Деловое общение — процесс речевого взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, направленный на достижение определенного результата. Необходимость делового общения связана с совместной деятельностью. Данный процесс включает в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия с партнерами и совместного решения проблем.
Существует три способа познания собеседника в общении: идентификация, эмпатия и рефлексия,
1. Идентификация — «отождествление», предполагает уподобление себя собеседнику и попытку посмотреть на ситуацию его глазами.
2. Эмпатия — «сопереживание», т.е. постижение собеседника на основе чувств. При этом своя линия поведения от этого не теряется.
3. Рефлексия — «обращение назад» — это знание и понимание собеседника, в т.ч. и того, как он понимает вас.
Собеседники в процессе делового общения воздействуют друг на друга четырьмя способами.
1. Заражение — это бессознательная передача эмоционального или психического настроя от одного собеседника другому. При этом большое значение играет подверженность одного из них подобному воздействию.
2. Внушение — это целенаправленное, но не аргументированное воздействие на собеседника.
3. Убеждение — это логически обоснованное, аргументированное воздействие на собеседника.
4. Подражание — это воспроизведение одним человеком поведения других людей.
Деловое общение может осуществляться при непосредственном контакте собеседников, т.е. прямым способом, и косвенным, когда между ними существует пространственно-временная дистанция.
Формы делового общения
Существует пять форм делового общения: деловая беседа, деловая переписка, деловые переговоры, деловое совещание и публичное выступление.
Деловая беседа представляет собой устный контакт между собеседниками. Это наиболее распространенная форма делового общения. Ее участники должны иметь соответствующие полномочия для принятия и закрепления выработанных позиций. К функциям деловой беседы относится поиск эффективных путей решения стоящих перед участниками задач, общение между работниками из одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран. В значительной степени успех деловой беседы зависит от ее подготовки.
Наиболее распространенным видом деловой переписки является деловое письмо. Деловое письмо — это служебное послание в виде официального документа, а также в форме разного рода запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них. Поводом для письма может служить любой случай.
Составление письма нельзя поручать людям, которые не имеют специальной подготовки, т.к. письмо значительно ограничено в средствах передачи точного смысла. Это связано с отсутствием визуального контакта, в процессе которого информация передается в т.ч. и невербально.
Несмотря на то что язык делового письма индивидуален и многообразен, при его составлении нужно соблюдать актуальность, краткость, логику, убедительность и отсутствие излишней солидарности. При написании международного письма необходимо учитывать особенности страны- получателя.
Деловое совещание—это дискуссия, направленная на разрешение стоящих перед организацией задач. Деловое совещание способствует сплочению коллектива и совместной интеллектуальной деятельности, в процессе которой принимается коллективное решение. Деловое совещание включает в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений.
Деловые совещания подразделяются на две группы: по форме организации и целевой установке. В свою очередь по форме организации бывают диктаторскими (ведущую роль в нем играет руководитель), сегрегативными (доклады участников заранее планируются), дискуссионными (свободный обмен мнениями и информацией с последующим утверждением решения руководителем), кулуарными (стихийные, представляющие собой продолжение другого совещания).
По целевой установке совещание может быть информационным (целью его является доклад о текущей работе), направленным на принятие решений, творческим (цель — поиск новых идей и путей развития).
На деловом совещании не должно присутствовать слишком много людей, т.к. это расхолаживает и ведет к снижению производительности.
Деловые переговоры — это вид делового общения, направленный на устранение противоречий между собеседниками, целью которого является выработка общего решения.
Существуют два подхода к ведению переговоров: позиционный и принципиальный. Позиционный подход предполагает наличие двух возможных альтернатив поведения собеседников: уступать или не уступать. При жестком подходе одной стороны вторая будет чувствовать себя ущемленной. При жестком подходе обеих сторон решение не будет найдено, а в обратной ситуации оно не будет максимально эффективным. Принципиальный подход предполагает стремление участников к компромиссу и взаимной выгоде.
Переговорный процесс состоит из трех этапов: анализа, планирования и дискуссии. На первом этапе собирается информация и определяются первостепенные вопросы, нуждающиеся в согласовании. На втором этапе разрабатываются пути их решения. В процессе дискуссии идет поиск компромиссного решения, которое затем утверждается.
Публичное выступление — это процесс непосредственного речевого воздействия выступающего на аудиторию. В зависимости от целей публичное выступление делится на информационное, побуждающее (митинг, предвыборная речь) и убеждающее (торжественная речь). Данный вид делового общения является одним из самых сложных, т.к. внимание слушателей приковано к одному человеку. В результате оратор должен четко следить за своей речью, мимикой, жестами и реакцией аудитории. Задачей его является донести смысл своего выступления до всех присутствующих, не утомив их и не вызвав негативного отношения к себе.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.