ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной про­верки результатов образования и воспитания студентов.

Являясь важной ча­стью процесса подготовки специалистов, контроль сам по себе не отме­няет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помо­гает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, примени­тельно к процессу подготовки специалистов, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязан­ную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.[1]

 Предмет педагогического контроля в ВУЗе - это оценка результатов организованного в нем педагогического процесса, то есть это процесс из­ме­рения уровня знаний студентов. Этот процесс основан на принципах метро­логии, что позволяет выделить в нем следующие этапы:

· построение модели объекта измерения (состояния знаний обучае­мого);

· разработка методики измерения;

· создание средств измерения (тестов, контрольных заданий);

· построение измерительной шкалы и выбор плана контроля знаний.

 В зависимости от времени обучения педагогический контроль де­лится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.

Текущий контроль мо­тивирует обучение в результате осуществления диффе­ренцированного под­хода к успевающим и неуспевающим студентам. Используются устный оп­рос, письменные конт­рольные работы, ознакомле­ние с дневниковыми запи­сями и документами, с текущими отчетами по учеб­ной и производ­ственной практике, с данными самоконтроля.

Цель тематического контроля — оценка результатов изучения опреде­ленного раздела или темы программы. Осу­ществление этапного контроля, зачеты по разделам програм­мы, степень готовности курсовых проектов, ди­пломных ра­бот — задача рубежного контроля, в котором выявляются учеб­ные достижения каждого студента перед тем, как пре­подаватель пере­ходит к изучению следующей части учебного материала. В текущем, тема­тическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использо­вать стандарт­ные тестовые программы и технические средства, позволяю­щие каждому студенту самому выявить имеющиеся у него пробелы в зна­ниях и принять меры по их устранению.

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохожде­ния всего учебного курса. Данные итогового конт­роля позволяют оценить работу и педагогов, и студентов. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выяв­ляются индивидуальные достижения, Способности от­дель­ных студентов углубленно изучать данный предмет. На старших кур­сах оце­ниваются результаты научно-исследовательской практики, диплом­ной ра­боты.

Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, кото­рая призвана коллегиально принять оконча­тельное решение о результа­тах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе студентов с курса на курс, к вы­пускным экзаменам, к защите диплома или дипломного проекта. Присвоение квалификации производится на основании решения государст­венной экзаменационной, комиссии. 

Выделяют четыре основные функции педагогического контроля в ВУЗе: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, наце­ленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по ито­гам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика – это важнейшая часть научной системы педагогического контроля, которая непо­средственно связана c процес­сом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности.

Обучающая функция. Появление программированного обучения, а вместе с этим и программированного контроля знаний повлекло за собой су­щественное расширение функций контроля; последний стал органичной ча­стью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обрат­ной связи между студентом и преподавателем. Обучение стало дифференцирован­ным в полном смысле этого слова: каждый студент приступает к изучению нового материала независимо от других только после освоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались им неосвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные двигаются быстрее, менее способные вынуждены прилагать дополнительные усилия для преодоления возникающих затруднений.

Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависи­мости от результатов контроля принимается решение о необходимости про­ведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи неус­певающим студентам, о поощрении хорошо потрудившихся студентов и пе­дагогов. Центральным организующим моментом педагогического процесса яв­ляется активизация, под которой понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержа­ния, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют по­вышению интереса, активности, творческой самостоятельности студента в ус­воении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

Воспитывающая функция. Хорошо организованный педагогический контроль обладает хорошим воспитательным эффектом. Уже не раз отмеча­лось, что проверка помогает совершенствовать знания, делает их более яс­ными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.

В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функ­ции, как правило, тесно взаимосвязаны. Например, семинары выполняют ди­агностическую, обучающую и воспитывающую функции, метод программи­рованного обучения – обучающую, организующую и диагностическую; вме­сте с тем, имеются формы контроля, в которых четче проявляется та или иная ведущая функция. Так, зачеты, экзамены, коллоквиумы и тестовые проверки выполняют преимущественно диагностическую функцию. Это нередко расце­нивалось как недостаток. На самом деле монофункциональность метода часто оборачивается преимуществами в достижении качества контроля, быстроты, экономичности, более эффективного выполнения той функции, для которой тот или иной метод специально разрабатывался.[2]

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.