Краткая история развития бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативный уровень, его цели и задачи, основные документы  (5 ))

 

 

Бухгалтерский баланс, изменения в балансе в результате хозяйственных операций.

Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовое положение организации на отчетную дату (п. 18 ПБУ 4/99). И различные виды хозяйственных операций могут оказывать разное влияние на показатели бухгалтерского баланса, его структуру или валюту баланса. При этом, поскольку баланс состоит из двух разделов, актива (А) и пассива (П), с точки зрения влияния на бухгалтерский баланс хозяйственные операции бывают 4 видов:

I — А+А-;

II — П+П-;

III — А+П+;

IV — А-П-.

Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями

Приведенные выше типы изменения баланса под влиянием хозяйственных операций показывают следующее:

I — увеличивается один вид актива и уменьшается другой актив;

II — уменьшается один элемент пассива и увеличивается другой пассив;

III — увеличиваются актив и пассив, валюта баланса растет;

IV — уменьшаются актив и пассив, валюта баланса снижается.

Так, например, при выпуске продукции из производства делается бухгалтерская запись Дебет счета 43 «Готовая продукция» — Кредит счета 20 «Основное производство». Под влиянием хозяйственных операций первого типа меняется лишь структура активов, а валюта баланса не изменяется.

 

Счета и двойная запись.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

       Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.

Корреспонденция счетов.

Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи.

Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при отражении на них хозяйственных операций при помощи двойной записи.

Счета называются корреспондирующими.

Установление корреспонденции счетов по отдельным операциям производится в следующем порядке:

1) исходя из содержания хозяйственной операции, определяются объекты учета, которые она затрагивает;

2) определяется вид счета по отношению к балансу (активный или пассивный);

3) устанавливается характер изменения на счетах (увеличение или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции;

4) исходя из схем записей на активных и пассивных счетах, устанавливается корреспонденция счетов.

Бухгалтерская проводка — это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Бухгалтерские проводки (записи) бывают простые и сложные.

При простой бухгалтерской проводке затрагиваются только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, а на втором — по кредиту.

При составлении бухгалтерских проводок необходимо придерживаться следующей логической схемы:

· исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определить, какие объекты учета и какие счета затрагиваются этой хозяйственной операцией;

· установить характер затрагиваемых счетов (установить, пассивные или активные это счета);

· исходя из характера изменений в составе имущества или источников его образования, происходящих под влиянием хозяйственных операций, а также характера затрагиваемых счетов, определить дебетуемый и кредитуемый счета.

 

 

Классификация счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета — это систематизированный пере­чень применяемых счетов, в котором они группируются по разделам. Каж­дый счет имеет свое наименование и цифровой код. К ряду счетов предлага­ются наименования и цифровые коды субсчетов. К плану счетов прилагается инструкция по его применению. В ней даются характеристика каждого счета и учитываемого на нем объекта, взаимосвязь данного счета с другими сче­тами, объекты аналитического учета.

Организациям разрешено при необходимости исключать, объединять или дополнительно вводить отдельные субсчета, устанавливать перечень аналитических счетов.

Учет выбытия ос

После принятия решения на списание того или иного объекта основных средств составляют соответствующий акт на списание имущества:

-- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

(форма № ОС-4)

-- Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а)

-- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б)

Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:

- объекта основных средств - по форме № ОС-4;

- автотранспортных средств - по форме № ОС-4а;

- групп объектов основных средств - по форме № ОС-4б.

Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

 

Понятие отчетности.

Отчетность – процесс, представляющий собой совокупность сведений о результатах деятельности организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативно-технического), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных.

Требования, предъявляемые к отчетности

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данные нормативные документы, если говорить кратко, содержат следующие требования:

· достоверности и полноты (качественное требование);

· целостности (процедурное требование);

· последовательности (процедурное требование);

· сопоставимости (процедурное требование);

· существенности (качественное требование);

· отчетного периода (процедурное требование);

· оформления бухгалтерской отчетности (процедурное требование)

Отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты деятельности организации за отчетный период и показывает, каким образом она получила прибыли и убытки (путем сопоставления доходов и расходов).

Отчет о прибылях и убытках вместе с бухгалтерским балансом является важным источником информации для всестороннею анализа получения прибыли.

Информация, представленная в отчете, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, а также выявить факторы формирования конечного финансового результата. Обобщив результаты анализа, можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли организации, повышения уровня ее рентабельности.

Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, позволяет всем заинтересованным пользователям сделать вывод о том, насколько эффективна деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.

В мировой практике используется несколько вариантов построения отчета о прибылях и убытках, классификация которых обобщена на рис. 1. При этом можно выделить следующие основания классификации по:

§ подходу к классификации затрат:

§ расположению показателей;

§ способу получения финансового результата;

§ способу раскрытия разности между доходами и расходами.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - понятие, история возникновения, отличие от отечественных стандартов. Основные понятия.

Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО) включает в себя следующие документы:

1) Предисловие к положениям МСФО;

2) Принципы подготовки и представления финансовой отчетности;

3) Стандарты;

4) Разъяснения.

В Предисловии к положениям Между народных стандартов финансовой отчетности излагаются цели и порядок деятельности Комитета по МСФО и разъясняется порядок применения международных стандартов.

Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. Принципы не являются стандартом и не заменяют их. В них рассматриваются следующие вопросы:

1) цель финансовой отчетности;

2) качественные характеристики, которые определяют полезность отчетной информации;

3) определения;

4) порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности;

5) понятие капитала и поддержание капитала.

Данный документ предназначен для содействия:

1) Комитету по МСФО в разработке новых и пересмотре действующих стандартов;

2) национальным органам стандартизации в работе над национальными стандартами;

3) составителям финансовой отчетности в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты;

4) аудиторам в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой систему принятых положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании.

Разъяснения МСФО подготавливаются постоянным комитетом по разъяснениям и принимаются Правлением Комитета по МСФО. В них толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Они обеспечивают единообразное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Разъяснения представляют большой интерес для пользователей стандартов.

МСФО разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) , который был создан в 1973 г. Комитет был первоначально основан в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями из десяти стран. С 1983 г. все профессиональные бухгалтерские организации – члены Международной федерации бухгалтеров стали членами КМСФО.

Краткая история развития бухгалтерского учета .

Цели и содержание бухгалтерского учета.

Возникновение учета было продиктовано сугубо практическими целями. Собственнику необходимо было знать, какое количество имущества находится в его хозяйственном ведении.

Системы учета различались лишь видом материальных носителей (восковые фигурки, зарубки, черепки и др.). Независимо от вида носителей информации сложилась система текущей регистрации фактов экономической деятельности, учет был проникнут духом бухгалтерского натурализма и выполнял функцию регистрационного характера.

С течением времени возникла необходимость отражать перечень имущества в виде списка. Сам список носил название инвентарного.

Далее возникла необходимость кодирования имущества, для чего использовали понятие счетов (для каждого собственника свой набор счетов).

С появлением счетов возникла простая бухгалтерия, отражающая лишь одну сторону хозяйственных операций, например приобретение земель означает лишь увеличение площадей земель в собственности, но не отражает источник приобретения имущества. Недостаток - отсутствие взаимосвязи между различными хозяйственными операциями; невозможность выявления финансового результата. Отсутствие взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни и невозможность выявления всей логической цепочки поведения собственника привели к возникновению в 15 веке двойной бухгалтерии, позволившей устранить недостатки простой бухгалтерии и рассматривать хозяйственную деятельность как единую управляемую систему. Бухгалтерский учет зародился в эпоху Итальянского Возрождения. Система двойной записи возникла в 13-14 вв. О бухгалтерском учете как науке впервые упоминается в трудах Бенедетто Котрульи (1458 г.). В работе францисканского монаха Лука Пачолли «Трактат о счетах и записях» (1494 г.) был впервые систематизирован учет и раскрыт смысл учетных записей. В России бухгалтерский учет как наука получил развитие в первой половине 19 в. Его основоположниками стали К.И. Арнольд (первый преподаватель учета, приехавший из Германии), И.Н.Ахметов (служащий петербургской торговой фирмы), Э.А. Мудров (учитель математики и физики в гимназии).

Особенности учета, существовавшего в те периоды времени состояли в следующем: обеспечивался информацией единоличный собственник, при этом все данные содержались в секрете; отсутствовали границы между собственностью и имуществом; не существовало понятия отчетных и текущих периодов и др.

С появлением бухгалтерских проводок учет приобрел направленность: произошел переход от бухгалтерского натурализма к бухгалтерскому реализму.

Различают 4 периода развития бухгалтерского учета:

1. С момента возникновения товарно-денежных отношений до конца 18 в. Здесь характерно появление различных способов регистрации фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах в виде систематических и хронологических записей. И как итог – появление двойной бухгалтерии и бухгалтерских проводок.

2. Конец 18 в. - конец 19 в. Период революционных преобразований в области производства, развития различных форм товарных сделок, увеличение количества финансовых и торговых операций, поэтому повысилось внимание к учету со стороны государства при проведении различных сделок. Публикуются работы по счетоводству. Возникают теории счетоведения и были определены основные положения науки счетоведения.

3. Конец 19 в. - начало 20в. Период становления счетоведения как области научных знаний. Усилия ученых теперь направлены на разработку теоретических основ бухгалтерского учета, определения тех областей, которые являются объектами бухгалтерского учета.

4. Начало 20 в. – по настоящее время.

- до 50-х годов 20 в. Разработка базовых принципов объективной оценки имущественно- правового положения организации, отраслевая направленность учета, расширение государственной регламентации национальных систем и отчетности.

- после 50-х годов по настоящее время. Основные положения учета сохраняются, но в условиях рыночной экономики.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 311.