Законодательная деятельность Парламента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена Биллем о правах 1689 года. Он отменил право короля приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть, сделал незаконным измене­ние законов монархом без согласия парламента.

Пар­ламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон. Издание законов - самая значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины всего его вре­мени уходит на законодательную работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно: 60-70 в год. Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства.

Процедура рассмотрения законопроектов различается в зависимости от того, к какой категории относится законопроект: к категории частных или публичных биллей. Билли подразделяются на публичные и частные по кругу регулируемых вопросов.

К частным биллям относятся те, которые затрагивают индиви­дуальные интересы или имеют лишь местное значение (зако­ны, регулирующие деятельность компаний и кор­пораций; законы, действующие в пределах определенных админист­ративно-территориальных единиц). Частные билли вносятся лица­ми, заинтересованными в их принятии (это могут быть мест­ные органы, государственные учреждения, корпорации).

Предложение о частном билле может внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата.

Ранее частный билль был самым многочисленным типом законопроекта. Сейчас ситуация изменилась. Почти все время Палаты общин (90%) занято рассмотрением законопроектов, вносимых правительством.

Публичный билль – законопроект, который вносит Правительство.

К публичным относятся те билли, которые затрагивают общие интере­сы. Их действие, как правило, распространяется на террито­рию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы.

Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе они внесены, подразделяются на прави­тельственные законопроекты, то есть, внесенные депутатами-членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть, внесенные рядовыми членами парламента, не являющими­ся членами правительства.

Порядок рассмотрения публичных биллей сохраняется на протяжении всей истории парламента. Всякий публичный законопроект должен пройти в Палате общин пять стадий: первое чтение, второе чтение, стадия ко­митета, стадия доклада и третье чтение.

В дополнение к это­му, если текст законопроекта был изменен в Палате лордов, то в Палате общин должны быть рассмотрены поправки Палаты лордов.

Внесению за­конопроекта в парламент (первое чтение) предшествует длительная предпарламентская стадия его разработки. Все консультации носят конфиденциальный харак­тер. Проект закона не обнародуется. Члены Парламента не видят текста законопроекта вплоть до момента его представления.

Законодательная инициатива в Великобритании принад­лежит только членам парламента. Министр, когда вносит законопроект, формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член парламента.

Порядок внесения билля в палату носит наименование первого чтения. Это чисто формальная стадия. Процедура первого чтения состоит в следующем. Член палаты, жела­ющий внести законопроект, делает уведомление спикеру о своем намерении. Когда спикер обращается к этому депутату, тот вручает клерку палаты так называемый «фиктив­ный билль», то есть лист бумаги, в котором указывается короткое и длинное название билля, фамилия депутата, внесшего законопроект, и тех депутатов, которые выступают в качестве поручителей по законопроекту (не менее 12 членов палаты). Клерк зачитывает краткое название законопроекта, называет день для второго чтения.

Второе чтение - чрезвычайно существенная стадия. По существу, это первое публичное обсуждение законопро­екта. Только на этой стадии начинается его обсуждение. В этой стадии палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо поправки к нему. Она решает вопрос, в принципе, насколько целесообразен внесенный проект. Парламентские прения на этой стадии не оказывают влия­ния на содержание статей законопроекта. Второе чтение может быть окончено либо одоб­рением законопроекта и направлением его в комитет для внесе­ния поправок, либо отклонением законопроекта в целом.

В начале второго чтения спикер ставит вопрос о том, при­ступить ли к нему. В этот момент любой член Палаты общин может возразить против предложения спикера: внести поправку о том, чтобы отложить второе чтение, или поправку с указанием оснований, по которым законопроекту вообще должно быть отказано во втором чтении. Эти предложения ставятся на голосование.

Таким образом, в отличие от законодательного процесса некоторых других западных стран, где законопроект сначала рассматривается комитетами, а потом - на пленарном засе­дании (США, Франция, Италия), в Великобритании законо­проект сначала обсуждается палатой в полном составе и лишь потом направляется в комитет.

Комитетская стадия. Билли, одобренные во втором чтении, направляются в постоянные комитеты (либо рас­сматриваются палатой, преобразованной в Комитет всей палаты).

Правила процедуры в комитетах не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не действует правило, запрещающее члену Палаты общин выступать более одного раза.

При переда­че законопроекта в комитет палата дает комитету специальные инструкции, которыми определяются полномочия комитета в отношении данного законопроекта.

В комитете законопроект рассматривается детально, сло­во за словом, статья за статьей. Комитет имеет право отклонить (изменить/дополнить) любую статью законопроекта. Однако, комитет не вправе вносить такие по­правки, которые искажают принцип законопроекта.

Комитетская стадия заканчивается составлением докла­да по законопроекту, который представляется Палате об­щин.

Стадия доклада. В стадии доклада палата обсуждает сделанные комитетом поправки и решает, дол­жны ли отдельные статьи законопроекта быть принятыми в прежнем виде, с поправками комитета или новыми поправ­ками, предложенными членами палаты. Билль не рассматривается статья за статьей. Практически обсуждение ограничивается предложением отдельных по­правок и голосованием по ним. Спикер вправе отбирать поправки, подлежащие обсуждению.

Как правило, третье чтение законопроекта имеет место сразу же после окончания стадии доклада. Это формальный этап обсуждения, ибо па­лата связана уже принятыми положениями законопроекта. После голо­сования законопроект считается принятым Палатой общин. Если законопроект был внесен первоначально в Палату общин, издается приказ, чтобы клерк «отнес билль к лордам и просил их со­действия». Законопроект передается в Палату лордов с над­писью «да будет передано господам».

После прохождения законопроекта через обе палаты он должен получить одобрение королевы и вслед за тем стано­вится законом. Формально монарху принадлежит право абсолютного вето (также как и право быть командующим вооруженными силами страны, право заключать международные договоры и т.д.), но он этими правами не пользуется. Последний случай применения права вето монархом имел место в 1707 году. Наиболее полно сложившуюся обстановку отражает фраза - «Спящий лев». Королевское согласие на билль - формальная стадия законодательного процесса.

Финансовое законо­дательство — исключительная прерогатива Палаты общин. Финансовые билли могут быть внесены только в Палату общин.

За Палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над фи­нансами. Правительство не имеет права расходовать государственные средства и вво­дить налоги без согласия парламента. Однако, право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадле­жит правительству. Ему же принадлежит инициатива в финансовых вопросах. Право внесения в Палату общин за­конодательного предложения о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно правительству.

Делегированное законодательство. Парламент — вер­ховное законодательное учреждение, и ни один орган не мо­жет законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе, и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительст­вом на основании законов постановления называются поэто­му актами делегированного законодательства. Комитет по делегированному законодательству представляет палатам доклады о тех актах, которые считаются заслуживающими внимания.

Контроль над правительствомвторая главная функция Палаты общин.

Формы парламентского контроля – это вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты. Особое место в механизме парламентского контроля занимает финансовый контроль.

Вопросы — наиболее часто практикуемая форма парламентского контроля. Существуют устные и письменные вопросы. Для ответов министров на устные вопросы депутатов отводятся строго определенные часы и дни: ответами на вопросы открывается заседание; они заслушиваются ежедневно (кроме пятницы). На ответы отводится 1 час (он может быть продлен на 15 минут). Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течение 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни - дру­гие министры. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских де­батах («Ханзарде»).

Порядок представления вопросов также строго регла­ментирован. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате предварительное письменное уведомление. Ес­ли депутат желает получить письменный ответ, уведомление предо­ставляется за семь дней; устный - за два дня. Депутат не вправе требовать ответа на свой вопрос до истечения этих сроков. Без предварительного уведомления вопросы не допускаются.

Число вопросов, которые депутат может задать минист­ру в течение одного заседания, ограничено двумя. При этом ему дается право задать дополнительный вопрос, име­ющий отношение к основному. Ни один вопрос не может быть задан министру после истечения «часа вопросов», за исключением случаев, когда спикер признает, что вопрос имеет «неотложный характер общественного значения».

Министр может отказаться отвечать на вопрос. В этом случае вопрос может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.

Предложения (motions) — своеобразная форма парламен­тского контроля. По существу, это проект резолюции, в котором формулируется позиция по определенному вопросу. Обычно предложения вносятся оппозицией (с этой целью выделено 20 дней в сессию). Например, это может быть предложение о недоверии правительству, либо предложение, в котором выражается сожаление по поводу правительственной политики и предлагается при­нять иной курс действий.

Возможность проведения дебатов по политике правитель­ства возникает также при обсуждении тронной речи короле­вы. По существу, это подготовленный правительством до­клад, в котором оно представляет на рассмотрение палаты программу своей деятельности на текущий год. За представ­лением доклада следуют шестидневные дебаты. Любой депу­тат имеет право предложить поправку к тронной речи, в ко­торой выражается пожелание Палаты общин к правительст­ву. Обычно поправки к тронной речи вносятся депутатами оппозиции.

Парламентский уполномоченный по делам админист­рации (Parliamentary Commissioner for Administration) – омбудсмен - часть парламентского механизма контроля над министерст­вами. Должность была введена законом о парламентском уполномоченном в 1967 году. Омбудсмен - должностное лицо, обязанностью которого является рассмотрение жалоб граждан на действия министерств и проведение соответствующих расследований.

В отличие от скандинавских стран, где омбудсмен изби­рается парламентом, в Англии он назначается прави­тельством. Парламентский уполномо­ченный не может быть членом парламента (обычно на эту должность назначаются гражданские служащие или юристы), вследствие чего жалоба должна быть передана депутату, и уже последний решает, направить ли ее парламентскому уполномоченному. Результатом расследований омбудсмена явля­ется доклад, который он посылает соответствующему депутату.

Палата лордов

Палата лордов формируется на не­выборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так на­зываемую «золотую книгу» английского дворянства. Это пэ­ры парламента. Они подразделяются на духовных и свет­ских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории свет­ских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате — 789 потомственных пэров и пэресс.

В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них — это политические и партийные де­ятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышед­шие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, проф­союзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.

Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы. Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В Палате лордов, как и в Палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь зна­чительно, как в Палате общин.

Председатель Пала­ты лордов - лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значитель­но отличаются от того положения, какое занимает спикер в Палате общин. Лорд-канцлер - член кабинета и назна­чается лично премьер-министром. Он является также гла­вой судебной системы страны. В Палате лордов он прини­мает участие в дебатах и голосовании.

Лорд-председатель комитетов (его заместитель) председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание Комитета всей палаты. Они назначаются палатой ежегодно в начале сес­сии.

Постоянным должностным лицом Палаты лордов являет­ся клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка Палаты общин.

Каждая партия в Палате лордов имеет своего лидера. В их обязанности входит пла­нирование дебатов в палате. В Палате лордов также имеются главные «кнуты» и их помощники, выполняющие те же фун­кции, что и «кнуты» в Палате общин. Но в Палате лордов не существует никаких соглашений между «кнутами», касаю­щихся отсутствия на заседаниях равного числа членов пала­ты от правящей и оппозиционной партий.

Во время заседаний члены па­латы (за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции.

Заседания проводятся с понедельника до четверга и в конце сессии — по пятницам (всего — около 160 дней в сес­сию). Заседания начинаются с краткого «часа вопросов» (эта процедура занимает около 20 мин), но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты занято рассмотрени­ем правительственных биллей.

Палата лордов имеет собственные постоянные правила. Однако регламент в ней не столь строг и жесток, как в Па­лате общин. Ответственность за поддержание порядка в палате лежит на всех ее членах. В Палате лордов не существует каких-либо правил для сворачивания дебатов по законопроектам. Не имеется здесь также правил, обусловливающих преимущество правитель­ственных дел над другими делами.

Регулярно на заседаниях палаты присутствует и прини­мает участие в голосовании около трети ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия в ее заседаниях.

Законодательная деятельность Палаты лордов. Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законо­проекты могут вноситься в Палату лордов. В качестве части верховного зако­нодательного органа Палата лордов рассматривает и прини­мает с поправками или без поправок законопроекты, приня­тые Палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Порядок прохождения законопроекта в Палате лордов в основном тот же, что и в Палате общин. Рядом особенностей отличается рассмотрение в Палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чте­нии. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.

Вместе с поправками, сделанными лордами, финансовый законопроект передается в Палату общин. Послед­няя рассматривает эти поправки и, в случае несогласия с ними, вместе с обоснованием, объясняющим причины несогласия, и вновь сде­ланными поправками законопроект передается на новое рассмотрение Палаты лордов. Этот процесс обычно разрешается путем компро­мисса.

Финансо­вый законопроект, принятый Палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в Палату лор­дов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

Контроль Палаты лордов над правительством. Прави­тельство не несет политической ответственности перед Пала­той лордов, и последняя не может заставить его уйти в от­ставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и Палата общин, но в условиях менее жесткой ре­гламентации. Процедура Палаты лордов не ограничивает продолжи­тельности времени, отводимого для вопросов пэров минист­рам.

Другая функция Палаты лордов - она выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны и на реше­ния судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по уго­ловным делам. Решение, которое она выносит по апелля­ции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год. Рассмотрение апелляций проводится в Комитете по апел­ляциям. В решении дел могут принимать участие только лорд-канцлер, 11 орди­нарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности.

 

 


 


Список литературы

 

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М.: 1980

2. Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция). - История (газета) № 24, 1998

3. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. - Новая новейшая история (журнал) №6, 1993

4. Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. -Новая и новейшая история (журнал) № 6, 1999

 


 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.