Предмет и метод теории государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.

Предмет и метод теории государства и права

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.

Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.

Предмет ТГП составляют:

1. Происхождение, сущность, типы, функции, механизм, формы гос-ва, характеристика правового и социального государства.

2. Проблемы происхождения, сущность права, формы (источники) права, нормы права, система права, правотворчество, правоотношения, правосознание, правовая культура, правовое воспитание, реализация права, правонарушение, юр. ответственность, законность и правопорядок.

3. Методологические и теорет. способы и ср-ва познания гос-ва и права (методология юр. науки)

4. История развития юр. науки, перспективы и проблемы развития науки о гос-ве и праве, её роли в современном мире и конкретном обществе.

5. Система основных гос.-правовых понятий, общих для всей юр.науки.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, приобретаются новые знания.

Все многообразие методов ТГП можно сгруппировать в определенную систему.

1) Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

2) Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального эксперимента.

3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных технических, естественных, гуманитарных наук. К ним относятся социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

 

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы:

технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные).

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. К ним, в частности, относятся:

• теория государства и права;

• историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

• отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право);

• прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика).

 

Основные положения теологической теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Объясняла возникновение гос-ва и права божественной волей, но не раскрывает путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого гос-ва от божеств.воли, которая проявляется через церковь и др. религиозные орг-ции. Соц.-эконом. и правовое неравенство людей предопределено той же божеств. волей, необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. +: поднимает престиж гос-ва, способствует утверждению в обществе порядка, духовности, согласия; -: вопрос ее истинности решается вместе с вопросом о сущ-ии Бога, Высшего разума, т.е это вопрос веры.

Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве.

 

Денежная система

Налоги

7. Национальное законодательство – система установленных или санкционированных гос-вом общеобязательных, формально определенных правил общего хар-ра, соблюдение которых обеспечивается и гарантируется гос-вом.

8. Гос.символика – включает официальное наименование гос-ва, столицу, флаг, герб, гимн, гос.язык, ритуалы, церемонии, награды.

 

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Признаки демократического режима: провозглашаются и реально обеспечиваются права человека; население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии; центральные и местные органы власти выборны, сменяемы и подотчетны избирателям; государственная власть легитимна; реально действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Авторитарный режим можно рассматривать как переходное звено между демократическим и тоталитарным режимом.

Признаки: на всех уровнях власти происходит концентрация власти; разделения властей реально не происходит; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные методы принуждения; существует частичная цензура; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всем своем объеме не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере).

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки: права и свободы человека и гражданина носят формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации; государство стремится к глобальному контролю над всеми сферами общественной жизни; очень подробная регламентация (урегулированность) общественных отношений; отсутствует контроль со стороны общества за государственными органами. Разновидностями тоталитарного режима являются фашистский и расистский режимы.

Понятие и сущность права

Право — это система общеобязательных формально определенных правил общего характера, которые устанавливаются и санкционируются государством, а также обеспечиваются гос. защитой. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1)то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал

Историческая школа права

 

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:

право — историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право — это прежде всего правовые обычаи; отрицание прав человека. Достоинства:

· впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

· подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Марксистская теория права

 

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX в. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2)содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках гос. власть;

3)право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Достоинства:

§ в связи с пониманием права как закона выделены четкие критерии правомерного и противоправного;

§ показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

§ обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны: преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества; слишком жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Структура нормы права

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза (предположение) — элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция (юридическое расположение сторон) — элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Классификация норм права

 

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

• исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;

• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;

•специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;

2) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные;

3) в зависимости от их характера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);

4) в зависимости от методов правового регулирования — на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)

6) в зависимости от функций — на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц— пенсионеров);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.


53. Понятие и виды форм (источников) права

Источник (форма) права — это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основных формы права:

нормативный акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.


Виды правовых отношений

 

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

l) в зависимости от предмета правового регулирования они подразделяются на конституц., админ., уголов., гражданские;

2)в зависимости от характера — на матер. (финансовые, труд.) и процесс. (уголовно-процесс., гражд.-процесс.);

3)в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);

4) в зависимости от природы юридической обязанности — на пассивные, связанные с осуществлением запретов, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);

5) в зависимости от состава участников — на простые, возник. между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возник. между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);

6) в зависимости от продолжительности действия — на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

7) в зависимости от степени определенности сторон — на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты — покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных же — точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица — все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).

1.

Предмет и метод теории государства и права

ТГП — это наука, изучающая общие закономерности государственно-правовых явлений общественной жизни.

Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, а также система основных понятий юриспруденции.

Предмет ТГП составляют:

1. Происхождение, сущность, типы, функции, механизм, формы гос-ва, характеристика правового и социального государства.

2. Проблемы происхождения, сущность права, формы (источники) права, нормы права, система права, правотворчество, правоотношения, правосознание, правовая культура, правовое воспитание, реализация права, правонарушение, юр. ответственность, законность и правопорядок.

3. Методологические и теорет. способы и ср-ва познания гос-ва и права (методология юр. науки)

4. История развития юр. науки, перспективы и проблемы развития науки о гос-ве и праве, её роли в современном мире и конкретном обществе.

5. Система основных гос.-правовых понятий, общих для всей юр.науки.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, приобретаются новые знания.

Все многообразие методов ТГП можно сгруппировать в определенную систему.

1) Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

2) Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального эксперимента.

3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных технических, естественных, гуманитарных наук. К ним относятся социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.