Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» (22 июня 1941 года). Приказ Народного комиссара юстиции Союза СССР № 106 от 29 июня 1941 года «О перестройке работы судебных органов и органов юстиции на военный лад».
Указ «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и районах военных действий» ( июль 1941 год). Организационное руководство военными трибуналами Наркоматом юстиции СССР. Изменение юрисдикции военных трибуналов. Особенности судопроизводства в местностях, объявленных на военном положении.
Режим исправительно-трудовых учреждений в условиях военного времени. Эвакуация заключенных из западных районов страны. Привлечение заключенных на оборонительные работы.
Сфера деятельности военных трибуналов НКВД. Реорганизация народных судов и линейных судов. Система военных трибуналов в годы ВОВ. Состав военно-полевых судов. Военная коллегия Верховного Суда СССР и ее функции.
Упразднение военных трибуналов и прокуратуры в войсках МВД. Постановление совета Министров СССР о выведении ГУЛАГа из подчинения МВД и вхождения в состав Министерства юстиции.
Упразднение Министерства юстиции СССР (1956 г.). Расширение функций Наркомата юстиции и Верховного Суда СССР. Воссоздание Минюста СССР (1970).
Учреждение тюремной коллегии, создание Центрального карательного отдела. Циркуляр наркомата юстиции РСФСР «О порядке увольнения и назначения на должность тюремной инспекции и администрации» от 19 марта 1918 года. Постановление ВЦИК (17 мая 1919 года) «О лагерях принудительных работ». Лагеря обычные и особые. Различное ведомственное подчинение. Классовый подход к назначению и исполнению наказания. Исправительно-трудовая политика большевиков.
Инструкция Наркомата юстиции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 года. Организация сельскохозяйственных колоний и реформаториев для несовершеннолетних преступников.
Постановление СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 года. Изоляция противников Советской власти в концентрационных лагерях. Первый лагерь особого назначения ОГПУ на Соловецких островах.
Создание и развитие двух систем исполнения наказания в виде лишения свободы: общих мест заключения в ведении НКЮ и лагерей принудработ под руководством Наркомата внутренних дел (НКВД) РСФСР. Объединение мест заключения в НКВД РСФСР. Исправительно-трудовые учреждения (ИТУ) в 1920-1930-х гг. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924). Органы ОГПУ (Объединенного главного политического управления) в структуре НКВД. Соловецкий лагерь особого назначения. Управление северных лагерей (УСЕВЛОН). Положение об исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) от 7 апреля 1930 г. Становление системы спецпоселений и лагерей ОГПУ. Новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1933). Образование общесоюзного НКВД и ГУЛАГа (1934). Причины образования ГУЛАГа. Функции ГУЛАГА. Лагеря из «спецпоселенцев». Система правосудия и места заключения в период массовых репрессий и предвоенные годы. Внесудебные репрессии. Особое совещание при НКВД СССР. Трагедия ГУЛАГа. Создание лагерей для иностранных военнопленных.
Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах РСФСР (1961). Реорганизация тюрем в следственные изоляторы (1964). Основы исправительно-трудового законодательства Союза и союзных республик (1969). Совершенствование производственной базы и кадрового состава ИТУ. Условное осуждение и условно-досрочное освобождение. Создание сети спецкомендатур. Исправительно-трудовой РСФСР (1970). Система ИТУ: колонии общего, усиленного, строгого и особого режимов, колонии-поселения, ВТК, сизо, межобластные спецбольницы, лечебно-трудовые профилактории. Тенденция к ужесточению порядка отбывания наказания опасными преступниками. Научное исследование проблем советской исправительно-трудовой системы. Места заключения и органы их управления в период перестройки.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины:
Содержание лекционного курса (4 аудиторных часов) направлено на уяснение обучающимися готового знания из устного источника.
Первая лекция должна начинаться с формулировки ожиданий преподавателя по: программе дисциплины, структуре курса, целям, оцениванию и т.п. Формулирование программы, структуры и целей дисциплины следует давать в сжатой, простой и доступной форме, чтобы не создавать с первых шагов психологического давления на обучающихся. При изложении целей важно задать контекст практического применения знаний и умений, приобретаемых на занятиях, в последующей практической деятельности.
При изложении теоретического материала следует помнить, что основа лекции – теоретическое обобщение, сопровождаемое иллюстративными материалами, фактами, примерами, беседой диалогами и другими информационно-воспитательными средствами. При проведении лекции весьма уместно использование компьютерных презентаций.
Такая форма обучения является элементом активного группового обучения, вызывает обучающихся на диалог и создает симметричность общения. Каждую лекцию следует начинать с плана лекции и рекомендуемой литературы. Для формирования целостного представления о проблеме в начале каждой лекции желательно кратко остановиться на рассмотренном ранее материале. Для уяснения не главных и не сложных вопросов, имеющих практическую направленность, и, соответственно мотивированных, эффективно можно применить «метод наведения» (постепенного уменьшения подсказки). Большую роль при чтении лекций имеет пауза – один из важнейших элементов выразительности. В работе лектора она выполняет ряд функций: воспитательную, развивающую, дидактическую и методическую.
Важным элементом лекционного занятия является контроль знаний обучающихся. Вопросы распределенного контроля (1–3 вопроса за лекцию) задаются обучающимся на лекциях для решения следующих задач: контроль базовых знаний, принятие преподавателем решения о более углубленном изложении лекционного материала; для формирования междисциплинарных связей; контроль усвоенных теоретических знаний (проверка остаточных знаний по дисциплине; развитие логического мышления. Контроль базовых и усвоенных знаний по дисциплине может быть реализован в диалоговом режиме «вопрос – ответ». Вопросы обычно задаются через 25–30 мин. после начала изложения теоретического материала. Переключение внимания обучающихся на другой вид работы помогает плодотворнее усваивать теоретический материал.
Наибольшее внимание нужно уделить темам № 2. «Судебные реформы и органы юстиции в конце XV–XVI вв», № 6. «Судебная реформа Александра II и контрреформа Александра III.» и № 9. «Судебная реформа 1922 года». Данные периоды являются веховыми для становления судебной системы и органов юстиции в стране. В теме № 2 следует познакомиться с со структурой органов суда и судопроизводства по Судебниками 1495 и 1550 гг., разобраться с особенностями губных судов (их составов, комплектованием, функционированием). В теме № 6 следует внимательно познакомиться с мировыми и окружными судами, с прнципами организации и функционирования адвокатуры, и сменой сферы деятельности прокуратуры. В теме № 9 необходимо понять как развитие судебных органов и органов юстиции с 1918 года повлияло на становление новой судебной системы, разобраться с подсудностью отельных видов судов и причнами появления новых видов судов (арбитражных комиссий, земельных комиссий, товарищеских судов).
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям:
Целью семинарских занятий является изучение наиболее сложных вопросов курса; закрепление материала, изученного на лекциях и в ходе самостоятельной работы; овладение навыками его практического применения.
В процессе подготовки к семинару каждый обучающийся должен подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу предполагает изучение рекомендованных материалов и конспектирование основных положений по рассматриваемым проблемам. Для этого следует обратиться к научной и учебной литературе по изучаемой дисциплине, специализированным периодическим изданиям и интернет-сайтам.
В ходе устного ответа (доклада, сообщения, дополнения) на семинаре обучающемуся необходимо продемонстрировать умение самостоятельно излагать материал, аргументировать свою точку зрения, отвечать на заданные вопросы. Как правило, на доклад отводится 10–15 минут, на сообщение – 5–7 минут, дополнение – 1–2 минуты. Во время ответа разрешается пользоваться конспектом, при этом дословное чтение конспекта (статьи, ксерокопированной из журнала или распечатанной из интернета) не допускается.
Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы:
Особое внимание обучающиеся должны уделять изучению тем, вынесенных на самостоятельное освоение.
Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после установочной лекции и получения задания. Для работы необходимо ознакомиться с учебным планом группы и установить, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу с преподавателем на лекционных и семинарских (практических) занятиях, а также на самостоятельную работу.
Тщательно спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по предмету, представить этот план в наглядной форме (например, как график работы) и в дальнейшем его придерживаться,
Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала, основных терминов и понятий курса и с письменных ответов на индивидуальные и тестовые задания, чтобы имея необходимые знания.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. В качестве методов запоминания можно использовать составление в отдельной тетради письменного конспекта ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины.
При изучении теоретического материала самостоятельно следует руководствоваться принципами последовательности изучения, повторения пройденного материала и возвращения к уже изученному материалу. Из всего массива рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. Сориентироваться в учебном материале по теме Вам поможет краткая информация по каждой теме, подготовленная преподавателем.
Основное в подготовке и проведении семинара – это самостоятельная работа обучающихся над изучением темы. В процессе подготовки к семинару каждый из них должен выполнить поставленные преподавателем задачи: во-первых, оформить письменные задания в тетради (работа с терминами, заполнение таблиц и т.д.), во-вторых, подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу предполагает изучение рекомендованных материалов, составление кратких конспектов по каждому вопросу, выписывания и заучивания основных терминов. Для этого следует обратиться учебным пособиям, конспектам лекций, первоисточникам, научной и справочной литературе, ресурсам сети Интернет. В процессе подготовки следует полнее использовать консультации с преподавателями, которые проводят занятия.
Текущее тестирование – это контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответов для выбора. Тестовая форма контроля знаний предполагает целенаправленное приобретение знаний, включающая в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника тестирования и практика самостоятельного освоения учебного материала. Тестовые задания делятся на несколько групп. Задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов. Предложение нескольких альтернативных вариантов ответа позволяют обучающимся самостоятельно разобраться в том или ином вопросе, а также сформировать целостное представление основных проблем. Вторая группа представляет собой задания на восстановление соответствия, третья – на восстановление последовательности. Четвертую группу образуют задания открытого типа, в которых правильный ответ надо сформулировать самому обучающемуся. Пятая группа заданий связана с поиском и исправлением фактологических ошибок в тексте; шестая – выполнением творческого задания по тексту источника.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. История органов юстиции России: методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для обучающихся по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины
Компетенции | Этапы формирования компетенций (наименование разделов, тем) | |||||||||
Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | |
ОК-2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
ПК-27 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 312.