Описание показателей оценивания компетенций и оценочных средств
Код компетенции | Уровень сформированности компетенции | Показатели оценивания компетенций (результаты обучения) | Форма промежуточной аттестации, оценочные средства |
ПК– 5 | Базовый | – знает основные приемы и методы диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы личности в норме и при психических отклонениях; – имеет представление о базовых методах и процедурах осуществления психодиагностики; – способен использовать приемы диагностики психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов. | Зачет, экзамен, контрольная работа. Оценочные средства: теоретические вопросы и практические задания. |
Средний | – знает разнообразные приемы и методы диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы личности в норме и при психических отклонениях; – имеет представление о разнообразных методах и процедурах осуществления психодиагностики; – способен использовать методики диагностики познавательной и мотивационно-волевой сферы личности с учетом особенностей развития | ||
Повышенный | – знает и правильно (адекватно) использует приемы и методы диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы в норме и при психических отклонениях; – умеет отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям исследования; – владеет арсеналом приемов и методик психодиагностики, прогнозирования изменений уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер личности. |
Описание шкалы и критериев оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Критерии оценки контрольной работы формулируются в соответствии со шкалой:
Оценка «не зачтено» выставляется обучающимся, которые выполняя контрольную работу, не раскрыли ее тему, теоретический материал контрольной работы изложен неправильно, нелогично, с искажениями, имеются существенные замечания по оформлению контрольной работы, ее объем меньше 15 страниц текста, не выполнено или выполнено с существенными замечаниями практическое задание, работа не представлена до зачета. Слушатель, получивший оценку «не зачтено», должен переделать работу в соответствии с замечаниями преподавателя. При этом оба варианта контрольной работы сохраняются.
Оценка «зачтено» выставляется обучающимся, которые выполняя контрольную работу, полностью раскрыли ее тему, содержание вопросов контрольной работы изложено последовательно, без искажений, не имеется существенных замечаний по оформлению контрольной работы, ее объем больше 15 страниц текста, правильно выполнено практическое задание, работа представлена в срок.
Результаты зачета определяются оценками «зачтено», «не зачтено».
Оценка «не зачтено» выставляется обучающимся, продемонстрировавшим недостаточный, ниже базового, уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, отсутствие необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков, не сформулировавшим ответы на теоретические вопросы, либо давшим ответы, содержащие принципиальные ошибки, не сумевшим выполнить практические задания, либо выполнившим его с существенными ошибками, на бытовом уровне, без демонстрации необходимых умений и навыков, что является препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.
Обучающиеся, продемонстрировавшие базовый уровень сформированности компетенций, оцениваются на «зачтено». Оценка «зачтено» выставляется обучающимся, сформулировавшим правильные, но краткие или неполные ответы на вопросы, в целом верно, но с некоторыми неточностями, ошибками выполнившим практические задания, продемонстрировавшим при ответах базовый уровень знаний, умений, навыков в рамках проверяемых компетенций, при этом ошибки обучающихся свидетельствуют не об отсутствии знаний, а лишь о недостаточном их усвоении, что не служит препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.
По указанным критериям оценивается достижение показателей по компетенции, заявленной в рабочей программе дисциплины.
Критерии оценки экзамена формулируются в соответствии со шкалой:
«2» (неудовлетворительно) – компетенция не сформирована: «не знает, не умеет» «допускает грубые ошибки». Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающимся, продемонстрировавшим недостаточный, ниже базового, уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, отсутствие необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков, не сформулировавшим ответы на теоретические вопросы, либо давшим ответы, содержащие принципиальные ошибки, не сумевшим выполнить практические задания, либо выполнившим его с существенными ошибками, на бытовом уровне, без демонстрации необходимых умений и навыков, что является препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.
Базовый уровень:
«3» (удовлетворительно) – «частично знает и умеет». Обучающиеся, продемонстрировавшие базовый уровень сформированности компетенций, оцениваются на «удовлетворительно». Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, сформулировавшим правильные, но краткие или неполные ответы на вопросы, в целом верно, но с некоторыми неточностями, ошибками выполнившим практические задания, продемонстрировавшим при ответах базовый уровень знаний, умений, навыков в рамках проверяемых компетенций, при этом ошибки обучающихся свидетельствуют не об отсутствии знаний, а лишь о недостаточном их усвоении, что не служит препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.
Средний уровень:
«4» (хорошо) – «знает основные понятия, выполняет в соответствии с основными требованиями».
Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, продемонстрировавшим средний уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом. Обучающийся, претендующий на оценку «хорошо», должен сформулировать правильные ответы на теоретические вопросы и практическое задание, продемонстрировать высокий уровень владения психологической терминологией, ответить на дополнительные вопросы, продемонстрировав при этом глубокие знания, грамотное использование умений и навыков, допускаются отдельные неточности, непринципиальные ошибки, некоторая неуверенность в изложении своей позиции и привлечении аргументов.
Повышенный уровень:
«5» (отлично) – «знает и выполняет полностью». Оценка «отлично» выставляется обучающимся, продемонстрировавшим повышенный уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом. Претендующий на отличную оценку обучающийся должен сформулировать правильные и исчерпывающие ответы на вопросы и практическое задание, продемонстрировать высокий уровень владения психологической терминологией, ответить на дополнительные вопросы комиссии. Ответы экзаменуемого должны отличаться безупречной логикой изложения, аргументированностью, грамотностью и ясностью, экзаменуемый должен продемонстрировать глубокие и всесторонние знания, в том числе и из отраслевых психологических дисциплин, грамотное использование приобретенных умений и навыков при решении практических заданий.
По указанным критериям оценивается достижение показателей по компетенции, заявленной в рабочей программе дисциплины.
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (зачету):
1. Дайте определение понятия наблюдения. Опишите различия наблюдения как деятельности, метода и методики. Раскройте специфику метода наблюдения в психологии.
2. Охарактеризуйте виды организации психологического наблюдения, приведите примеры.
3. Назовите особенности полевого включенного наблюдения. Перечислите требования к поведению наблюдателя в ситуации включенного полевого наблюдения.
4. Опишите способы регистрации данных стандартизированного и нестандартизированного наблюдения, приведите примеры.
5. Опишите типы дневниковых записей, выделенные М. Басовым. Расскажите формальные и содержательные требования к дневнику наблюдений. Назовите типичные ошибки при ведении дневниковых записей.
6. Опишите содержание методики «поведенческий портрет», цели и задачи его составления. Назовите возможные области применения и требования к наблюдению при составлении поведенческого портрета.
7. Перечислите основные параметры «поведенческого портрета», приведите примеры.
8. Назовите особенности наблюдения с использованием методики «фотография рабочего дня». Перечислите формы протоколирования.
9. Дайте характеристику методики «хронокарта» и целей ее использования.
10. Раскройте содержание способов интерпретации результатов использования хронокарты, нарисуйте примеры.
11. Опишите особенности составления недельной хронограммы и способы интерпретации.
12. Дайте характеристику методики Р. Бейлза как стандартизированной техники наблюдения, раскройте цель методики, особенности проведения наблюдения, количество участников.
13. Назовите сферу применения и ограничения методики Р. Бейлза, поясните на примере.
14. Опишите принципы выделения категорий Р. Бейлзом. Перечислите категории и области, выделенные Р. Бейлза.
15. Опишите форму протокола, используемую в методике Р. Бейлза, дайте характеристику способам первичной обработки протоколов наблюдения в методике Р. Бейлза.
16. Раскройте средства контроля согласия наблюдателей в процедурах обработки результатов методики Р. Бейлза, поясните на примере.
17. Опишите особенности организации наблюдения в рамках психотехнической практики: его цели, специфику, основные отличия от наблюдения в рамках научно-исследовательской деятельности, трудности. Приведите примеры вопросов для анализа результатов наблюдения.
18. Дайте общую характеристику психологической беседы, опишите типы беседы, приведите примеры.
19. Раскройте функциональные особенности и сущность этапов психологической беседы, приведите примеры высказываний психолога на каждом этапе беседы.
20. Опишите особенности поведения психолога и его позиции в ходе консультационной беседы: позиции в общении, качества, обеспечивающие эффективность беседы, особенности вербального и невербального поведения. Приведите примеры.
21. Опишите процедуру проведения исследования самооценки по методике Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн, назовите шкалы.
22. Перечислите параметры, используемые для анализа содержания беседы по методике Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн, назовите требования к составлению психологического заключения по результатам данной беседы и его составные части.
Примерные практические задания, выносимые на зачет при проведении промежуточной аттестации:
1. В каком случае деятельность является рациональной. Обоснуйте свой ответ.
- Если нет периодов отдыха во время работы;
- Слишком часто меняются виды деятельности
- Чередуется пассивный и активный отдых;
- Основные виды занятий приходятся на вечерние часы;
- В хронограмме много участков вспомогательной работы.
2. Определите тип записи в дневнике наблюдений: «К. сидит за партой, облокотившись на нее левой рукой, с наклоном корпуса вперед около 45 градусов. Лицо сосредоточено: брови слегка нахмурены, рот сжат. Правой рукой что-то быстро записывает в тетрадь…».
3. Какие параметры поведенческого портрета описаны в данном примере:
Витя К. отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отношениях. В любом разговоре, в споре, особенно в ссорах и конфликтах, он помногу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (...). В любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спора или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторону, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз переметнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного против слабого. (...) и в школе, и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя иногда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и пытается вставить слово о своих победах. (...) ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то действует и хотя больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает.
4. При обработке данных, полученных по методике Р. Бейлза, было получено значение коэффициента Спирмена r= 0,54. Как это можно интерпретировать?
5. Определите тип записи в дневнике наблюдений: «М. отвечает на вопрос преподавателя, стоя у парты. С трудом подбирает слова, мямлит. Запинается и мнется…».
6. По каким проявлениям можно сделать вывод об особенностях познавательной сферы испытуемого при исследовании самооценки по методике Т. Дембо – С. Я. Рубинштейн.
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (экзамену):
1. Дайте общую характеристику факторного анализа как метода многомерного шкалирования, приведите пример использования.
2. Перечислите методы прямого шкалирования, приведите примеры.
3. Назовите типы сенсорных шкал, дайте их характеристику, приведите примеры.
4. Дайте общую характеристику методу балльных оценок. Перечислите типы шкал.
5. Дайте общую характеристику методу балльных оценок. Опишите особенности построения графических шкалы, приведите примеры.
6. Дайте общую характеристику методу балльных оценок. Опишите особенности числового шкалирования, приведите примеры.
7. Дайте общую характеристику методу балльных оценок. Опишите особенности шкалирования по стандартной шкале, приведите примеры.
8. Дайте характеристику теории обнаружения сигнала, приведите примеры использования.
9. Назовите методы измерения порогов. Расскажите об особенностях метода минимальных изменений.
10. Назовите методы измерения порогов. Расскажите об особенностях метода средней ошибки.
11. Назовите методы измерения порогов. Расскажите об особенностях метода постоянных раздражителей.
12. Дайте характеристику теории обнаружения сигнала, опишите метод «Да-Нет».
13. Перечислите проблемы, связанные с построением и обработкой шкал балльных оценок, обозначьте возможные пути их решения.
14. Дайте определение памяти, назовите основные процессы и виды памяти. Приведите примеры методик, используемых для изучения памяти.
15. Охарактеризуйте характер влияния материала на его сохранение в памяти (расположенность элементов в ряду, степень однородности и осмысленности материала).
16. Перечислите классические методы исследования памяти, расскажите о нескольких более подробно.
17. Оцените роль упражнений в сохранении и воспроизведении материала, перечислите правила организации повторений, нарисуйте кривую забывания.
18. Опишите особенности непосредственного и опосредованного запоминания, перечислите методики, используемые для исследования опосредованного запоминания. Расскажите об одной методике более подробно.
19. Опишите методику исследования продуктивности процесса узнавания и воспроизведения, приведите пример.
20. Опишите механизмы процесса забывания. Расскажите о закономерностях, установленных при исследовании факторов, влияющих на сохранение информации в памяти.
21. Дайте определение понятия внимание, назовите его свойства. Перечислите методики исследования свойств внимания. Расскажите об одной методике более подробно.
22. Опишите методику «Таблицы Шульте», назовите свойства внимания, оцениваемые с помощью данной методики.
23. Опишите методику «Корректурная проба Бурдона» (буквенный вариант), перечислите возможности ее использования для оценки свойств внимания.
24. Дайте характеристику методики «Перепутанные линии» перечислите возможности ее использования для оценки свойств внимания.
25. Назовите методики, используемые для исследования устойчивости и концентрации внимания человека, расскажите о нескольких методиках более подробно.
26. Дайте характеристику основных операций мышления, перечислите методики исследования мыслительных операций, опишите несколько методик более подробно.
27. Опишите особенности генетического типа исследования, проанализируйте особенности применения метода «ручного календаря».
28. Дайте характеристику задач дункеровского типа, приведите пример задачи.
29. Охарактеризуйте исследования высших познавательных процессов в гештальтпсихологии (на материале исследования К. Дункера), приведите примеры задач дункеровского типа.
30. Охарактеризуйте исследования личностно-мотивационной сферы человека в гештальтпсихологии (на материале исследования К.Левина), приведите примеры исследований и установленных закономерностей.
31. Назовите особенности клинического тип исследования личности, случаи использования, перечислите методики, используемые для данного типа исследований.
32. Дайте характеристику методики «Пересказ коротких рассказов», опишите возможности ее использования для клинического типа исследования личности.
33. Дайте характеристику методики «Пиктограмма», опишите возможности ее использования для клинического типа исследования личности.
34. Дайте характеристику методике «Классификация», опишите возможности ее использования для клинического типа исследования личности.
35. Дайте характеристику методики «Толкование пословиц и метафор», опишите ее возможности для клинического типа исследования личности.
36. Раскройте понятие, назовите виды воображения. Перечислите методики исследования воображения, охарактеризуйте одну более подробно.
37. Раскройте содержание исследований процессов целеобразования и уровня притязаний, осуществляемых А. Карстен, Р.Хоппе.
38. Опишите методику Э.Торренса: цель методики, содержание, особенности применения и обработки результатов.
39. Опишите методику Ф.Вильямса: цель методики, содержание, особенности применения и обработки результатов.
Примерные практические задания, выносимые на экзамен при проведении промежуточной аттестации:
1. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания было направлено на определение того, насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. В ходе работы были получены следующие результаты:
Опыт | Количество воспроизведений | |
Правильно | Неправильно | |
1. Исследование непосредственного запоминания | 11 | 4 |
2. Исследование опосредованного запоминания | 14 | 1 |
Задание: вычислите коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств запоминания.
2. Перечислите закономерности функционирования памяти, экспериментально подтвержденные в исследованиях мнемических процессов.
3. Сформулируйте инструкцию к корректурной пробе Бурдона для изучения переключения и концентрации внимания.
4. В исследовании иконической памяти (эксперимент Сперлинга), были получены результаты, отраженные в графике зависимости количества воспроизведенных символов от продолжительности задержки звука (см. график). Проанализируйте полученные результаты.
Примерные задания для контрольных работ по разделу 1:
1. Осуществить полевое включенное скрытое наблюдение за поведением любого человека в течение 7 дней, результаты наблюдения занести в дневник наблюдения. По результатам наблюдения составить поведенческий портрет данного человека, включающий в себя 9 параметров.
2. Осуществить нестандартизированное самонаблюдение в течение 7 дней за организацией режима своего труда и отдыха. Составить одну фотографию рабочего дня, заполнить 7 хронократ, выделив не менее 4 категорий. Обработать данные хронокарт, рассчитав суточные бюджеты времени и построив недельную хронограмму. Полученные результаты проанализировать с целью установления рациональности организации своего режима труда и отдыха.
Примерные задания для контрольных работ по разделу 2.
Теоретическая часть.
1. Общая характеристика психометрики как науки.
2. Теория обнаружения сигнала. Общая характеристика.
3. Классификация методов на основании структуры шкалы: шкала порядка (методы ранжирования, балльной оценки, парных сравнений), шкала интервалов (методы уравнивания интервалов, оценки категорий, продуцирования категорий), шкала отношений (методы оценки отношений, продуцирования отношений).
4. Модель шкалирования Терстоуна.
5. Психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования.
6. Классические психофизические методы измерения абсолютной и дифференциальной чувствительности (минимальных изменений, средней ошибки, констант).
7. Психофизические методы, разработанные в русле теории обнаружения сигналов (методы «да-нет», оценки уверенности, вынужденного выбора).
8. Факторный анализ. Область применения факторного анализа.
9. Построение пространственной модели данных. Использование факторного анализа в психологических исследованиях.
10. Метрическое и неметрическое многомерное шкалирование.
Практическая часть.
1. Познакомиться с опросником Д. Маркса для оценки яркости-четкости представлений. Выбрать испытуемого и провести исследования оценки яркости-четкости представлений. Обработать результаты. Вычислить среднюю арифметическую величину оценок (М). Подготовить отчет по выполненному практическому заданию.
Рекомендуемая литература:
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2004. – С. 81 – 83.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 255.