Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства.
Административно-командная экономика исторически возникла в форме хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом, экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы, особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились типичные формы административно-командной экономики с присущей им бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов хозяйствования.
После второй мировой войны различные модели административно-командной экономики распространились во многих странах, но это распространение продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.
Проблемы реформирования.
В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу. Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику, поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное реформирование отношений собственности предполагает переход к таким социально-экономическим формам, которые адекватны современным производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных качеств собственности и труда.
76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.
Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины 19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала в годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын. эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого внешнеэк-го и валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для стабилизации зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его роста. Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения не только недопущения разрывов эк-их связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь с помощью превращения предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын. связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва над национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам за 5-6 лет был достигнут довоенный уровень пр-ва.
Что касается восточноевропейских стран, из наиболее распространенных вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они избрали 2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой метод был избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая соб-ть, превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-ия приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась эмиссия денег, отменены налоговые льготы, дотации на различные товары и т. д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация цен. В рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки, усил-ия фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок.
Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в рыночную. Реформа в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост пр-ва, но этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был сохранен частный сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось 60% розничной торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была дана свобода выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но была повышена их ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее гос-ву по договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ-ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие). Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия. Растет вывоз китайских товаров за рубеж.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.