Совокупность факторов, влияющих на формирование турпродукта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Автор или источник Год Факторы
Д. Джеффрис 1971 Транспортное средство, используемое для транспортировки до места назначения и на месте; Форма предоставления жилья; Продолжительность отдыха; Маршрут путешествия, расстояние между остановками; Показатели мобильности
А. Буркарт, С. Медлик 1974 Природные ресурсы; Культурные, архитектурные, исторические достопримечательности; Технологические возможности и оборудование; Возможности передвижения
Й. Криппендорф 1976 Природные (климат, пейзаж, флора и фауна и пр.); Этнические (язык, культура и т. д.); Наличие единой инфраструктуры (транспорт, средства коммуникации и пр.); Туристское оборудование (места размещения и развлечения, сувенирные магазины)
ВТО 1980 Туристские достопримечательности и виды деятельности; Средства размещения; Прочие туристские объекты и услуги

Таким образом, мы считаем необходимым обозначить следующие основополагающие факторы, которые непосредственно влияют на формирование турпродукта:

§ природные, исторические, культурно-этнические богатства;

§ различные блага и услуги, существующие в регионе или стране;

§ особенности туристского потребления в данном регионе;

§ институциальные элементы (административные, юридические, профессиональные, научные и т. д.) региона;

§ транспортная доступность и обеспеченность;

§ маркетинговые коммуникации;

§ информационные ресурсы.

Более подробно факторы производства туристского продукта рассматриваются в учебнике А. Ю. Александровой «Международный туризм»[152]. В рамках данной главы рассмотрим основные факторы и их влияние на формирование туристского продукта. Производство туристского продукта требует различных ресурсов. Существуют три основные категории производственных ресурсов: природные и культурно-исторические, людские, капитальные.

Природные и культурно-исторические ресурсы-факторы. Основу туристского предложения составляют природные блага, которым принадлежит особое значение в удовлетворении нужд туристов. Рекреационные ландшафты, комфортный климат, водные объекты, теплые моря, минеральные воды и лечебные грязи – все это привлекает туристов и решающим образом влияет на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру во времени и пространстве. Таким образом, организации отдыха предшествуют выявление и изучение природных туристских ресурсов, которые завершаются их оценкой. Затем определяются правила их эксплуатации и устанавливается режим охраны.

Существует несколько разновидностей оценки природных туристских ресурсов: технологическая – по функциональной пригодности ресурсов для того или иного вида туристской деятельности; физиологическая или медико-биологическая – по степени комфортности природных условий для отдыха и лечения; психолого-эстетическая – определяющими являются эстетические качества местности и особенности их психологического восприятия. При этом также учитываются устойчивость природных ресурсов к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных комплексов. Наиболее распространенной является технологическая оценка.

Привлекательность территории для развития туризма зависит и от ее историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, мемориальными местами, народными промыслами, традиционной живой культурой, музеями, археологическими памятниками, документальными памятниками, сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Существуют разные способы включения историко-культурного наследия в систему туристского обслуживания. Наиболее распространенные формы – организация различного рода музеев и прокладка туристско-экскурсионных маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов зависит от их художественной и исторической ценности, моды и доступности для посещения.

Людские ресурсы. В процессе производства туристского продукта используется труд. Величина труда как экономического фактора чаще всего измеряется количеством людей в трудоспособном возрасте и продолжительностью рабочего времени. Показателем качества трудовых ресурсов служат профессиональные навыки и знания, которые люди постоянно совершенствуют. Можно также определить уровень их способностей и степень заинтересованности в работе. Туризм является одним из наиболее трудоемких секторов мировой экономики. Помимо собственно туристской деятельности по обслуживанию посетителей, значительного объема труда требуют предприятия сопряженных с туризмом отраслей экономики: торговли, строительства, сельского хозяйства, пищевой и сувенирной промышленности и т. д.

Главная особенность труда в сфере туризма состоит в его неквалифицированном характере. Так, 80% занятых в сфере туризма – неквалифицированная рабочая сила. В индустрии туризма также широко применяется женский труд и труд иностранных рабочих и молодежи. Если анализировать особенности трудового режима в сфере туризма, то можно выявить следующие его особенности: невысокая заработная плата; сравнительно длинная рабочая неделя; нестабильный график работы; слабое участие профсоюзов в жизни трудовых коллективов; отсутствие четких должностных инструкций и обязанностей, так как менеджеры туризма выполняют любые обязанности – от гида-переводчика до бухгалтера; сезонный характер работы.

Выделяются три основные формы занятости в туризме:

§ сезонная работа, обусловленная циклическими колебаниями деловой активности; сезон для туризма чаще всего приходится на летний период и период отпусков, каникул и праздников – в остальное время работа в большинстве туристских фирм замирает с последующим высвобождением основной массы работников;

§ неполный рабочий день – широко распространенная форма занятости в гостиничном и ресторанном хозяйстве западных стран; она имеет ряд преимуществ: с одной стороны, позволяет включить в сферу труда те категории экономически активного населения (в частности женщин и студентов), которые совмещают работу в туристском секторе с деятельностью иного рода, с другой – придает необходимую гибкость и оперативность процессу производства туристских товаров и услуг (например, при посменной организации круглосуточной работы);

§ временная работа на период краткосрочной деловой активности – на выходные дни, на время проведения выставок, симпозиумов, деловых встреч, ассамблей и т. д.

В туризме действуют три главные системы оплаты труда. Одна из них основана на «чаевых» и иных добровольных вознаграждениях, выплачиваемых клиентами непосредственно обслуживающему персоналу. Они обычно составляют 10% от суммы, указанной в счете. Но эта практика в последнее время постепенно отходит в прошлое. Хотя ее элементы еще сохраняются повсеместно. Вторая система, основанная на долевом участии в продажах и оказании услуг, создавалась как альтернативная предыдущей форме оплаты труда. Она исходит от прямой зависимости размеры вознаграждения от результатов работы фирмы, повышая материальную заинтересованность работников в увеличении объема предоставляемых услуг. Доля их участия колеблется от 5 до 15%, в отдельных случаях достигая 20% взимаемой с клиента платы.

Третья система основана на том, что на туристских предприятиях устанавливается фиксированная заработная плата. В последние десятилетия эта форма вознаграждения получает наибольшее распространение среди работников туриндустрии, не вступающих в прямой контакт с клиентами. Чаще всего одновременно устанавливаются две последние формы оплаты труда. Наряду с ними применяется и система чаевых.

Особое значение также имеет подготовка кадров для туристской отрасли. Данный вопрос был рассмотрен нами в теме 2. Важным моментом, способствующим успешному развитию туристского бизнеса, явилось создание и принятие в России документа «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии».

Капитальные ресурсы. Первичные факторы производства – труд и земля – вступают в определенные отношения между собой, порождая капитальные (инвестиционные) ресурсы, или капитал. Он с самого начала является производным фактором. К нему относятся средства труда, созданные человеком для производства с их помощью других товаров и услуг. Стоимость капитала переносится на готовую продукцию или предоставляемые услуги постепенно, по частям в виде амортизации.

Классификация элементов капитала, применяемая в России, является типовой и включает: основные (рестораны, бары, гостиницы и др.) и вспомогательные (гаражи, прачечные, котельные и т. д.) здания; сооружения (канатные дороги, фуникулеры, спортплощадки и т. д.); передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительную технику и программные средства к ней; транспортные средства; инструменты; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; прочие основные средства.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.