Реформирование отнош-ий соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды в усл-ях переходного периода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Многочисленные попытки реформирования командной экономики остава­лись малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отно­шений - отношения собственности. Господство государственной собственности и бюрократического централизма не оставляло места для реального действия ры­ночных закономерностей.

Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквива­лентности и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйст­вующих субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодей­ствий качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной собственности должна прийти система многообразных форм собственности, субъ­екты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей. Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом отвести частной собственности, отражающей степень и характер обособленности отдельных эле­ментов и процессов в системе производительных сил. Частная собственность мо­жет выступать как в индивидуальной, так и, что в большей мере отражает особен­ности современного хозяйства, в коллективной форме.

Существенной трансформации подлежит система государственной собст­венности - она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если пред­приятия государственного сектора наделяются правами и ответственностью, пре­вращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма. Го­сударство как собственник может быть представлено, главным образом, через участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо нало­гов) соответственно доле в капиталах.

Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей сме­шанной собственности, а также муниципальной и иных региональных форм соб­ственности; собственности общественных организаций т.д. Главный критерий трансформ ^ии отношений собственности - экономическая эффективность вновь возникающих хозяйственных единиц, комплексов и их взаимодействий. Новые отношения собственности должны соответствовать объективным тенденциям раз­вития производительных сил, способствовать формированию рыночной конку­рентной среды и росту эффективности экономики.

формирования конкурентной среды

Хозяйственный механизм в переходный период направлен на создание экономики с высокой степенью конкурентной активности. Это предполагает фор­мирование соответствующей конкурентной среды. Под последней понимается рыночная система отношений, а также свобода предпринимательства, ничем, кроме гражданского законодательства, неограниченная независимость, которая позволяет принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские ре­шения принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские реше­ния. Конкурентная среда - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

В переходной экономике конкурентная среда несовершенна: не упорядоче­ны права частной собственности и механизмы их защиты, еще полностью не сло­жилась система банков и других финансовых организаций, не отлажены договор­ные отношения между экономическими агентами. Для этого периода характерны слабая видовая дифференциация фирм, преобладание отдельных их видов. Мно­гие из них стремятся извлечь выгоду из монопольного положения. Конкурент­ность рынков развита недостаточно. Широкое распространение получают различ­ные законодательные органы, система лоббирования интересов министерств и от­дельных регионов при утверждении государственных программ развития. Все это подчеркивает слабость и неразвитость режима конкуренции.

Формирование в переходной экономике конкурентной среды - сложный и весьма длительный процесс. Он предполагает демонополизацию и разгосударст­вление экономики, в том числе коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. Не менее важно в этом процессе создание рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов, постепенное прекращение субсиди­рования цен, и, наконец, - обеспечение конкурентных рынков.

Проводя, например, демонополизацию экономики, следует помнить, что этот процесс предполагает не разукрупнение существующих производителей, а создание для них конкурентов на основе диверсификации производства, форми­рования новых производств аналогичной продукции, а также доступ на рынок иностранных конкурентов. Конкурентная среда в сформировавшейся рыночной экономике предпола­гает, что хозяйствующие субъекты строят свои отношения на доверии. Причем чем выше величина потенциального проигрыша по отношению к величине потенциального выигрыша, тем выше должен быть уровень доверия. Отсутствие циви­лизованной конкурентной рыночной среды привело, например, в России к появ­лению "новых предпринимателей", весьма отличающихся от западных. Они, пре­жде всего, не организаторы производства, а, как они сами себя называют, "биз­несмены", ищущие в каждый данный момент максимальной и, главное, быстрой наживы.

На формирование конкурентной среды существенное влияние оказывает хозяйственный риск, высокий уровень неопределенности. Это значит, что участ­ники экономических отношений не могут точно предвидеть промежуточные и ко­нечные результаты своих действий. В переходный период предприниматели Рос­сии работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому спо­собствуют: кризис в экономике и связанное с этим падение объемов производст­ва, разрыв хозяйственных связей, неплатежи; неустойчивость политического по­ложения; незавершенность формирования рыночной инфраструктуры; несовершенство законодательных актов.

 

 

78. Разгосударствление и приватизация в усл перех к рын эк-ке в Р. В ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на различных условиях государственной собственности в собственность частных лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы хозяйствования.

Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальным господством государственной собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения эффективности народного хозяйства. Это будет переход от совместной номенклатурной к индивидуально-номенклатурной собственности. С этой точки зрения процесс приватизации шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок и одновременно результатов процесса перехода к рыночной экономике.

Разгосударствление собственности – термин «отечественного производства», родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией.

Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих государственных.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 234.