КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МГПУ

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра клинических основ специальной психологии

и специальной педагогики

Психолого-медико-социальный центр

помощи детям и подросткам

Северо-Западного округа

 

КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

 

( Часть 1)

 

Москва, 2001

 

Печатается по решению

Методического Совета Центра

Отдел нейропсихологии

____________________________________________________________________

Авторский коллектив:

к.п.н. А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Б.А.Архипов, Е.В.Сафронова, Н.А.Иванова, В.М.Шегай, Т.Н-Ланина

Под редакцией проф. А.В. Семенович.

© Архипов Б.А., Воробьева Е.А.,

 Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А,В., Шегай В.М. 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .......................................................................................................................... стр.4

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения психических процессов.

Оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий

                            
Глава 1. Дыхательные упражнения     ......................................................................... 7

Глава 2. Массаж и самомассаж    .................................................................................... 12

Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями     .......................................................................................... 17

1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация    ....17

2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистопиями.

Расширение сенсо-моторного репертуар ............................................................. 21

          Глаза  ................................................ ................................................................  21

          Речевой аппарат    ............................... ...............................................................  31

         Шея и плечи ......................................................................................................... 33

         Руки ........................................................... .......................................................... 34

         Ноги ............................................................ ............................................................ 36

3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий  ........ 38

Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.         .......................................................... 41

Глава 5. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов   ...... 47


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов.

Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы    ............49

Глава 2. Зрительный гнозис .......................................................................................... 52

Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления   ........... 57

1.Освоение телесного пространства ............................................................................ 57

2.Освоение внешнего пространства ...........................................................................   60

3. Пространственные схемы и диктанты   ................................................................ 65

4. Конструирование и копирование ................................................................................. 68

5. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции    ..........  

 

Введение

 

 

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Те есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом - мишень».

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое -собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией

Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела, первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело»

Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния

Направление, в рамках которого разработана «Комплексная нейропсихологическая....», исходит из того, что воздействие на сенсо-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех. ВПФ. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащее большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методологически «Комплексная нейропсихологическая коррекция .» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего - в ракурсе учения о 3 функциональных блоках мозга); учении Л.С.Цветковой о нейропсихологии и реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза».

Методически - на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Пособие включает 3 раздела, содержание которых отражает иерархически организованную трехуровневую систему комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте, ввиду универсальных закономерностей единого онтогенетического процесса

Здесь нет специальных пунктов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дислексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулинй). Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, укачанные процессы являются чрезвычайно с южной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.) и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструктами. Заметим, что практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.

С другой стороны нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно, как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедической литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в классических трудах школы Л.С.Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Существенно продуктивнее для читателей будет обращение к первоисточникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.

Итак, разделы книги соответствуют определенным пластам (уровням) психической деятельности, формируемым у ребенка

В нейропсихологическом контексте каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия.

Методы I уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; II-го уровня - на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий; а III-го уровня - на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Соответственно понимание и усвоение логики применения методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации недостаточности, имеющейся у ребенка, базирующейся на результатах полного нейропсихологического обследования.

Требования к применению «Комплексной нейропсихологической...» подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений из I, II и III разделов. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему. Вместе с тем трудно себе представить ситуацию, при которой коррекционные занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов (III уровень) а в идеале, даже в относительно простых случаях, должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, I уровня с успехом могут ассимилироваться в программы II и III уровней в качестве составляющей любого из упражнений.

Усвоение предлагаемого материала (только на первый взгляд кажущегося простым и понятным) предполагает его упорную практическую отработку, что поболит накопить соответствующий опыт. использовать свою интуицию и творчество. Естественно, что методы, содержащиеся в каждой из глав, могут быть расширены и дополнены другими, аналогичными; несколько модифицированы (без утери содержания) в зависимости от исходных возможностей и возраста ребенка. Авторы надеются, что заложенная в данном пособии идеология и структура психокоррекционного воздействия позволит более эффективно решать задачи, стоящие перед любым профессионалом, работающим над проблемой отклоняющегося развития.

 

Проф.А.В. Семенович

 

 

Упражнения лежа на спине.

 

Упр.50. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на солнечном сплетении, другая - на пупке. На вдохе прогибаем спину, опираясь на плечи и копчик; на выдохе - возврат в и. п. Руки надавливают вниз, помогая пояснице коснуться пола.

Упр.51. Руки за головой, ноги согнуты в коленях. На вдохе прогибаем спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе поясничный отдел позвоночника опускается, а голова и плечи приподнимаются так, чтобы Р. мог увидеть свои колени.

Упр.52. Ноги согнуты в коленях, одна рука лежит вдоль тела, а ладонь другой - под головой. На вдохе спина прогибается вверх с опорой на плечи и копчик, на выдохе - локоть руки, которая находится под головой, касается противоположного (или одноименного) колена, при этом поднимается верхняя часть туловища и подтягивается колено.

Упр.53. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а ноги - с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

Упр.54. Привести колени к груди, руки обхватывают голени, нос дотягивается до коленей.

Упр.55. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант - перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого Р. замирает на каком-либо боку.

Упр.56. «Бревнышко». Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться всем туловищем направо, затем налево как «бревнышко».

Упр.57. Ползание на спине: при помощи рук и ног; только рук; только ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностей).

Упр.58. «Струночка». Р. должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем -описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, мягким, холодным, гладким, бугристым; шее или ногам неудобно и т.д.

Руки вытянуть за головой, кисти соединены, ладони «смотрят» вверх; ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы задняя сторона шеи приблизилась (прижалась) к полу. В этом положении важно, чтобы Р. почувствовал опору тела (ощущение, что пол держит, что я лежу на полу), а затем расслабился.

П. берет одну руку Р. и немного растягивает ее (другая лежит расслаблено), затем другую. То же - с ногами. После этого Р. выполняет растяжки самостоятельно.

Упр.59. «Линейные растяжки». Р. (сначала с помощью П.) «растягивает» все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем - только правой (рука, бок, нога), потом - только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите Р. о том, вытянулась ли его спина, руки и/или ноги.

Упр.60. «Звезда». Р. ложится в позу «звезды», слегка разведя руки и ноги, а затем - выполняет растяжки, аналогично предыдущим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука - по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали.

Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спине, но и на животе.

 

Упражнения лежа на животе.

 

Упр.61. «Лодочка». Вытянуться всем телом. Р. по инструкции П. поднимает прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноименные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза.

Упр.62. «Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «Как кобра: медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». Медленный возврат в и.п. и расслабление.

Упр.63. Подогнуть стопы (пальцы ног стоят на пол>), положить ладони под плечи; поднять бедра и таз как можно выше, опираясь на стопы и ладони, пока верхняя часть и нижняя часть туловища не составят букву «Л». Вес тела должен быть равномерно распределен между стопами и кистями рук, пятки -на полу, ноги прямые, смотреть вперед. Дети пробуют двигаться в такой позе (вперед, назад, вправо, влево), при этом пыхтя и громко топая.

Упр.64. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгибаем туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки двигаются вперед, снова ноги шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног все время контактируют с полом.

Упр.65. «Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаемся на животе вперед-назад, направо– налево-.  По команде Р. замирает на каком-либо боку.

Упр.66, «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. С вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом - зашипеть; подбородок - к груди, спина выгибается вверх.

Упр.67. Ползать и ходить на четвереньках, изображая, как двигаются различные животные, и какие звуки они издают (змея, крокодил, собака, ящерица, пантера и т.д.).

Упр.68. Ползание на животе: при помощи рук и ног; только рук или ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностей).

Упражнения сидя на полу.

 

Упр.69. Сесть на полу, скрестив ноги, спина прямая; руки на голенях. Вдыхая через рот, выгнитесь вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустите нижнюю челюсть на грудь, выгните спину назад. Голова при этом по возможности остается на одном уровне.

Упр.70. «Бабочка». Захватить сложенные стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедрами ног, подобно взмахам крыльев бабочки.

Упр.71. Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и захватить большие пальцы ног. При этом указательный и средний пальцы обхватывают большой палец ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку. Обязательно колени держать прямыми (если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щиколотки или за икры).

Упр.72. «Лев». Сидя на коленях и пятках, немного наклонитесь вперед, опираясь на руки. Широко открыть рот, максимально высунуть язык и издать громкий и страшный «львиный рык».

Упр.73. Сидя, скрестить ноги, спина прямая; привести руки к плечам (четыре пальца направлены к шее, большой палец назад, плечи параллельны полу). Выполняем свободные повороты налево - направо; по возможности максимально скручиваем позвоночник, голова поворачивается сначала в одну сторону с телом, затем - в противоположную.

Упр.74. Сесть на ягодицы так, чтобы на колено правой ноги легла левая пятка, упор на пальцы левой руки. Правая рука держится за левое плечо. Смотрим за левое плечо, разворачиваясь всем туловищем. То же - в другую сторону.

Упр.75. «Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями ( «Какую птицу ты изображаешь?»).

Упр.76. Сидя на коленях и на пятках, схватиться за голеностопные суставы или пятки, прогнуться всем телом (подать таз вперед и вверх, голова свободно откинута назад). Облегченный вариант; то же, но стоя на коленях (колени на ширине плеч) и поставив ладони на поясницу.

Упр.77. И.П. - то же. Наклониться вперед, пока лоб не коснется пола. Руки ладонями вверх - вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Другой вариант: руки вытянуты вперед, ладони вместе.

Упр.78. И.П. - то же. Постепенно опуститься назад, сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Постепенно в обратном порядке - в и.п.

Упр.79. Сидя, слегка наклонитесь назад и обопритесь на согнутые в локтях руки, приподнимите согнутые в коленях ноги. Перебирая руками и покачиваясь вперед - назад, крутитесь вокруг своей оси.

 

Упражнения стоя.

 

Упр.80. «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в и.п., выполняя движения в обратном порядке.

Упр.81. «Тянемся к солнышку». Встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание - «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. В начале П. должен дать почувствовать Р. ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за руки (пальцы). Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Упр.82. Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы смотрят прямо вперед. Левая - вытянута назад, стопа повернута под углом 90 градусов вовне. Вес тела смещен на правую ногу. Правая рука вытянута вперед, как - будто держит лук, левая - максимально отведена назад, натягивая тетиву лука. «Лук» растягивается так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение ног (рук).

У83. «Растяжка для ног». Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

- медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и.п. Стараться не сгибать ног и рук. То же - для правой руки и ноги;

- медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и.п. Не сгибать ног и рук. То же - для левой руки и правой ноги.

Упр.84. «Повороты в стороны». И.п. - то же. Поворот влево - левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо - правая рука назад, левая на сердце и т.д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем, а затем в противоположную сторону.

Упр.85. «Скручивание корпуса». И.п. - то же, колени слегка согнуты, стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник -вертикальная, неподвижная ось вращения. Голова - неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, затем - в противоположную сторону.

 

РЕЛАКСАЦИЯ

Перед тем, как перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы отметить необходимость учета влияния музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие -тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета

При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и визуализируя (воображая, представляя) нужные цвета или образы,

 

Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле - релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений - является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

 

Упр.86. Ноги шире плеч, немного согнуты в коленях, носки слегка развернуты внутрь, Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова, соответственно, занимает свободное, произвольное положение, удобное для Р. (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

Приведем несколько возможных сценариев для релаксации продолжительностью около 5 минут. Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.

Упр.87. «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Упр.88. «Ковер - самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер - самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера.. Постепенно ковер - самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Для выхода из длительной (более 10 минут), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» или для подготовки, мобилизации себя к дальнейшей работе, рекомендуется, лежа на спине, выполнить последовательность из пяти упражнений, каждое из которых занимает около 30-ти секунд:

- сделайте 3-5 циклов глубокого дыхания;

- потянитесь всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;

- поднимите одно колено, перекиньте его через другую ногу и постарайтесь достать им до пола. Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторите несколько раз в каждую сторону;

- потрите ладонь о ладонь и подошву о подошву;

- подтяните колени к груди и обхватите их руками. Прокатитесь несколько раз на спине вперед - назад, раскачиваясь как лодочка (качалка) или перекатываясь как бревнышко. Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

Глаза

 

Упр.89. После массажа век и области вокруг глаз 3-5 раз повернуть влево и вправо, вверх и вниз, по кругу глазные яблоки. На несколько секунд широко открыть глаза, затем - сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.

 

При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Каждое из них выполняется 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя и, наконец, 3) около переносицы. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания Р. рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале Р. следит за предметом, перемещаемым П., затем - за своей рукой, которую передвигает П. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой, а затем обеими руками вместе. В грубых случаях информированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук Р. со стороны взрослого.

П. обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения Р., где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока движение и удержание не станет устойчивым.

Упр.90. Р. смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

Упр.91. Руки сжаты 8 кулаки, большой палец вытянут. Вышеописанные движения сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону, что и глаз, затем в противоположную глазам. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.

Упр.92. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы,

Упр.93. П. «рисует в воздухе» перед Р. различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, и т.д., которые он должен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с П. и самостоятельно), на бумаге, назвать.

После того, как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение - на фазе глубокого вдоха; удержание в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) положении, у переносицы - на фазе задержки. Возврат в и. п. - на пассивным выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение согласуется с равными фазами дыхания.

Упр.94. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности со (центр знака - напротив переносицы). Сначала П. плавно передвигает одну руку Р., начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Р. должен внимательно следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же - другой рукой и двумя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он «рисуется».

Упр.95. «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону руку-»хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело) и концентрируясь на кончиках пальцев, Р. «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак «рисуется» другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

 

Речевой аппарат.

 

Расширение сенсо-моторного репертуара речевого аппарата, которое всегда начинается с массажных упражнений, прекрасно разработано и широко описано в логопедической литературе, поэтому мы перечислим лишь некоторые из соответствующих упражнений:

- открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными губами, вытягивание губ вперед (влево - вправо) трубочкой, чередование положений губ: в улыбке - трубочкой - спокойное, разнообразные движения (вперед-назад, вправо-влево, круговые) челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

- язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; язык - «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений языка:

- движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; вглубь рта - к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья и цоканья.

Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3-браз), заимствованный из актерской практики, помогает бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту'') и, кроме того, расширяет репертуар соответствующих кинестетических (артикуляционных) и кинетических возможностей.

 

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упр.96. И.п. - голова прямая (!), подбородок в обычном уцс-оном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускает на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Все внимание сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; «три» - рот закрыт.

Упр.97. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть снова опускается: на счет «шесть» челюсть выдвигается вперед: на счет «семь» челюсть возвращается а и.п. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 

Тренировка губных мышц.

Упр.98. И.п. - зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует).

Упр.99. На счет «один» губы собираются в «пятачок», на счет «два» «пятачок» движется вправо; «три» - снова вперед; «четыре» - «пятачок» двигается влево. Круговые движения «пятачком» вправо и влево.

Упр.100. И.п. Зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускается, и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; «два»- губа возвращается в И.п. На счет «три» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на «четыре» - губа опускается.

Упр.101. Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко раскрывается.

 

Тренировка мышц языка.

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

Упр.102. Рог открыт, язык лежит плоско, его кончик - у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на «два» - язык опускается (кончик языка у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам, «четыре»- в и.п.; «пять» - кончик языка за альвеолами; «шесть» в и.п.

Упр.103. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на «два» - внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва: при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упр.104. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в и п.

Упр.105. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня

Упр.106, Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зубов  (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.

Упр.107. Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель.

Упр.108. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

Упр.109. Тренировка небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик - у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос. опускать нижнюю челюсть, по возможности глубоко, при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксировать результат! работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркальце: маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки

Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при котором небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти - сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка, как при сомкнутых, так и при открытых губах.

Шея, плечи.

 

Упр.110. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично - ладони на лоб.

Упр.111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание - на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед - одновременно и попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не прогибая и прогибая спину назад и вперед.

Упр.112. «Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на правое плечо, затем - на левое (при этом важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми). Медленно поворачивать голову направо, налево.

Упр.113. «Перекаты головы». И.п. то же, ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Все внимание сосредоточено на абсолютно расслабленных мышцах шеи. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сторону. То же - по кругу в одну и другую сторону.

Упр.114. «Черепаха». Р. имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок - к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант - движения выполняются с неподвижными расслабленными плечами - голова как бы «вкручивается» в плечи.

Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости,

Руки.

 

Упр.115. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто Вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто Вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.

Упр.116. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть руки вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой, 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

Упр.117. «Краб». Покажите Р., как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать движения своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем - рывки в стороны, вверх-вниз (Р. «бросает руки» в разных направлениях).

Упр.118. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10-20 секунд. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем - в противоположные.

Упр.119. «Волшебная мельница». Р. представляет, что его руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут вращаться в разные стороны в сложенном состоянии, полусложенными и полностью раскрытыми. Все внимание - на ощущениях в разминаемых суставах.

1) вращение прямой правой (левой) рукой в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево, обеих рук в одном и противоположных направлениях (правая - вперед, левая - назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения,

2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по круг)' аналогично предыдущему - вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны).

3) вращение рук в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

Упр.120. «Змейки». Предложите Р. представить, что его пальцы - маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).

Ладони сначала «смотрят» на Р., потом - от него, при двуручном упражнении - друг на друга. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем - разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Упр.121. «Море». Р. вместе с П. рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой и воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду - один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед) Ныряют вместе и по очереди ( одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Ноги.

Упр.122. Р. ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или вовнутрь), кладется на пол. Возвращается в и.п. То же - с другой ногой. Затем - аналогично работают обе ноги одновременно.

Упр.123. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая - вытягивается вместе с носочком.

Упр.124. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).

Упр.125. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично - с левой ногой; двумя ногами.

Упр.126. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, Р. представляет, что его стопы - гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем - к нему. После этого одна ползет от Р., а другая - к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпрямить ноги, а затем - максимально согнуть в коленях.

Упр.127. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук(между коленей) - как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься обратно на корточки. Другой вариант прыжков - вперед.

Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым, мы способствуем повышению устойчивости Р. Оно связано с развитием равновесия, «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, Р. предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного одну ногу, не теряя равновесия; покачать ею в разных направлениях; вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

Упражнения лежа на спине.

Упр.139. Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх носок (пятка) правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же - для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.

Упр.140. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна - вверх, другая - вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени - в сторону нижней руки и наоборот.

Упр.141. Модифицированный вариант «велосипеда» - Р. имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена; то же - до одноименного колена; затем снова до противоположного колена.

Упр.142. Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

Упр.143. Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

Упр.144. Фиксированы туловище и язык - язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

Упр.145. Фиксированы туловище и руки - руки прижаты к груди в положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (аналогично предыдущим пунктам).

Упр.146. Фиксированы туловище и ноги - ноги у тела в положении тройного сгибания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (аналогично предыдущим пунктам),

Упр.147. Фиксированы глаза, руки и ноги, т.е. те части

тела, которые обеспечивают пространственно-координационную функцию тела. Р. выполняет повороты туловища: сначала медленные повороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем голова вовлекается в сторону движения туловища. После этого отрабатываются вертикальные осевые движения (ось «голова - копчик») с поднятием тазового пояса; плечевого пояса, одновременно тазового и плечевого поясов,

Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонаправлено во всех вариантах!

 

Упражнения сидя.

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала выполняется в свободном темпе, а затем - под хлопки взрослого, ритмичную музыку и т.п.

Упр.148. Язык фиксирован в одном из положений - сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая - по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем - в противоположную от руки сторону;

б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая - по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем - в противоположную от руки сторону.

Упр.149. Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично предыдущему пункту.

Упр.150. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Р. попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:

- глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;

-глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее;

-язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза - за ладонью, от нее;

-глаза за ладонью, язык от нее;

-язык за ладонью, глаза от нее.

Упр.151. Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Выполняются однонаправленные и разнонаправленные движения рук с глазами и языком. Это же упражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянутыми вперед или в стороны руками.

 

Упражнения стоя.

Упр.154. «Перекрестные и односторонние движения». На первом этапе Р. медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). П. на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе Р. Также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах -перекрестные движения, на четвертом - односторонние. Обязательное условие - начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того, как Р. освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно - самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения - нагрузка зрительного анализатора, когда Р. следит глазами за предметом, который перемешает П. или переводит глаза по словесной инструкции.

Упр.155. «Цыганочка». И.п. - встать ноги на ширине плеч, рук и опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена , вернуться в и.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.п. Повторить, соответственно, для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

Упр.156. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой рукой, а затем одновременно обеими. Важным является то, что двигаться должны обе руки - в одну сторону, в противоположные , зеркально и т.д. Сначала Р. рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале - ближе к центру, затем - ближе к краям листа); одно симметричное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двуручно.

Упр.157. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого Р. Если он с ней не знаком - научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа - ногами. Затем усложните задачу:

а) Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов Аналогично - ногами.

б) «кулак-ладонь»; руки Р. все время повернуты ладонями друг к другу; Хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя с паре, Р. после хлопка, «кулак-ладонь» делает с Вами В еще более сложном варианте - «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

в) «Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь Р. смотрит вниз, а другая - вверх ( ставятся друг на друга ребрами).

г) После собственного хлопка Р. «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, но всеми частями тела ( стопами, коленями, локтями, плечами).

Упр.158. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене сначала на уровне глаз, затем вытягиваются вверх. Передвигаться вдоль стены 3-5 метров вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем противоположные рука и нога:

-руки и носи параллельны;

-руки перекрещены, ноги параллельны; ноги перекрещены, руки параллельны;

- руки перекрещены, ноги перекрещены.

Упр.159. Прыжки на месте на двух ногах:

- чередование прыжков ноги врозь (предмет, например, мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет - то у носков, то у пяток ног): чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно - поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например, гимнастическая палка лежит между стопами ног).

Это же упражнение - с движением рук (в ту же и противоположную от ног сторону).

Упр.160. Прыжки с продвижением, используя в качестве ориентира линию на полу между стопами ног:

-чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, го левая нога): го же, но с аналогичным движением рук вытянутых прямо перед собой - сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;

- чередование прыжков ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

Это же упражнение - с движением рук (в ту же и противоположную от ног сторону).

Упр.161. Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу, под углом - в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая разметка, кольца и т.д.).

 

Следующий блок упражнений может выполняться в любом из положений тела ребенка. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1. руки прямые (опущены, подняты или вытянуты); 2. кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3. руки прижаты к груди, кисти свободны.

Упр.162. «Птенчики», Рот широко открывается так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, сжимать и разжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот. Удерживать рот открытым (2-3 секунды), согласовывая это с движением рук.

Упр.163. «Жало змеи». Р. изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед с силой (до боли). Аналогично жало имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение) вместе с языком. Затем руки и язык двигаются разнонаправлено.

Упр.164.  «Обезьянка». Р. изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

а) выдвигает нижнюю челюсть вперед-назад; то же с одновременным вытягиванием рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны:

б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны:

в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;

г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.

Упр.165. «Трубочка». Р. вытягивает губы «трубочкой» вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:

а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку» и приведением ладоней к плечам во время выполнения «улыбки»: затем наоборот: «трубочка»- руки к плечам (груди), «улыбка» -руки вверх (вперед) и т.д.;

б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же - с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и г>бы, а затем - с противоположным движением рук (например, губы вправо  руки влево);

в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновременным движением языка в одноименную сторону, затем в противоположную;

г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновременными движениями глаз в одноименную, а затем в противоположную сторону;

д) вытянутые губы «трубочкой» вращать по кругу (направо, затем налево).

Упр.166. «Качели». Р. изображает языком движение качелей: поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же - с одновременным движением рук сначала в ту же, а затем в противоположную от языка сторону. Аналогично - с движениями глаз.

Упр.167. «Часы», Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же - с одновременным перемещением рук в одноименную, а затем в противоположную от языка сторону. Аналогично - с движениями глаз.

Упр.168. «Хомяк». Р. изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а такой - голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя). Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это задание необходимо дополнить любыми выразительными движениями рук, ног, всего тела.

И преодоления стереотипов.

 

Эти упражнения строятся по следующему принципу; задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры Р. должен как можно быстрее отреагировать на сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию Р. к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т.д.?»

Упр.169. «Стоп - упражнения». Р. свободно двигается, под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока П. не предложит ему продолжать. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри - отомри» и др.

Упр.170. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Здесь задается два

- три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые Р. должен запомнить.

Упр.171. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие и услышав условный сигнал , дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т.д.

Упр.172. «Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. П. договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею). Слово «вода» - вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать «водопад» и т.п.). Слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на носочки). Слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать «саламандра» и т.п.)

Упр.173. Задается один условный сигнал на два положения (стоя и сидя) или действия (перекрестные и односторонние движения), или упражнения («кошка» и «кобра»; четные и нечетные числа; существительные и глаголы и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, Р. должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем со второго на первое и т.д.

Упр.174. «Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок  П. каждый должен присесть на корточки (произнести «звезда»), на два - сделать «ласточку» (произнести «гроздь»), на три - встать с поднятыми вверх прямыми руками (произнести «крендель»).

Упр.175. «Условные сигналы». Условные сигналы: один хлопок - посмотреть вверх - вниз (направо - налево, выполнить «качалку»). Два хлопка - прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг ); три хлопка - закрыть глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). По условному сигналу, Р. выполняет соответствующее задание

(около 10 секунд).

Упр.176. «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из перечисленных выше сигналов, первый Р. поднимает вверх (влево, вправо) правую руку, на второй - второй и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке (это оговаривается заранее) поднимать левую руку и т.д.

И кинестетические процессы.

 

Упр.1. «Повтори позу» Р. повторить за П. позу (а затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

Упр.2. «Хасты» Р. воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20-30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие - полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день 5-7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис.2

 

 

Глава 2. Зрительный гнозис.

Упр.13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых, изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей на две (по горизонтали, вертикали), четыре, шесть, девять частей; в виде полос, квадратов или хаотично. Р. складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать его актуальным возможностям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

Упр.14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков . Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить Р. дорисовать недостающую часть.

Упр. 15. «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, Р. н-ядо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета

и проводят сравнение.

Упр.16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Р. должен - дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

Упр.17. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 3).

 

 

Рис.3

 

Упр.18. « Что здесь изображено?». Узнавание Р. «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур одинаковой и различной величины; различных предметов, цветов, букв, цифр и т.п. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Упр.19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. Р. должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

Упр.20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Р. предлагается различить на таком «фоне» «фигуры», т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения ( предметы, буквы, цифры и т.д.).

Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 4

 

 

Упр.21. «Лабиринт», Р. предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шатров или тропинок, «коридорчиков». К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять С1едующим образом: сначала сконструировать его на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т.п.) и специальных геометрических фору и предложить Р пройти по нему. Потом на бумаге провести по лабиринту пальцем, тем - карандашом, и лишь потом прослеживав путь исключительно глазами

Упр.22. «Найди все предметы». Дайте Р. бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.

Упр.23. «Тест Виткина», Здесь надо найти в нижних фигурах одну из «спрятанных» в них эталонных (вверху).

Рис.5.

 

Упр.24. «Найди букву». Предложите Р, рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

Упр.25. «Допиши букву». Покажите Р. недорисованную   (в различных вариантах) букву, цифру, (слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована и дописать ее.

 Упр.26, «На что похожа буква?». Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета.

В  другом варианте - Р. сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

Упр.27. «Письмо в воздухе». П. «рисует в воздухе» перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые ребенок должен опознать и назвать.

На следующем этапе в воздухе «прописываются» их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах (например, маленькие и прописные буквы, «б» и «д», «п» и «т» и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. Далее Р. Выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.

Упр.28. «Исправь ошибки». Р. надо найти и исправить разного рода ошибки в тексте. Это отсутствие или лишние штрихи в буквах, буквы в словах; написание всех слов в предложении с большой или маленькой буквы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв и т п.

Упр.29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рамка может быть П- или Г-образной формы (рис.6). Введение рамки устраняет страх перед объемом текста, позволяет Р. не терять слово , не перескакивать с одной строки на другую и, благодаря этому автоматизировать навык чтения, избежать ошибок.

 

Рис.6

 

Глава 3. Пространственные

МГПУ

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра клинических основ специальной психологии

и специальной педагогики

Психолого-медико-социальный центр

помощи детям и подросткам

Северо-Западного округа

 

КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

 

( Часть 1)

 

Москва, 2001

 

Печатается по решению

Методического Совета Центра

Отдел нейропсихологии

____________________________________________________________________

Авторский коллектив:

к.п.н. А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Б.А.Архипов, Е.В.Сафронова, Н.А.Иванова, В.М.Шегай, Т.Н-Ланина

Под редакцией проф. А.В. Семенович.

© Архипов Б.А., Воробьева Е.А.,

 Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А,В., Шегай В.М. 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .......................................................................................................................... стр.4

Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.