Пространственные представления формируются в различных упражнениях, где используются предметы и приспособления (кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п.), которые ребенок может перемещать, манипулировать с ними. Так, в частности, Р. важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
Упр.70. «Конструирование предметов из заданных частей», Дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений) и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Р. предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды может быть (с помощью разных соответствующих фрагментов сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. Аналогично - с фигурой человека или животного, растения и т .п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
Упр.71. «Я - Конструктор», Р. предлагается из спичек счетных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами, Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
Упр.72. « Найди нужный блок». «Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать «блоки».
Рис.7
Упр.73 «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис.8 сначала на 4, а потом - в более сложном варианте - лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите Р. сложить из полученных частей придуманные Вами орнаменты; сначала более простые, а затем - аналогичные тем, что представлены на рис.8 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.
Рис.8
Упр.74. «Копирование фигур» На первом этапе целесообразно осуществлять копирование с помощью кальки и копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.
а) Копирование различных простых фигур.
б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис.9. Сначала фигура анализируется, разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее Р. предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.
Рис.9
в) Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 градусов может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру, лежащей на левом (или правом) боку». На 180 градусов - «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах. Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и собственный рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на клетчатой бумаге. Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или обращу сверху, слева и т.д.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 299.