Современный этап развития экономики России и совершенствование управления. Особенности российского менеджмента. Возможности использования зарубежного опыта
Управленческая мысль постоянно развивается, выдвигаются все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Практика бизнеса и управления всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль. Это дает толчок для более глубокого исследования науки менеджмента и в наши дни.
В современном менеджменте преобладают три тенденции: 1) осознание значения материально-технической базы современного производства и услуг; 2) усиление внимания к организационной культуре и к демократизации управления; 3) усиление международного характера управления.
В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны. От национальных особенностей зависит взаимодействие менеджера и подчиненных, методы управленческого воздействия начальства на работников и, естественно, различие взглядов теоретиков и практиков на управленческую науку.
В России наука управления начала изучаться совсем недавно. Можно сказать, что менеджмент в нашей стране — наука новая и известная в основном по зарубежному опыту. Это связано с существовавшим долгое время командно-административным режимом. Эта политическая система в нашей стране не позволяла развиться личности в организации, потому что все управленческие решения принимались людьми свыше, в основном правительственными чиновниками. В связи с переходом России к рыночной экономике управленческая наука начала активно изучаться, стали появляться яркие менеджеры. Однако все они в основном опираются на зарубежный опыт, потому что собственной практической и теоретической базы не существует.
Если говорить о современной российской модели управления, то можно сказать, что во многих организациях она стала значительно отличаться от прошлой. Если раньше ее можно было охарактеризовать как централизованную власть, подталкивающую к политике закрытых дверей и вынужденному участию для выживания, то сейчас картина значительно изменилась. Современная российская модель управления позаимствовала многие черты у американской. Стали делегироваться полномочия и использоваться безвредная политика. У менеджеров проявилось реальное участие в целях организации и желание брать на себя ответственность за принятые решения.
Российские современные отношения в менеджменте продолжают совершенствоваться и развиваться. Это обстоятельство очень важно для развития нашей страны. Россия кипит, потому что для нее открылись бескрайние горизонты политики и бизнеса.
Типы структур управления предприятием. Адаптация структуры к изменениям внешней среды
Адаптивные структуры
Функциональные (по основным видам работ) и дивизиональные (разделительная по основным направлениям деятельности) структуры организаций не остановились в своем развитии. Они модифицируются, совершенствуются, внутри них образуются новые структуры, предназначающиеся для выполнения каких-либо отдельных, временных и разовых задач, решить которые в имеющихся структурных рамках не представляется возможным.
В 60-х гг. возникли более гибкие организационные структуры, которые по сравнению с классическими и дивизиональными лучше приспособлены к быстрым изменениям условий хозяйственной жизни и внедрению технико-технологических новшеств. Они получили название органических, или адаптивных, структур.
Основным принципом построения таких структур является автономная возможность выполнения целей и задач, а также быстрое их приспособление (адаптация) к изменениям. Сегодня крупные организации используют два типа адаптивных структур: проектную и матричную.
Проектная организация является временной структурой, создаваемой для выполнения какой-либо конкретной задачи, например для разработки проекта реконструкции здания или структурных изменений самой организации, и др.
Члены такой проектной группы и ее руководитель привлекаются из самой организации и действуют в рамках сметы средств, отпущенных на разработку данного проекта. В установленные сроки работа должна быть сдана высшему руководству, а сотрудники возвращаются к выполнению работы, определенной им по прежней должности.
Проектные организации могут быть созданы и как постояннодейст-вующие структуры в рамках отраслей народного хозяйства или крупнейшего предприятия (промышленного или производственного объединения). Работа здесь ведется над несколькими проектами и по мере их выполнения продолжается по новым заказам и заявкам от предприятий.
В нашей стране проектные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и разработки велись в крупных научных центрах союзного, республиканского или отраслевого подчинения и финансировались из средств государственного бюджета. НИИ, КБ, центральные лаборатории и другие организации подобной структуры обеспечивали тесную связь науки с производством, давали определенный задел научных и проектных разработок, пригодных для использования в производстве.
Такие структуры должны были не допускать диспропорций, отставания от передовой техники и технологии и перерасхода ресурсов. Однако жесткие рамки директивного планирования, чрезмерная централизация управления ими не могли дать желаемого результата. Выполненные качественно, своевременно и на высоком научно-техническом уровне работы зачастую останавливались на фазе внедрения их в производство на предприятиях, не заинтересованных экономически в их использовании. Успешно, быстро и эффективно новые разработки использовались преимущественно в отраслях оборонного комплекса, где действовала специальная структура — военная приемка. И, конечно, существовала угроза потери необходимого военного потенциала по сравнению с вероятным противником. Гражданское производство с его крупными промышленными объединениями, застывшей организационной структурой оказалось не восприимчивым к «ноу-хау». Отечественные монополии не знали условий рыночной конкуренции и не перестраивали свои структуры в соответствии с требованиями НТП. В условиях перехода от национальной конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой к острой международной конкуренции появилась необходимость в такой организационной структуре, которая позволила бы быстрее внедрять в производство новейшие технические и технологические достижения науки. Американские ученые считают, что если «Дженерал моторе», и в целом автомобильная промышленность, дала образцы дивизиональной организационной структуры, то компьютерное производство и, в частности 1ВМ, впервые эффективно использовало матричную структуру, базирующуюся на проектной и опытно-конструкторской.
Матричная организационная структура позволяет решать задачи интеграции различных видов работ и создает большое число коммуникационных каналов и центров принятия технических и технологических решений. Она объединяет целевые и комплексные группы специалистов, автономные группы разработчиков, руководителей по отдельному виду продукта, информационные структуры и отдельных специалистов, типа «фиксеров» (т. е. наиболее опытных, с большими внешними связями и «пробивных» работников, обеспечивающих быстрое продвижение разработок и реализацию новшеств в производство).
Матричная структура не является чем-то принципиально отличным от функциональной и продуктовой структур. Скорее всего она представляет собой комбинацию этих двух альтернатив. В этой связи основной задачей, кроме финансирования и определения задач, выступает поддержание равновесия между двумя структурами и разрешение возникающих между ними конфликтных ситуаций (выбор альтернатив между представленными научными разработками, проектами, конструкциями и др.). Главным арбитром в таких разногласиях раньше у нас были государственные приемные комиссии, а в условиях рынка— высшее руководство корпораций, концернов и крупных фирм.
В матричной организации имеет место двойное подчинение членов проектной группы: с одной стороны, руководителю проекта, с другой— руководителю функционального отдела, выделившего данных специалистов в проектную группу. Такое положение руководителя проекта во многом зависит от того, какие полномочия ему дало высшее руководство организации.
Руководители проектов в матричной организации, как правило, отвечают за общую организацию исследовательских работ и использование выделенных для этого финансовых и материальных ресурсов. Они планируют и контролируют ход работ и разработок. Но и функциональные руководители ведут необходимые наблюдения за успешной работой и при необходимости могут принимать решения, вплоть до закрытия проекта.
Матричные, как и другие организационные структуры, также имеют недостатки. В них нередки тенденции к анархии в связи с нечетко поставленными правами и двойной подчиненностью работников. Проявляется групповщина и борьба за лидерство в сфере науки, техники и технологии. Могут иметь место снобизм и неприязнь между «верхними» и «нижними» звеньями матрицы в ходе работ.
9. Постановка целей и планирование в организации. Вариантность плановых решений
Планирование должно осуществляться в соответствии с рядом принципов:
1) участие в планировании максимально большого числа сотрудников начиная с самых ранних этапов. Это позволяет повысить эффективность выполнения работы, т.к. учитываются интересы максимального количества сотрудников, а следовательно, повышается их удовлетворенность работой;
2) непрерывность заключается в том, что составляемые планы должны непременно реализовываться, т.е. служить основой для дальнейшей работы;
3) гибкость основывается на возможности корректировать планы в соответствии со сложившимися условиями. Для этого в планы закладываются дополнительные размеры средств, завышенные сроки и пр.;
4) экономичность предполагает, что затраты времени на планирование не превышают получаемого в конечном итоге от этого эффекта;
5) процесс планирования должен быть полностью обеспечен требующимися материальными и организационными ресурсами. Выделяют пять методов планирования.
1. Бюджетный — основывается на табличном способе представления материала. В нем отражается поступление и перераспределение ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) по подразделениям и сферам деятельности;
2. Балансовый — заключается в согласовании поступлений и расходов за определенный временной период. Баланс — это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия. В соответствии с балансом сумма расходов и остатка ресурсов предприятия должна совпадать с размером доходов. Помимо этого, баланс позволяет анализировать деятельность предприятия и делать ее более эффективной.
По содержанию баланс делится на три группы: 1) отчетный — составляется по прошедшему периоду деятельности; 2) плановый — занимается определением размера потребляемых и распределяемых средств на будущий период; 3) прогнозный — отражает наиболее вероятные объемы потребляемых и распределяемых ресурсов.
В зависимости от вида ресурсов, которые отражаются в балансе, выделяют натурально-вещественные, стоимостные и трудовые балансы.
В натурально-вещественном балансе отражается движение материальных ресурсов вне денежном выражении, в стоимостном — Движение денежных средств, в трудовом — движение трудовых Ресурсов предприятия;
3. Нормативный — базируется на норме поступления и затрат на единицу продукции.
В основе нормативного баланса могут лежать следующие виды норм: 1) стоимостные нормы применяются в случае, если поступления и расходы нельзя представить вне денежной форме; 2) натуральные нормы используются для определения количества ресурсов, необходимых на производство единицы продукции; 3) нормы обслуживания указывают, какое количество людей может обслуживать один работник; 4) нормы времени определяют, сколько времени необходимо для производства единицы продукции;
4. Математический — опирается на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений с переменными. Наиболее распространенным примером математического способа планирования является статистический;
5. Графический — базируется на образном представлении возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, затрат, изменение доли рынка и т.п.).
Все эти методы можно использовать в совокупности, т.к. каждый из них может освещать одну ситуацию с разных сторон, за счет чего формируется комплексное представление о ней.
10. Понятие и сущность стратегического планирования. Воздействие стратегий на успех организации
Планирование — это одна из основных функций менеджмента. Она лежит в основе любой деятельности как организации в целом, так и отдельных ее частей. Планирование можно рассматривать в двух направлениях: в широком и узком смысле.
В широком смысле планирование — это деятельность, в процессе которой определяются цели и задачи организации, а также распределяются и перераспределяются ресурсы для реализации поставленных задач или выполнения соответствующей деятельности.
Планирование в узком смысле представляет собой процесс составления специальных документов (планов), цель которых состоит в сочетании и координации работы организации для максимизации конечных результатов и наиболее полного использования его потенциала.
По срокам выделяется несколько видов планирования: 1) Долгосрочное—осуществляется на срок более 5 лет и заключается в разработке перспективных целевых программ. К долгосрочному планированию относится стратегическое планирование, целью которого является разработка специфических стратегий, которые определяют основные направления деятельности организации в целом; 2) среднесрочное — определяет деятельность предприятия на срок от 1 года до 5 лет и может реализовываться в различного рода программах; 3) краткосрочное — предполагает, что планы составляются на срок менее 1 года. К ним относятся оперативные планы на день и др. Существует три разновидности планов.
1. Планы-цели, включающие в себя набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния предприятия и его составных частей в перспективе. Используются при наличии возможности планирования на длительные сроки и неопределенности возможных перспектив.
2. Планы для повторяющихся действий регламентируют сроки и порядок выполнения традиционных работ в стандартных условиях.
К планам такого рода относятся расписания движений поездов, самолетов, которые составляются таким образом, чтобы в случае необходимости (форсмажорных обстоятельств) можно было их легко изменить.
3. Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях
Формы делового общения
Существует пять форм делового общения: деловая беседа, деловая переписка, деловые переговоры, деловое совещание и публичное выступление.
Деловая беседа представляет собой устный контакт между собеседниками. Это наиболее распространенная форма делового общения. Ее участники должны иметь соответствующие полномочия для принятия и закрепления выработанных позиций. К функциям деловой беседы относится поиск эффективных путей решения стоящих перед участниками задач, общение между работниками из одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран. В значительной степени успех деловой беседы зависит от ее подготовки.
Наиболее распространенным видом деловой переписки является деловое письмо. Деловое письмо — это служебное послание в виде официального документа, а также в форме разного рода запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них. Поводом для письма может служить любой случай.
Составление письма нельзя поручать людям, которые не имеют специальной подготовки, т.к. письмо значительно ограничено в средствах передачи точного смысла. Это связано с отсутствием визуального контакта, в процессе которого информация передается в т.ч. и невербально.
Несмотря на то что язык делового письма индивидуален и многообразен, при его составлении нужно соблюдать актуальность, краткость, логику, убедительность и отсутствие излишней солидарности. При написании международного письма необходимо учитывать особенности страны- получателя.
Деловое совещание—это дискуссия, направленная на разрешение стоящих перед организацией задач. Деловое совещание способствует сплочению коллектива и совместной интеллектуальной деятельности, в процессе которой принимается коллективное решение. Деловое совещание включает в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений.
Деловые совещания подразделяются на две группы: по форме организации и целевой установке. В свою очередь по форме организации бывают диктаторскими (ведущую роль в нем играет руководитель), сегрегативными (доклады участников заранее планируются), дискуссионными (свободный обмен мнениями и информацией с последующим утверждением решения руководителем), кулуарными (стихийные, представляющие собой продолжение другого совещания).
По целевой установке совещание может быть информационным (целью его является доклад о текущей работе), направленным на принятие решений, творческим (цель — поиск новых идей и путей развития).
На деловом совещании не должно присутствовать слишком много людей, т.к. это расхолаживает и ведет к снижению производительности.
Деловые переговоры — это вид делового общения, направленный на устранение противоречий между собеседниками, целью которого является выработка общего решения.
Существуют два подхода к ведению переговоров: позиционный и принципиальный. Позиционный подход предполагает наличие двух возможных альтернатив поведения собеседников: уступать или не уступать. При жестком подходе одной стороны вторая будет чувствовать себя ущемленной. При жестком подходе обеих сторон решение не будет найдено, а в обратной ситуации оно не будет максимально эффективным. Принципиальный подход предполагает стремление участников к компромиссу и взаимной выгоде.
Переговорный процесс состоит из трех этапов: анализа, планирования и дискуссии. На первом этапе собирается информация и определяются первостепенные вопросы, нуждающиеся в согласовании. На втором этапе разрабатываются пути их решения. В процессе дискуссии идет поиск компромиссного решения, которое затем утверждается.
Публичное выступление — это процесс непосредственного речевого воздействия выступающего на аудиторию. В зависимости от целей публичное выступление делится на информационное, побуждающее (митинг, предвыборная речь) и убеждающее (торжественная речь). Данный вид делового общения является одним из самых сложных, т.к. внимание слушателей приковано к одному человеку. В результате оратор должен четко следить за своей речью, мимикой, жестами и реакцией аудитории. Задачей его является донести смысл своего выступления до всех присутствующих, не утомив их и не вызвав негативного отношения к себе.
Стили руководства
Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам с целью повлиять на них или побудить к действию. Существует три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В различных источниках они могут называться по-разному, но смысл их всегда одинаковый и заключается в следующем.
Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая интересов подчиненных. В данном случае используется командный метод управления.
Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы. Он не требует особых материальных затрат и позволяет быстрее наладить взаимодействия между сотрудниками (отделами). Но такой стиль руководства подавляет инициативу, требует громоздкой системы контроля за работой персонала, повышает степень бюрократизма. В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя.
Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Данный стиль руководства стимулирует творческую деятельность, снижает недовольство сотрудников от принятых решений, т.к. они принимаются совместно, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат на предприятии, а следовательно, и удовлетворенность от выполненной работы. Но т.к. за работой персонала не осуществляется жесткого централизованного контроля, то ответственность за ее выполнение может долго перекладываться, что затягивает процесс принятия решений и ее выполнения.
Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя, т.е. работники предоставлены сами себе. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя. В результате подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии. По сути, данный метод применялся в нашей стране в период становления рыночной экономики (с 1985 г. до середины 1990-х гг.).
Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный, т.к. все зависит от ситуации, в которой они применяются. В результате можно сделать вывод, что руководитель должен уметь применять все эти стили, что зачастую невозможно в силу его психологических особенностей.
Типы менеджеров
Как уже говорилось ранее, менеджеры — это управленцы, руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие подчиненных непосредственно им сотрудников.
В любой организации перед менеджером стоят следующие задачи:
1) определение перспективных и текущих целей и задач, планирование;
2) распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация;
3) установление и поддержание коммуникационной связи между собой и подчиненными;
4) контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности;
5) изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня;
6) проведение собраний, совещаний и участие в них;
7) деловое общение, беседы, переговоры с менеджерами организации, заказчиками и другими лично и по телефону;
8) работа с документами;
9) самоменеджмент.
Можно выделить три типа менеджера.
Первый тип — менеджер высшего звена. К этому типу относятся руководители организации, его заместители. Менеджеры высшего звена формируют цели организации и ее подразделений, разрабатывают долгосрочные планы. Особенностью данного типа управленцев является обеспечение успешного взаимодействия организации с внешней средой, ее адаптации к различным переменам.
Второй тип — менеджер среднего звена. К этому типу относятся руководители организации, которые являются подчиненными менеджеров высшего звена, но в то же время в своем непосредственном подчинении имеют руководителей. Они координируют работу нижестоящих руководителей и управляют отдельными специализированными подразделениями и функциями.
Третий тип — низкий уровень. К этому типу относятся руководители, не имеющие в подчинении руководителей. Они осуществляют организацию работников, занятых основной деятельностью. Особенностью менеджеров низшего уровня является то, что они обеспечивают контроль за использованием сырья и оборудования.
Роли менеджеров
Если говорить о ролях менеджеров в организации, необходимо отметить, что деятельность руководителя может быть направлена на следующие объекты:
1) управление деятельностью;
2) управление ресурсами;
3) управление людьми;
4) управление информацией.
Роль — это совокупность ожиданий окружающих по отношению к занимающему определенную должность индивиду.
Рассмотрим все основные роли менеджера.
Роль главы
Прежде всего в любой организации менеджер является символом, лицом фирмы. Статус высшего руководителя требует от него выполнения ряда официальных обязанностей. Менеджер должен приветствовать, встречать и контактировать с важными персонами, руководителями других фирм и представителями закона, подписывать документы и заключать договоры.
Роль лидера
Эта роль определяет отношения руководителя с подчиненными. Менеджер обеспечивает выполнение всех нужд сотрудников,, необходимых для эффективной работы организации. Руководитель занимается набором кадров, обеспечивает их адаптацию и повышение квалификации, продвижение по служебной лестнице и мотивирует их труд.
Роль связующего звена
Эта роль менеджера связана с взаимодействием руководителя с внешней средой. Отношения за пределами организации должны быть направлены на взаимовыгодное удовлетворение интересов ее участников. Менеджер стремится построить прочную и эффективную сеть, состоящую из клиентов-потребителей, чиновников, поставщиков и самой фирмы.
Роль наблюдателя
Менеджер наблюдает, анализирует, делает выводы на основе полученной информации. Это позволяет ему осознать важность процессов, протекающих в организации и во внешней среде.
Роль проводника
Любой менеджер обладает определенным объемом информации, часть которой он передает своим подчиненным и руководителям (если такие имеются). Это необходимо для действия организации как единой команды, что в наибольшей мере обеспечивает выполнение поставленных целей и задач, достижение эффективного результата.
Роль оператора
Менеджер является распространителем информации за пределами организации. От имени компании он выступает с докладами на конференциях, представляет подразделения на совещаниях и передает определенные сведения в средства массовой информации.
Роль предпринимателя
Менеджер несет ответственность за разработку большинства проводимых в организации процессов, разрешение возникающих проблем. Также он осуществляет поиск новых возможностей, разработку эффективных проектов.
Роль пожарного
Любому руководителю приходится сталкиваться с неожиданными проблемами или изменениями во внутренней и внешней среде, которые могут повлечь за собой нежелательные последствия. В этой ситуации менеджер должен вовремя «затушить» очаг возгорания проблемы.
Роль участника переговоров
Менеджеру приходится общаться с другими организациями, представителями заинтересованных групп.
В этой роли руководитель выступает ответственным представителем компании во всех переговорах, который согласовывает проекты с головным офисом, обсуждает условия сделок или их изменение с партнерами по бизнесу.
В какой роли менеджер ни выступал бы, эффективность его деятельности зависит от его личных качеств, знаний, умений и этики.
Современный этап развития экономики России и совершенствование управления. Особенности российского менеджмента. Возможности использования зарубежного опыта
Управленческая мысль постоянно развивается, выдвигаются все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Практика бизнеса и управления всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль. Это дает толчок для более глубокого исследования науки менеджмента и в наши дни.
В современном менеджменте преобладают три тенденции: 1) осознание значения материально-технической базы современного производства и услуг; 2) усиление внимания к организационной культуре и к демократизации управления; 3) усиление международного характера управления.
В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны. От национальных особенностей зависит взаимодействие менеджера и подчиненных, методы управленческого воздействия начальства на работников и, естественно, различие взглядов теоретиков и практиков на управленческую науку.
В России наука управления начала изучаться совсем недавно. Можно сказать, что менеджмент в нашей стране — наука новая и известная в основном по зарубежному опыту. Это связано с существовавшим долгое время командно-административным режимом. Эта политическая система в нашей стране не позволяла развиться личности в организации, потому что все управленческие решения принимались людьми свыше, в основном правительственными чиновниками. В связи с переходом России к рыночной экономике управленческая наука начала активно изучаться, стали появляться яркие менеджеры. Однако все они в основном опираются на зарубежный опыт, потому что собственной практической и теоретической базы не существует.
Если говорить о современной российской модели управления, то можно сказать, что во многих организациях она стала значительно отличаться от прошлой. Если раньше ее можно было охарактеризовать как централизованную власть, подталкивающую к политике закрытых дверей и вынужденному участию для выживания, то сейчас картина значительно изменилась. Современная российская модель управления позаимствовала многие черты у американской. Стали делегироваться полномочия и использоваться безвредная политика. У менеджеров проявилось реальное участие в целях организации и желание брать на себя ответственность за принятые решения.
Российские современные отношения в менеджменте продолжают совершенствоваться и развиваться. Это обстоятельство очень важно для развития нашей страны. Россия кипит, потому что для нее открылись бескрайние горизонты политики и бизнеса.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.