Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками (в статике и динамике), которые ограничивают и обедняют движения Р. Например, при письме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную позу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления.
Коррекция здесь, может быть, наиболее трудоемка и сложна как для Р., так и для психолога, т.к. основной мишенью является перестройка непродуктивных стереотипов и неэффективных формул движения. Однако достижение этой цели дает поразительный эффект в различных сферах психической жизни Р.
Синкинезии - это непроизвольное оживление двигательной активности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему. К приведенным выше примерам каждый специалист может добавить множество своих.
Принципиально существует два основных пути устранения синкинезии. Первый из них связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, т.е. становятся волевым актом (иногда доведенным до абсурда: «...Нет уж, ты, пожалуйста, вместе с ногами!»), контролируемым самим Р.
Второй - с блокировкой синкинезий, при которой Р. придается такое положение тела, когда их появление сведено к минимуму, вплоть до абсолютной невозможности. Основной методический прием при этом заключается в фиксации одного (или нескольких) из патологически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями и т.д., пока автономность движений по уровням не автоматизируется. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим Р.
Например, имеют место обильные синкинезии (ноги, язык, мимика и т.п.), возникающие одновременно с движением руки. В этом случае может рекомендуется:
- маркировка утяжелителем руки, действие которой вызывает наиболее яркие синкинезии;
- перенесение произвольного внимания Р., например, на ноги: в этом случае ему предлагается, проговаривая какие-нибудь слова или скороговорки, отстукивать ритм ногой;
- удержание в этой руке длительного статического напряжения (например, вытянутые руки с сильно сжатыми кулаками); Р. при этом может петь песни, проговаривать скороговорки, вращать ногами «педали», проделывать дыхательные или глазодвигательные упражнения.
Иногда Вам придется в буквальном смысле «зацементировать» Р.: Вы или он сам крепко обхватывает себя; стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками; ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах - «баранка» или палочка).И только потом приступать к выполнению глазодвигательных, графических и др. упражнений. Не исключено, что и тут Вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи.
Формирование автономии по уровням логично начинать с «развязки» синкинезии «глаза - язык», т.к. во-первых, патологическая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т.д.
Упр.134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти:
а) сильно сжатые челюсти, при необходимости можно попросить ребенка зажать зубами карандаш и т п.,
б) максимально открытый рот, язык спрятан;
в) максимально открытый рот, максимально высунутый язык
Упр.135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (однонаправленные и разнонаправленные).
Упр.136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.
Упр.137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.
Упр.138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами,
Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног, они также включаются в эти блоки упражнений.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 265.