Формирование физического здоровья во внутриутробном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Управление процессом формирования здоровья во внутриутробной фазе развития требует знания особенностей этой фазы. К ним относятся:

1. Самый высокий темп формообразовательных процессов по сравнению с другими стадиями онтогенеза. Во время внутриутробного периода за короткое время формируются все структуры организма, происходит становление реактивности, приспособительных и восстановительных механизмов. Для полной и правильной реализации генетической программы развития при столь высоком темпе требуются условия особой защищенности. Эти условия создает материнский организм.

2. Максимум повреждаемости формирующихся тканей, органов и систем приходится на критические периоды их развития, когда эти структуры приобретают высокую чувствительность к воздействиям.

Основные критические периоды:

а) первая неделя внутриутробного периода, заканчивающаяся имплантацией;

б) закладка органов, в том числе плаценты – так называемый период плацентации и большого органогенеза (3–12 нед.);

в) рождение, являющееся самым сильным стрессом в жизни человека (так называемый стресс рождения).

Большинство пороков развития формируется в период большого органогенеза. Позже могут возникать пороки в тех органах и системах, в которых еще продолжается формообразовательный процесс (ЦНС, половая, сердечнососудистая системы).

3. Характер повреждения плода определяется не специфичностью действующих факторов (действие их на ткани в принципе однотипно – токсическое либо гипоксическое), а стадией развития в момент воздействия. Нарушается развитие прежде всего тех органов, которые в момент повреждения находятся в критическом периоде. Знание этого помогает дифференцировать врожденные пороки развития и следственную патологию. По мере приближения к моменту рождения чувствительность плода к повреждающим воздействиям постепенно снижается.

4. Формирование функциональной системы «мать-плод», задачей которой является создание оптимальных условий для развивающегося организма. При этом на развитие плода оказывает влияние состояние как материнского организма, так и связующего звена – плаценты. В пределах этой системы гомологичные органы матери и плода работают по принципу «орган к органу» и нарушение в одном из них компенсируется изменением функции другого.

Факторы риска для физического развития во внутриутробный период можно объединить в три группы:

1. Гаметопатии. При участии в оплодотворении неполноценных половых клеток образуется зигота, которая чаще всего погибает либо дает аномальный плод. Неполноценность половых клеток может быть результатом наследственных дефектов, влияния патогенных факторов окружающей среды и нарушений в организме матери. Среди последних следует назвать патологические изменения в яичниках, в том числе связанные со старением; «перезревание» гамет впоследствии увеличения интервала между их созреванием и оплодотворением, например при снижении проходимости труб; иммунные влияния и др. К основным патологическим проявлениям при этом относятся хромосомные аномалии.

П. Патогенные факторы окружающей среды оказывают свое воздействие на всех стадиях внутриутробного развития. Среди них можно назвать недостаток кислорода, ионизирующую радиацию, нарушение питания матери. Инфекционные химические и термические агенты, лекарственные препараты, психоэмоциональные факторы. Нарушающие адаптацию матери к беременности.

Из химических факторов следует указать, прежде всего, на следующие:

1) никотин, вызывающий спазм сосудов матки, приводящий,

в конечном счете, к гипоксии и гипотрофии плода, угнетению иммуногенеза;

2) алкоголь, вызывающий отравление, в своем крайнем выражении проявляющееся в алкогольном синдроме плода (задержка роста и развития, энцефалопатия, множественные дисморфозы, алкогольная зависимость и т.д.);

2) пестициды и некоторые лекарственные препараты.

Из биологических факторов наибольшую опасность представляют вирусы, особенно краснухи, кори, гриппа, проникающие к плоду через неповрежденную плаценту и вызывающие тератогенные и мутагенные эффекты. Из заболеваний плода, вызываемых простейшими, наиболее известен токсоплазмоз.

Ш. Болезни матери. Влияние состояния здоровья матери на плод может иметь неспецифические и специфические проявления. Первые связаны с формированием плацентарной недостаточности (первичной или вторичной), выражающейся в снижении всех функций плаценты, вторые – с поражением конкретных органов и систем материнского организма.

На основании изложенного можно вывести основные принципы формирования физического здоровья человека на внутриутробном этапе развития:

- профилактика гаметопатий;

- оздоровление будущей матери (до «безопасного» уровня здоровья), позволяющее ей в полной мере адаптироваться к беременности и создать оптимальную среду для развития плода;

- защита матери от патогенных влияний окружающей среды, особенно в критические для плода периоды внутриутробного развития;

- отсутствие стрессов, позволяющее сохранить «доминанту беременности»;

- образ жизни будущей матери, удовлетворяющий всем потребностям плода и обеспечивающий слабые тонизирующие воздействия на его организм;

- постоянный контроль за состоянием здоровья матери и профилактика возможных нарушений.

Основные инфекционные болезни, которыми болеют дети.

Инфекции дыхательных путей. Поскольку легкие продолжают развиваться на протяжении первых шести лет жизни, то инфекции дыхательных путей могут привести к стойким повреждениям органов дыхания. Наиболее частой вирусной инфекцией нижних отделов дыхательных путей является бронхиолит.

Инфекции, влияющие на центральную нервную систему. Менингит, эпидемический паротит, полиомиелит, энцефалит, ветряная оспа и многие другие болезни, вызываемые химическим загрязнением окружающей среды.

Инфекции, влияющие на слух: острый средний отит и глухота, вызванная краснухой.

Инфекции, влияющие на зрение: трахома, краснуха, токсоплазмоз, менингит, энцефалит, гнойные конъюктивиты.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.