Туристские организации и мероприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Международный туризм в настоящее время проникает во всех сферы жизни общества, а тенденции его развития отличаются космополитическим характером. Оказывая влияние на происходящие социально-экономические, политические, культурные и иные процессы в общественном развитии различных стран и регионов, международный туризм приводит к идее о необходимости интеграции туристских комплексов различных регионов и стран, согласованию их функционирования. Это выражается в появлении различных форм международного сотрудничества и возникновении международных организаций и союзов.

Международные организации – это объединения государственных или национальных обществ неправительственного характера, созданные для достижения общих целей в какой-либо области человеческой деятельности (политике, экономике, социальной и культурной жизни, туризме и др.). Международные организации служат в качестве одной из важных и наиболее эффективных форм многостороннего сотрудничества между государствами, являющимися их членами.

Членами некоторых международных организаций могут быть только государства, а не национальные общества, союзы или ассоциации. Такие организации называются межправительственными. Организации, членами которых являются только общества, союзы и ассоциации, называются неправительственными.

Международные туристские организации могут носить названия: организация, союз, ассоциация, группа ассоциаций, федерация, конфедерация, объединение, ассамблея, комиссия, комитет, фонд, совет, центр, бюро, институт или агентство. Наиболее распространенной международной туристской структурой является ассоциация – объединение на добровольной основе национальных организаций, учреждений и предприятий туристской индустрии, а также физических лиц с целью решения конкретных задач в сфере туризма.

Одной из важных форм международного сотрудничества в сфере туризма, путешествий и гостеприимства являются конференции ООН, первая из них состоялась в Риме в 1963 г. На этой конференции ООН по туризму были представлены 87 стран, а также 5 специализированных организаций, 7 межведомственных и 14 неправительственных учреждений. Работа этой конференции была посвящена регулированию международных туристских связей, обсуждению вопросов пограничных и таможенных формальностей, а также официальному определению понятий, как «временный посетитель», «турист», «экскурсант». Поскольку международный туризм оценивается как естественное и неотъемлемое право людей на свободу перемещения, на Генеральной Ассамблее ООН ещё в 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где, в частности, подчёркивалось право каждого человека свободно покидать любую страну, включая свою собственную.

Вторая Конференция ООН состоялась в Маниле (Филиппины) в 1980 г. В Манильской конференции приняли участие уже 107 стран и 91 межправительственная и неправительственные организации. Важную роль для развития туризма сыграла принятая на конференции Манильская декларация по мировому туризму, в которой основное внимание уделялось международным аспектам туризма, роли туризма в национальной экономике и международной торговле как важного показателя мирового развития. 1967 г. был провозглашён ОНН Годом туризма, который был призван помочь людям достичь лучшего взаимопонимания, осознать ценность туризма как формы укрепления мира и добрососедских отношений между различными народами и культурами[157].

По мнению В. А. Квартальнова, туристские организации можно классифицировать по следующим признакам[158]:

· национально-территориальному: международные, региональные и национальные организации;

· общественно-государственному: правительственные, общественные, частные;

· по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации;

· по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы.

В зависимости от масштабов, сферы и направленности своей деятельности международные туристские организации классифицируются по следующим основным группам: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.

Все организации, действующие на туристском рынке, также можно разделить на две группы – правительственные и неправительственные – в зависимости от того, кого они объединяют: отдельные туристские компании или государственные и общественные организации (Национальная Туристская Администрация).

Правительственные организации созданы правительствами различных стран и обладают государственными полномочиями (местными, национальными или интернациональными). Неправительственные организации подразделяются на общественные организации и ассоциации. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Ассоциация (союз) – добровольное объединение общественных организаций. Ассоциация может быть также добровольным объединением коммерческих организаций (в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты имущественных интересов).

В приложении 15-16 приводятся характеристики важнейших международных и национальных организаций, имеющих наибольшее признание в туристском мире. При составлении характеристик организаций нами были использованы, в первую очередь, их официальные сайты, а также наиболее современная литература[159]. В тексте параграфа ограничимся характеристикой самой влиятельной организации в туристском мире – Всемирной туристской организации.

 

Всемирная туристская организация ВТО

(World Tourism Organization – WTO).

 

Всемирная туристская организация (ЮНВТО), специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. Она служит в качестве глобального форума в области туристской политики и практического источника туристского ноу-хау. ВТО играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, Организация уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.

ВТО является катализатором процессов развития технического обмена и международного сотрудничества, стимулирования и расширения партнерства между государственными и частными организациями, поощрения реализации положений Глобального этического кодекса туризма, что позволяет странам-членам, туристским центрам и предприятиям максимально использовать экономическое, социальное и культурное воздействие туризма и полностью использовать его преимущества, при этом сводя к минимуму отрицательные последствия туризма для социальной сферы и экологии.

В 2007 г. в состав ВТО входят 150 стран, 7 территорий и около 300 присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации. Члены ВТО разделяются на следующие три категории: действительные члены, ассоциированные члены и присоединившиеся члены. Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется всем территориям, не являющимися ответственными за осуществление своих внешних отношений. Территории могут стать ассоциированными членами, если их кандидатуры предварительно одобрены Правительством государства, несущим ответственность за их внешние отношения.

Присоединившимся членами является широкий круг организаций и компаний, непосредственно работающих в сфере туризма и путешествий или в смежных с ней отраслях. К ним относятся авиакомпании и любые транспортные компании, гостиницы и рестораны, туроператоры, турагентства, банковские учреждения, страховые компании, консультационные центры, издательские дома и т.д. Присоединившиеся члены формируют три группы: Деловой совет ВТО, Совет ВТО по образованию и Оперативную группу ВТО по управлению туристскими центрами. Для вступления в присоединившиеся члены требуется официальная поддержка той страны, на территории которой находится штаб-квартира кандидата.

ВТО была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций, и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). В 1967 г. члены Международного союза официальных туристских организаций призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями, особенно входящими в систему ООН.

В декабре 1969 г. Генеральная ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, в которой признавалась решающая и центральная роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма совместно с существующим в рамках ООН механизмом. Во исполнение этой резолюции в мае 1974 г. уставные документы ВТО были ратифицированы государствами, официальные туристские организации которых входили в Международный союз. Таким образом, Международный союз официальных туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой прошла в Мадриде в мае 1975 г. Секретариат Организации разместился в Мадриде в начале следующего 1976 г.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом. В 1976 г. ВТО получила статус исполнительного агента Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), а в 1977 г. было подписано официальное соглашение между ВТО и собственно ООН. В 2003 г. ЮНВТО получила статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций и, таким образом, подтвердила свою ведущую роль в сфере международного туризма.

ВТО преследует следующие цели:

· ускорять и расширять содействие туризма (международного и внутреннего) миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в мире;

· помогать людям иметь доступ к образованию и культуре во время путешествий;

· улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;

· расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым вносить вклад в их экономику;

· выступать в роли международного агентства по координации и сотрудничеству между странами;

· предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета национальных организаций в области туризма;

· определять темы пленумов и заседаний, а также координировать туристские интересы стран-участниц, включая как национальные туристские организации, так и профессиональные секторы и организации, представляющие интересы путешествующих;

· устанавливать постоянную взаимосвязь между различными объединениями туроператоров;

· реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным путем.

Руководящими органами Всемирной туристской организации являются[160]:

Генеральная ассамблея. Генеральная ассамблея является высшим органом Всемирной туристской организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в Ассамблее в качестве наблюдателей.

Исполнительный совет. Исполнительный совет является руководящим органом ЮНВТО, отвечающим за выполнение Организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ЮНВТО, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. Ассоциированные и Присоединившиеся члены участвуют в работе Исполнительного совета на правах наблюдателей.

Региональные комиссии. В составе ВТО имеется шесть региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят на свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона. Присоединившиеся члены из данного региона участвуют в работе Комиссии в качестве наблюдателей.

Комитеты. В ВТО существуют специальные комитеты, образованные членами ВТО для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы: Комитет по программе, Бюджетно-финансовый комитет, Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма, Комитет по исследованию рынка и продвижению туризма, Комитет по устойчивому развитию туризма, Комитет по обеспечению качества, Комитет ЮНВТО по образованию, Деловой совет ЮНВТО и Всемирный комитет по этике туризма.

Секретариат. Секретариат имеет в своем составе около 90 сотрудников, работающих на полной ставке в штаб-квартире ЮНВТО в Мадриде. Генеральному секретарю помогает его заместитель. Сотрудники ЮНВТО отвечают за реализацию программы работы ЮНВТО и выполнение задач, которые ставят члены Организации. Для обслуживания потребностей присоединившихся членов ВТО в мадридской штаб-квартире работает исполнительный директор. К Секретариату также относится вспомогательное региональное бюро для Азиатско-Тихоокеанского региона, которое расположено в Осаке (Япония) и которое финансируется Правительством Японии. Официальными языками ВТО являются английский, арабский, испанский, русский и французский.

Структура ВТО показана на рисунке 10.1. Можно увидеть, что в структуре ВТО выделяются службы, непоредственно подчинающиеся руководству, а также три отдела, имеющие секторную структуру. Первый отдел занимается вопросами международного сотрудничества в сфере туризма в различных регионах мира (сектора). Второй отдел отвечает за вопросы пропагандирования и развития туризма и включает сектора, занимающиеся туристским правом, образованием, вопросами безопасности туризма, а также сбором туристской информации и статистики. Третий отдел занимается программным, документационным и кадровым обеспечением нормального функционирования организации.

Рис. 10.1. Структура ВТО

 

Каковы же основные направления деятельности ВТО? Всемирная туристская организация:

· передает туристский опыт развивающимся странам;

· использует накопленный в течение десятилетий опыт туристской деятельности в целях устойчивого развития народов во всем мире;

· реализует многочисленные проекты как глобального, так и регионального и локального характера;

· проводит прямые акции, направленные на укрепление и поддержку деятельности национальных туристских администраций;

· обеспечивает лидирующие позиции в вопросе внедрения передовых технологий в туризм, а также сокращение разрыва в освоении цифровых технологий между богатыми и бедными странами-членами ВТО;

· стремится к повышению образовательного потенциала трудовых ресурсов в сфере туристской деятельности;

· оказывает содействие членам из государственного и частного секторов в определении и реализации задач, стандартов и мер в области качества как вклад в развитие устойчивого туризма и искоренение нищеты;

· устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности;

· предоставляет самую обширную в мире статистику по туризму;

· обеспечивает правительства и профессионалов в сфере туризма данными для понимания постоянно изменяющегося туристского рынка;

· представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, который учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристской индустрии.

Туристские мероприятия. В рамках данного параграфа мы не будем подробно рассматривать указанный вопрос. В дальнейшем вопросы организации и проведения туристских мероприятий будут рассматриваться при изучении курсов «Выставочная деятельность в туризме», «Маркетинг в туризме», «Реклама в туризме» и др.

Крупнейшими и наиболее влиятельными международными мероприятиями, играющими важную роль в развитии туристской деятельности, являются международные туристские биржи, ярмарки, выставки, салоны. Основными целями таких мероприятий являются: ознакомление с турпродуктами различных фирм; изучение спроса на туристские услуги; установление деловых контактов; заключение коммерческих сделок и подписание договоров; обмен информацией; реклама и продвижение турпродукта. Они могут носить всемирный или региональный характер. Наиболее значительные выставки и ярмарки являются ежегодными и проводятся в определенное время года – перед началом летнего или зимнего сезона по заранее анонсируемым датам и продолжаются от одного до семи дней.

Одна из крупных в мире туристских выставок – Международная туристская биржа (ITB). Она проводится в Берлине с 1966 г. ежегодно в марте в течение 7 дней. Один день отводится только профессиональным участникам, в остальные дни биржа открыта для всех желающих. В ней участвуют представители государственных министерств, ведомств, комитетов и советов по туризму, национальные и региональные туристские организации, турфирмы, туроператоры и турагенты, гостиницы и гостиничные цепи, авиа- и круизные компании, структуры систем бронирования, страховые компании, специализированные издательства, радио и телекомпании.

Крупнейшей в Европе по количеству посетителей стала Международная туристская выставка (SIT) в г. Штутгарте. Она превосходит в последнее время Берлинскую международную туристскую биржу. Штутгартская выставка проводится ежегодно в партнерстве с разными странами. Всемирный рынок путешествий в Лондоне проводится с 1980 г. ежегодно в ноябре-декабре в течение пяти дней с участием турфирм, представителей туриндустрии и средств информации. Наряду с заключением сделок важной задачей Лондонского рынка является ознакомление с новшествами в сфере туризма.

Туристская международная ярмарка (ФИТУР) проводится с 1981 г. ежегодно в январе в Мадриде в течение шести дней. Среди участников – турфирмы, гостиничные объединения, авиакомпании. Ярмарка сопровождается фестивалем народных песен и танцев, показом рекламных фильмов по туризму. Завоевала популярность Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT). Она проводится в течение четырех дней в марте, начиная с 1994 г.

Большим авторитетом пользуются также Лейпцигская ярмарка путешествий, Международный салон по туризму и путешествиям, который проводится ежегодно в середине февраля в Париже в течение 7-10 дней, Международная туристская биржа в Милане – во второй половине февраля в течение пяти дней, Международная туристская выставка стран Азиатского региона (Гонконг), Международная туристская ярмарка (Чикаго), Международная выставка «Туризм» (Гетеборг), Международная туристская выставка «Филоксения» (Салоники) и др.

Календарь проведения основных туристских выставок в нашей стране в 2007 году представлен в пункте 17 Приложения. Если внимательно изучить представленную таблицу, то можно выделить следующие особенности организации туристских мероприятий в нашей стране.

Во-первых, основная часть мероприятий запланирована к проведению на весенние и осенние месяцы, то есть перед предстоящими летним и зимним туристскими сезонами. Чаще всего цель таких мероприятий – позиционирование турпродукта крупных фирм-туроператоров на национальном и международном рынках, а также подписание договоров и соглашений о сотрудничестве.

Во-вторых, следует заметить, что значительная часть всех отечественных выставочно-ярмарочных мероприятий имеет международный статус. Это вполне объяснимо в свете проводимой в стране политики в области туризма, нацеленной на приоритетное развитие в России въездного туризма. Позиционирование отечественного турпродукта и последующее сотрудничество с зарубежными партнерами позволит привлечь состоятельную клиентуру из ряда зарубежных стран.

В-третьих, география выставочно-ярмарочных мероприятий достаточно широка. При этом тяготение их к периферийным городам и регионам не случайно. В большинстве случаев для проведения таких мероприятий выбираются города и регионы, являющиеся стратегическими точками роста туризма. К примеру, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Архангельск, Уфа, Вологда, Иркутск, Рязань – все эти города обладают колоссальным потенциалом для развития отечественного туризма.

В-четвертых, профиль проводимых мероприятий также отличается достаточным разнообразием. В частности, по специализации можно выделить пять групп подобных мероприятий: а) туристские выставки и биржи; б) выставки туристских товаров, спортивного инвентаря и др.; в) выставки, посвященные активным видам отдыха – спортивному, промысловому, экстремальному; г) санаторно-курортные выставки; д) выставки-встречи для проведения деловых переговоров, конференций, обсуждения проблем развития туризма.

В-пятых, организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий в нашей стране занимаются исключительно коммерческие негосударственные предприятия и организации, фонды, акционерные общества, крупные туристские фирмы. Тем не менее, наиболее значимые мероприятия (особенно международные) находятся под патронажем отраслевых министерств и ведомств того региона, где эти мероприятия проводятся.

В-шестых, все выставочно-ярмарочные мероприятия, проводимые в нашей стране, преследуют следующие общие цели: а) позиционирование отечественного турпродукта на национальном и международном туристских рынках; б) пропаганда и реализация турпродукта зарубежных партнеров; в) заключение агентских соглашений туроператорами с целью формирования агентских сетей; г) презентация и последующая реализация товаров туристского спроса – инвентаря, одежды, обуви, полиграфической продукции; д) проведение деловых встреч, переговоров, конференций и т. д.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 291.