РАЗДЕЛ II I . ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3.1. Исследование высших познавательных процессов в гештальтпсихологии (на материале исследования К. Дункера)

Продуктивное мышление человека как предмет исследования. Проблема выявления психологической структуры ситуации, определяющей деятельность человека. Метод рассуждения вслух как средство разрешения проблемы. Тип задач, инициирующих продуктивное мышление, их основные характеристики. Диалог как способ построения исследования. Открытый и закрытый диалог. Две позиции экспериментатора. Способы представления полученных результатов: дерево решений, поле и его переструктурирование.

Тема 3.2. Исследование личностно-мотивационной сферы человека в гештальтпсихологии (на материале исследования К. Левина)

Левиновский тип исследования. Понятия о конструктивном способе психологического мышления, о законе и эксперименте. Экспериментальное исследование последствий незавершенных действий, психического пресыщения, уровня притязаний и др. Моделирование психологической реальности в процессе исследования. Способы представления психологической реальности и выбор языка для ее описания.

Тема 3.3. Генетический (на примере метода планомерного формирования) и клинический тип исследования (исследование индивидуального случая)

Общая характеристика экспериментально-генетического метода. Описание процедуры планомерного формирования умственных действий. Формирование навыка «ручного календаря». Возможности и ограничения генетического типа исследования.

Общие и специфические задачи исследования индивидуального случая. Основные исследовательские техники. Формирование программы исследования в соответствии с индивидуальными особенностями испытуемого.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям:

По дисциплине «Общепсихологический практикум» семинарские занятия носят теоретический характер. На семинарском занятии обучающимся рекомендуется иметь методические материалы по дисциплине. Необходимым требованием при подготовке к семинарским занятиям является конспектирование источников из списка рекомендуемой литературы по каждому из вопросов для подготовки и обсуждения данной темы.

При обсуждении на семинарском занятии вопросов обучающиеся должны свободно владеть информацией, уметь ее пересказывать своими словами, отвечать на дополнительные вопросы.

Большое значение для успешных занятий имеет правильный подбор литературы. Необходимый перечень обязательной литературы дается в рабочей программе и в методических материалах по дисциплине. Правильно ориентироваться в подборе дополнительной литературы помогут библиотечные картотеки, каталоги, электронные библиотечные системы.

В подготовке к занятиям поможет конспектирование источников. Предельная ясность и логическая стройность изложения – непременное условие правильного конспектирования. Конспекты учат обучающихся творчески изучать научную литературу и вооружают их умением кратко и точно излагать содержание прочитанного. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

Правильно организованная запись («письменная память») сохраняет много фактов, цифр, событий, обобщений и выводов, позволяет быстро вспомнить их и использовать в процессе занятий или работы. Записывать надо самое главное и как можно короче своими словами (кроме определений). Не допускается бездумное механическое переписывание.

Любой вид записей (в том числе и конспект) составляется для себя, т. е. является индивидуальным пособием обучающегося. Поэтому хороша та запись, по которой можно повторить изученное, быстро мобилизовать в памяти прочитанный материал, получить необходимую справку. Такая запись всегда окажет помощь при подготовке к беседе, докладу, выступлению на семинаре.

На практических занятиях обучающиеся отрабатывают конкретные практические навыки, применяют изученные методы в собственной исследовательской деятельности. Практические работы оформляются в отдельной тетради. Некоторые практические занятия подразумевают проведение самостоятельных исследований по заданной тематике с целью совершенствования способов получения и обработки данных. Отчеты сдаются после выполнения каждого практического задания и оцениваются преподавателем.

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы:

Самостоятельная работа основывается на умении планировать время самоподготовки и является интегративной составляющей образовательного процесса. Данная работа непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения.

Большое место в процессе самостоятельной работы обучающихся над курсом отводится работе с научными первоисточниками (реферирование научной литературы, подготовка ответов на проблемные вопросы). В процессе самостоятельной работы рекомендуется использование различных видов наглядных пособий (интернет-ресурсы, справочники и словари).

Во время самостоятельной подготовки необходим отдых, он позволит восстановить работоспособность. Рекомендуется через каждый час занятий делать перерывы в работе продолжительностью в 5 минут. В течение отдыха важна смена деятельности, можно подышать свежим воздухом, пройтись, т.е. снять мышечное и нервное напряжение. Особое внимание уделить отдыху глаз. Закрыть глаза, сделать гимнастику глаз.

В качестве форм самостоятельной работы по дисциплине «Общепсихологический практикум» предполагается: составление краткого конспекта по рекомендуемым источникам, заучивание понятий, подготовка ответов на вопросы, написание контрольных работ.

Контрольная работа является обязательной формой самостоятельной работы слушателей. Она оформляется на листах формата А4. Содержание работы включает четыре части: введение, основная часть, выводы (или заключение) и список использованной литературы. Контрольная работа начинается с плана работы. Ее объем составляет 15-20 страниц. Кроме теоретического задания в контрольной работе должно быть выполнено практическое задание. Контрольная работа предоставляется для проверки не позднее, чем за месяц до начала сессии. При невыполнении контрольной работы или получении оценки «не зачтено» обучающийся к сдаче зачета не допускается.

Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации:

Промежуточная аттестация по дисциплине «Общепсихологический практикум» осуществляется в форме зачета и экзамена. Зачет проводится по разделу 1. При подготовке к зачету обучающиеся опираются на изученный на семинарских и практических занятиях материал, который законспектирован в тетрадях и изложен в литературе по дисциплине. Необходимо свободное владение материалом, знание основных понятий раздела 1 (наблюдение, беседа как методы, виды наблюдения и виды беседы), умение ориентироваться в основных методиках организации наблюдения и беседы в психологии.

В основу подготовки к экзамену положена программа учебной дисциплины «Общепсихологический практикум». Работая с программой по дисциплине, целесообразно выявить наиболее трудные и менее усвоенные темы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам и практическим занятиям. Перечень вопросов для подготовки дается обучающимся заранее. Экзамен включает ответы на теоретические вопросы билета и выполнение практического задания. При самостоятельной подготовке к экзамену следует обращать внимание на содержание материалов, подготовленных обучающимися к семинарским и практическим занятиям.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Общепсихологический практикум : методические материалы по направлению подготовки 37.03.01 Психология / подгот. Т. А. Басина, А. В. Сперанская, М. С. Коданева. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 77 с.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2003.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции

Этапы формирования компетенций

(наименование разделов)

Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3
ПК-5 + + +

Дата: 2019-05-29, просмотров: 216.