг-ции и объединения;

2)  полит. сознание, хар-ющее психологические и идеологические стороны полит. власти и политической системы;

3) соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Место и роль государства в политической системе общества

 

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

• выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

• является единственным носителем суверенитета;

• обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

• обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);

• обладает, как правило, монополией на правотворчество;

• обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

• определяет главные направления развития общества;

• выполняет общесоциальные функции и т.п.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

• может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики — политических партий, движений, групп давления и т.п.

• регистрирует их соответствующими органами и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

• может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Понятие и сущность права

Право — это система общеобязательных формально определенных правил общего характера, которые устанавливаются и санкционируются государством, а также обеспечиваются гос. защитой. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1)то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал

Дата: 2019-05-29, просмотров: 150.