Тема 1. Становление органов правосудия и исполнения наказания на Руси в Х – середине X V вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП.. 4

2. Место дисциплины в структуре ОП.. 4

3. Объем дисциплины.. 5

4. Структура и содержание дисциплины.. 5

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 12

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 15

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 15

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 19

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 21

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 21

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 21

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

В процессе освоения дисциплины «История органов юстиции» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность (утвержден 16 ноября 2016 г. № 1424) формируются следующие элементы компетенций:

Код компетенции Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма Знать: основные факты, даты и этапы развития органов юстиции России; важнейшие историко-правовые документы и основы историографии курса; Уметь: выделять исторические закономерности и особенности развития органов юстиции России; Владеть: информацией об историко-правовых аспектах и традициях будущей профессиональной деятельности. информацией об историко-правовых аспектах и традициях будущей профессиональной деятельности.
ПК-27 Способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования Знать: основные особенности правоприменительной и правоохранительной практики в различные периоды истории России; Уметь: сравнивать и сопоставлять функции и особенности организации аналогичных судебных учреждений и органов юстиции в различные исторические периоды. Владеть: навыками сравнительно-исторического анализа для изучения вопросов становления судебной системы  

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «История органов юстиции» относится к блоку Дисциплины (модули): Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору (Б1.В.17) и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин «История России» в средней общеобразовательной школе и вузовских курсов «История государства и права России», «Теория государства и права».

До начала изучения дисциплины «История органов юстиции» у обучающиеся должны быть сформированы следующие «входные» знания, умения и навыки, необходимые для успешного ее освоения: знания об основных событиях отечественной истории в их хронологической последовательности; представления о проблемах политического и социально-экономического развития страны в исторической ретроспективе; готовность уважительно воспринимать историю и традиции органов юстиции России.

 

3. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «История органов юстиции» составляет 2 зачетных единиц (72 часа).

4. Структура и содержание дисциплины

Примерный тематический план, заочная форма обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

по учебному плану

Контактная работа с преподавателем:

Самостоятельная

работа

Всего часов Лекции Семинарские занятия
1 Становление органов правосудия на Руси в Х – середине XV вв. 5 2 2   3
2 Судебные реформы и органы юстиции в конце XV – XVI вв. 8       8
3 Судебная система при первых Романовых. Тюрьмы в период Московского государства 7       7
4 Преобразование судебной системы при Петре I. 7 2 2   5
5 Преобразования Екатерины II, Александра I и Николая I по судебной и полицейской части. 7       7
6 Судебная реформа Александра II и контрреформа Александра III. 7 2   2 5
7 Тюремная система Российской империи (XVIII – нач. XX в.). 7       7
8 Формирование судебной системы в революционный период (1917-1918 гг.). 7 2   2 5
9 Судебная реформа 1922 года. 7       7
10 Органы юстиции в годы Великой Отечественной войны и последующий период. Развитие УИС в советский период. 10       10

Форма контроля – зачет

         

Всего по дисциплине

72 8 4 4 64

 

Содержание дисциплины


Нормативные правовые акты

1.  [О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р]: распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. № 1877-р – URL: http://base.garant.ru/1357449/

2. ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1918–1960. Документы / сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М., 2002. – URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-gosudarstvo/g6v.htm

3. Декрет о суде № 1 // Декреты Советской власти 1917–1918 гг. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm

4. Декрет о суде № 2 // Декреты Советской власти 1917–1918 гг. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude2.htm

5. История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920-х – первая половина 1950-х гг.: собрание документов в 7-ми томах. – М., 2004–2005. – URL: http://statearchive.ru/394

6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. – URL: http://base.garant.ru/1357449/

7. Российское законодательство X-XX вв.: В 9-ти т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1985-1989.

8. Русская Правда // Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды. М., 1953. С. 75-86.

9. Свод законов Российской империи: в 34 т. Т.14. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных. СПб., 1857. – URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/226/

10. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею (издание 1890 г.). Устав о ссыльных (издание 1909 г.). Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (издание 1909 г.). Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. – 123 с.

11. Соборное Уложение 1649 года // Маньков А. Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. М.: Наука, 1980.

12. Судебник 1497 года // Судебники XV – XVI вв., М.-Л., 1952. С. 13-108.

13. Судебник 1550 года // Судебники XV – XVI вв., М.-Л., 1952. С. 13-108.

14. Юшков С. В. Памятники русского права. – Вып. 1. – М., 1952. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=356592

8.2. Основная литература

1. Белова Н.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 295 с. – URL: http://93.187.152.186/marc/bookbase/ Белова НА_уч пос_История УИС....pdf

2. Лебедев В.Б. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции [Электронный ресурс]: курс лекций. – Псков: ПЮИ ФСИН России, 2012. – URL: http://93.187.152.186/marc/bookbase/ История УИС. Псков....pdf

8.3. Дополнительная литература

1. Калашникова Н.В., Павлушков А.Р. История пенитенциарной системы России: учебное пособие. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 146 с.

2. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции России: учебник. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. – 428 с.

3. Уголовно-исполнительная система. 130 лет / под ред. С.Х. Шамсунова. – М.: Объединенная редакция УИС МЮ РФ, 2009. – 301 с.

4. Цечоев В.К. История суда России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.

8.4. Периодические издания

1. Ведомости УИС (http://orfsin.ru/archive_numbers/vedomosti/)

2. История государства и права

3. Преступление и наказание (http://orfsin.ru/archive_numbers/prestuplenie_i_
nakazanie/

4. Российская юстиция

5. Тюремный вестник (http://starieknigi.info/index/Tyuremnyj_vestnik.htm)

6. УИС: право, экономика, управление

7. Уголовно-исполнительное право (http://www.apu.fsin.su/area/publishing_
activities/2.php)

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Сайты:

1. Официальный сайт ФСИН России: http://фсин.рф/

2. Официальный сайт Минюста России: http://minjust.ru

Базы и архивы данных:

1. Архив Александра Н. Яковлева: http://www.alexanderyakovlev.org/

2. Международный Мемориал / Архив. Библиотека. Музей: http://www.memo.ru/s/70.html

Электронные библиотеки:

1. Научная электронная библиотека eLibrary: http:// www.eLibrary.ru

2. Научная электронная библиотека КиберЛенинка: http://CyberLeninka.ru

3. Электронная библиотека ВИПЭ ФСИН России (АБИС «МАРК-SQL»): http://93.187.152.186/marc/Default.asp

4. Электронно-библиотечная система: Znanium.com: http://znanium.co

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Программное обеспечение:

1. Программа АСТ-тест (компьютерный банк тестовых заданий).

2. Компьютерные презентации лекций и рефератов обучающихся.

3. Учебные фильмы «Российская тюрьма: вчера, сегодня, завтра», «Развитие пенитенциарной системы Вологодского края до ХХ века».

4. Электронный УМК.

5. Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» (проект «Классика российского права») http://civil.consultant.ru/

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Мультимедиапроектор, DVD-плеер, обучающий стенд «История УИС», наглядные пособия (иллюстрации, ксерокопии документов, компьютерные презентации), учебные фильмы.


 

Рабочая программа дисциплины

 

«история органов юстиции»

 

по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность,
квалификация выпускника – юрист,
направленность (специализация) – административная деятельность

 

 

Оригинал-макет: С. Б. Парняков

Печать: Е. Н. Левичева

 

Подписано в печать 14.05.2018. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 3 экз. Заказ № 6666.

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний». 160002 г. Вологда, ул. Щетинина, 2






СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП.. 4

2. Место дисциплины в структуре ОП.. 4

3. Объем дисциплины.. 5

4. Структура и содержание дисциплины.. 5

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 12

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 15

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 15

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 19

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 21

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 21

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 21

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

В процессе освоения дисциплины «История органов юстиции» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность (утвержден 16 ноября 2016 г. № 1424) формируются следующие элементы компетенций:

Код компетенции Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма Знать: основные факты, даты и этапы развития органов юстиции России; важнейшие историко-правовые документы и основы историографии курса; Уметь: выделять исторические закономерности и особенности развития органов юстиции России; Владеть: информацией об историко-правовых аспектах и традициях будущей профессиональной деятельности. информацией об историко-правовых аспектах и традициях будущей профессиональной деятельности.
ПК-27 Способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования Знать: основные особенности правоприменительной и правоохранительной практики в различные периоды истории России; Уметь: сравнивать и сопоставлять функции и особенности организации аналогичных судебных учреждений и органов юстиции в различные исторические периоды. Владеть: навыками сравнительно-исторического анализа для изучения вопросов становления судебной системы  

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «История органов юстиции» относится к блоку Дисциплины (модули): Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору (Б1.В.17) и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин «История России» в средней общеобразовательной школе и вузовских курсов «История государства и права России», «Теория государства и права».

До начала изучения дисциплины «История органов юстиции» у обучающиеся должны быть сформированы следующие «входные» знания, умения и навыки, необходимые для успешного ее освоения: знания об основных событиях отечественной истории в их хронологической последовательности; представления о проблемах политического и социально-экономического развития страны в исторической ретроспективе; готовность уважительно воспринимать историю и традиции органов юстиции России.

 

3. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «История органов юстиции» составляет 2 зачетных единиц (72 часа).

4. Структура и содержание дисциплины

Примерный тематический план, заочная форма обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

по учебному плану

Контактная работа с преподавателем:

Самостоятельная

работа

Всего часов Лекции Семинарские занятия
1 Становление органов правосудия на Руси в Х – середине XV вв. 5 2 2   3
2 Судебные реформы и органы юстиции в конце XV – XVI вв. 8       8
3 Судебная система при первых Романовых. Тюрьмы в период Московского государства 7       7
4 Преобразование судебной системы при Петре I. 7 2 2   5
5 Преобразования Екатерины II, Александра I и Николая I по судебной и полицейской части. 7       7
6 Судебная реформа Александра II и контрреформа Александра III. 7 2   2 5
7 Тюремная система Российской империи (XVIII – нач. XX в.). 7       7
8 Формирование судебной системы в революционный период (1917-1918 гг.). 7 2   2 5
9 Судебная реформа 1922 года. 7       7
10 Органы юстиции в годы Великой Отечественной войны и последующий период. Развитие УИС в советский период. 10       10

Форма контроля – зачет

         

Всего по дисциплине

72 8 4 4 64

 

Содержание дисциплины


Тема 1. Становление органов правосудия и исполнения наказания на Руси в Х – середине X V вв.

Задачи, предмет, структура и историография курса «История органов юстиции России». Периодизации истории российской юстиции. Соотношение курса с другими учебными дисциплинами. Значение курса для подготовки юристов.

Понятие юстиция. Судоустройство как юридическая совокупность законов и постановлений, определяющих организацию суда и его вспомогательных органов. Судебная власть и правосудие (понятие, признаки и принципы), судебная система в РФ, отдельные виды судов, статус судей.

Современная система органов юстиции в РФ. Признаки органов юстиции. Задачи органов юстиции в государстве и виды деятельности, ими выполняемые. Соотношение понятий «судебная власть» и «правоохранительные органы».

Становление судебных органов и судопроизводства в Киевской Руси. Княжеский суд, полюдье. «Русская Правда»: состав и три основные редакции. Особенности судебной практики и системы наказания исходя из статей Русской Правды. Вира, пеня, продажа. Доказательства обвинения по Русской Правде. Русские кормчие, их появление и состав. Статья «о муже кроваве».

Организация суда на местах. Тиуны княжеские, боярские и сельские. Статус тиунов в Киевской Руси. Особенности суда в Новгороде и Пскове. Вечевой суд.

Церковная юстиция, юрисдикция, особенности судопроизводства.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 225.