Бухгалтерский учет зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества. Система двойной записи появилась в XIII-XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии.
Первым начал систематизировать учет францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494 г.), в котором он раскрывает смысл учетных записей. Эта книга остается актуальной и сейчас. Последователи Луки Пачоли распространили применение учета в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558 г.) - судостроение; А. ди Пиетро (1586 г.) - монастырское хозяйство и банки; Д. А. Маскетти (1610 г.) - промышленность; Людовико Флори (1636 г.) - госпитали, государственные организации; Бастиано Вентури (1655 г.) - сельское хозяйство. Первое в истории общество бухгалтеров было создано в Венеции в 1581 г.
В России бухгалтерский учет как наука получил свое развитие в первой половине XIX в. Его основоположниками стали К. И. Арнольд, И. Н. Ахметов, Э. А. Мудров. К.И. Арнольд приехал из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учета; И.Н. Ахметов - служащий петербургской торговой фирмы; Э.А. Мудров - учитель математики и физики в Олонецкой (г. Петрозаводск) гимназии.
Первые учебники по бухгалтерскому учету появились в России в XIX в. В 1831 г. К. Кларком и В. Немчиновым было издано учебное пособие «Счетная наука»; в 1866 г. преподаватель коммерческого училища в Санкт-Петербурге П. Рейнборт издает «Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам», состоящий из теоретических и практических частей; в 1883 г. А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издает «Курс двойной бухгалтерии»; в 1906 г. в Санкт-Петербурге вышла книга И. Максимова «Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях». Дальнейшее развитие бухгалтерского учета как науки нашло отражение в работах видных ученых XX в.
Все это дает основание рассматривать бухгалтерский учет как науку, которая имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов.
Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению - внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) - капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, хозяйственные операции (процессы) и их результаты - снабжение, производство, продажа и финансовые результаты. Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.
Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.
Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
С 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются в работу, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:
учет сельскохозяйственной продукции и сырья;
учет труда и его оплаты;
учет основных средств и нематериальных активов;
учет материалов;
учет работ в капитальном строительстве;
учет работы строительных машин и механизмов;
учет работы в автомобильном транспорте;
учет результатов инвентаризации;
учет кассовых операций;
учет торговых и расчетных операций.
Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».
Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета бухгалтерского учета - способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция - группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Состоит из двух частей - актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность выступают способом итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.
3. Характеристика средств и источников их образования. \
Средства предприятия классифицируются по источникам образования и целевому назначению:
1. Собственные источники – средства, принадлежащие предприятию. Это:
· уставный фонд – вклады учредителей в денежном выражении в имущество организации. Размер уставного фонда определяется учредительными документами;
· резервный фонд – используется при выплате заработной платы и доходов учредителям при отсутствии или недостаточности других источников;
· добавочный фонд – прирост стоимости внеоборотных активов, выявленный по результатам переоценки;
· прибыль (убыток) отчетного года – обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия и основной источник формирования средств предприятия;
· нераспределенная прибыль – включает нераспределенную прибыль отчетного года и прошлых лет. Эта прибыль может использоваться на выплату доходов, отчисления в резервный фонд, приобретение оборудования; непокрытый убыток – уменьшает статью “нераспределенная прибыль”;
· целевое финансирование из бюджета на приобретение или строительство каких-либо объектов;
· доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам;
2. Заемные или привлеченные источники – они поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечению которого они должны быть возвращены их собственнику:
· долгосрочные кредиты и займы (более 1 года);
· краткосрочные кредиты и займы (до 1 года);
· кредиторская задолженность – задолженность поставщикам, бюджету, органам социального страхования, персоналу по оплате труда и т.п.
· резервы предстоящих расходов – создаются путем равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость продукции отчетного периода;
· прочие виды обязательств.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 324.